Дуэль

Duel.jpgВ июне компания Universal Pictures Rus преподнесла превосходный подарок киноманам России, выпустив на DVD классический психологический триллер Стивена Спилберга «Дуэль» («Duel»). Этот фильм, снятый в 1971 году, стал первой полнометражной картиной двадцатичетырехлетнего режиссера (до этого он снимал только эпизоды для телевизионных сериалов, включая «Коломбо», короткометражные ленты и любительские фильмы). Сценарий к нему на основе своего рассказа написал известный американский автор научно-фантастических и мистических романов Ричард Мэтисон, по произведениям которого было поставлено много успешных кинолент, в том числе «Невероятный уменьшающийся человек», «Человек-Омега», «Куда приводят мечты», «Отзвуки эха» (сейчас по роману писателя «Я – легенда» снимается одноименный фильм с Уиллом Смитом – это будет уже его третья экранизация). Главную роль в «Дуэли» исполнил великолепный актер Деннис Уивер, к сожалению не известный нашей широкой публике, но очень популярный в США («Печать зла», «Дуэль в Дьябло», телевизионный детективный сериал «МакЛауд»). Примечательно, что первоначально фильм был снят для американского телевидения, однако благодаря своему ошеломляющему успеху у зрителей, в Европе он уже демонстрировался на широком экране. Специально для кинотеатральной версии Спилберг добавил несколько дополнительных эпизодов, и в итоге картина, продолжительность которой была 74 минуты, «разрослась» до полутора часов (у нас UPR выпустила полную версию). Удивительно, что лента, которая обеспечила Спилбергу путь в большое кино и которая до сих пор считается многими кинокритиками одним из лучших его фильмов, была снята им всего за 13 дней. Кстати, задолго до рассвета эры DVD и лицензионного видео в нашей стране, еще во времена существования СССР, «Дуэль» показывали по советскому телевидению на модном тогда канале «2х2».

Duel1

Дэвид Манн (Деннис Уивер), обычный среднестатистический американец (это подчеркивает даже его фамилия – с английского «man» переводится как «человек»), обремененный домашними и служебными проблемами, едет на своем «Плимуте Вэлиант» по бескрайним просторам Калифорнии на очень важную деловую встречу. Он очень спешит, так как боится потерять крайне выгодного клиента. Неожиданно на пустынной дороге перед ним возникает медленно едущий бензовоз. Раздраженный Манн обгоняет его, после чего грузовик, прибавив скорости, опять оказывается впереди его машины. После своеобразной игры в «перегонки» бензовоз вновь вырывается вперед и, на этот раз, уже не позволяет Манну его обогнать – он намеренно виляет своим прицепом то влево, то вправо. Наконец-то грузовик сбросил скорость, и Манн увидел, как из кабины высунулась рука, приветливо приглашающая его пойти на обгон. Только в последнюю секунду Манн смог увернуться от идущей в лоб другой машины. Он с ужасом понял, что веселье прекратилось, и началась игра не на жизнь, а на смерть…

Duel2

Как вы уже убедились, сюжет «Дуэли» довольно незатейлив. В фильме также мало диалогов (в основном за кадром озвучены судорожные мысли испуганного главного героя). Однако в этой картине молодой Спилберг хорошо уяснил главную формулу успеха – с первых же десяти минут заинтриговать зрителя, не давая ему отвлекаться на посторонние детали, и держать его в постоянном напряжении вплоть до финальных титров (многие приемы из «Дуэли» он удачно использовал в другом своем шедевре «Челюсти»). Ему это великолепно удалось. Очевидно, что при создании фильма режиссер руководствовался гениальными произведениями мастера «саспенса» Альфреда Хичкока. Также особо хочется отметить восхитительную работу оператора – при просмотре картины создается впечатление, что ты сам сидишь за рулем «Плимута».

Duel3

Вклад этой ленты в мировой кинематограф неоспорим. Думаю, не ошибусь, если скажу, что «Дуэль» явилась родоначальником всех современных т.н. «дорожных триллеров» (не путать с «road movies» – «дорожными фильмами», представляющими собой культурный феномен США, про людей стремящихся порвать с обществом, в котором они живут, путем поиска смысла жизни на дороге за рулем автомобиля). Фильмы «Попутчик», «Джиперс Криперс», «Шоссе смерти», «Ничего себе поездочка» и многие другие берут свое начало с «Дуэли» – без нее они бы просто не существовали.

Duel4

Картину Спилберга, несмотря на ее кажущуюся простоту, можно пересматривать много раз и при этом находить какие-нибудь новые нюансы, не замеченные ранее. Она полна аллегорий. Страх Манна перед взбесившимся грузовиком является не чем иным, как страхом обывателя перед неумолимо надвигающейся безжалостной и безликой угрозой уничтожения его ценностей. Это восстание создания против своего создателя по аналогии с «Франкенштейном» Мэри Шелли (наверняка великий и ужасный Стивен Кинг неоднократно штудировал «Дуэль» перед тем, как написать известный рассказ «Грузовики» и позднее снять по нему единственный в своей режиссерской карьере фильм «Максимальное ускорение»). Потрепанный бензовоз вобрал в себя все кошмары среднего американца. Характерно, что мы никогда не видим его водителя, так как главным антагонистом является не он, а машина, которая живет своей жизнью. Человек может побороть свой страх только тогда, когда он перестанет убегать от него и смело его встретит лицом к лицу.

Duel5

Полностью согласен с одним американским рецензентом, который утверждает, что «Дуэль» «не просто первый фильм великого режиссера, а сама по себе великая картина».

Duel6

В заключение несколько слов об отличном релизе компании Universal Pictures Rus. Выпущенный ею DVD полностью аналогичен первозонному: кроме английской звуковой дорожки он богат дополнительными материалами о съемках фильма, о написании сценария и т.д.

Duel7

Если вы уже видели эту ленту, то пересмотрите ее, найдете много нового. Если же вы ее будете смотреть в первый раз – я вам очень завидую, так как получите истинное, ни с чем не сравнимое, удовольствие.

Navis

Комментарии

  1. July 19th, 2006 | 9:50 pm

    Классный фильм! Смотрел давно, но до сих пор помню “высунулась рука, приветливо приглашающая его пойти на обгон” 🙂

  2. July 23rd, 2006 | 1:29 pm

    Кстати, посмотрел и этот фильм по Вашему совету. Следует заметить, что в выборе кино, кажется, я стал Вам доверять…

  3. July 23rd, 2006 | 10:50 pm

    Уважаемый jtraub!
    Спасибо за доверие. И в дальнейшем будем стараться рецензировать фильмы, представляющий интерес (однако, думается, что необходимо рассказывать и о плохих фильмах, чтобы другие не тратили свои деньги и время на их просмотр).

Оставить комментарий