G`Day, Бен Мендельсон

«… он был одержим какой-то нервной непоседливостью,

ни в каком положении не мог оставаться спокойным…»

Вальтер Скотт, «Айвенго»

Куда бы он ни шёл, он идёт веселиться. Какой бы серьёзной ни была роль, на площадке будут танцы, а также обязательно будет стырен какой-нибудь реквизит. У этого джентельмена есть суперспособность: обаяние массового поражения, присущее в равной степени разве что котам. Это статья про парня, которому некогда взрослеть. Про Бена Мендельсона.

Здесь одни из вас воскликнут: «Ага, Директор Кренник!», другие со знанием дела скажут: «Дэнни Рэйберн!», третьи усмехнутся: «Ааа, зелёный мужик из «Капитана Марвел»!», интеллигенты цокнут языком: «Король Георг!», особо продвинутые щёлкнут пальцами: «Нолан Сорренто!», модники перебьют их: «Шериф Ноттингемский!», кто-то даже припомнит очаровашку Льюиса из «Кози» или Дэйва из «Как поймать монстра». А многие и вообще спросят: «А кто это?». Не удивлюсь. Хотя Бен Мендельсон давно уже стучит ногой в голливудский список «А», главных ролей у него до сих пор не так много, а специализируется он в основном на негодяях. Но такое описание его характерного типажа было бы не совсем правильным: в его послужном списке и наивные юноши, и бесцельные раздолбаи, и хорошие парни, и безнадёжные неудачники, и ковбои, и доблестные офицеры. Однако я не собираюсь ни перечислять его фильмы и роли, ни излагать биографию героя.

О чём же ещё писать в статье про знаменитого на весь мир австралийского парня? Про то, какой он гик и игроман, или как он любит поесть, как одинаково хорошо ладит с кошками и собаками, или что непомерно много курит, или что непоседлив, вертляв и смешлив до крайности? Или же про то, что почти никогда не репетирует, предпочитает экспромт и подчёркнуто почтительно относится к поклонникам (своими глазами довелось наблюдать, как он извинялся перед толпой подростков за то, что опоздал на мероприятие из-за пробок и не смог с ними сфотографироваться)? А может, про то, что у него стойкий иммунитет к звёздной болезни, хотя его карьера и начиналась с работы с Аланом Рикманом («Куигли в Австралии») и Энтони Хопкинсом («Эксперт»), а продолжилась в киновселенных DC, Marvel и Star Wars?

Кстати, отчего бы не написать о его совместных работах, многие из которых стали крепкими творческими альянсами. В Австралии его коллегами часто были ныне не менее известные актёры: Джоэл Эджертон, Расселл Кроу, Тони Колетт, Ноа Тэйлор, Хью Джекман, Кайли Миноуг, Николь Кидман. Когда же на Бена обрушилась международная слава, его частыми партнёрами по съёмкам стали Райан Гослинг (как актёр в «Месте под соснами» и как режиссёр в «Как поймать монстра»), Кристиан Бэйл («Новый Свет», «Исход: цари и боги», «Тёмный рыцарь: возрождение легенды»), Джуд Лоу («Чёрное море», «Капитан Марвел»), Риз Ахмед («Изгой Один», «Уна») и Гэри Олдмэн (опять же «Тёмный рыцарь» и не менее тёмные «Тёмные времена»). Помню, как обсуждали «Тёмные времена» на предпремьерном показе, ещё задолго до исторического «Оскара» Олдмэна, и Мендельсон отозвался о работе с последним с большой теплотой и ноткой бесшабашного веселья:

«Мне несказанно повезло работать с Гэри прежде, на съёмках «Тёмного рыцаря», и когда мы снова встретились, я подумал – ну, опять! Вот круто будет!»

И действительно, получилось круто: обоим достались серьёзные роли – Уинстона Черчилля и короля Георга VI – но заставить себя собраться и перестать дурачиться, по их собственным рассказам, было непросто. Впрочем, озорной нрав и австралийский юмор не только не помешали Бену блестяще исполнить роль царственной особы, но и изрядно пошутковать на эту тему на пресс-конференции:

«Да, так вот для тех, кто всё ещё сомневается в том, что я австралиец и намылился сыграть короля: ну и что ж с того? Чтоб вы знали, если в Австралии актёр-иностранец приедет играть австралийца, это приведёт к всеобщей забастовке на континенте!»

Да, да, не удивляйтесь. Это не столько австралийская национальная особенность, сколько индивидуальная стилистика речи мистера Мендельсона: сочетание жаргона с высоким стилем, ругательств с поэзией и местных пословиц с неизбитой красоты метафорами. Всё это, как правило, сопровождается беспорядочными жестами разной амплитуды и направленности. Так вышло и с моим вопросом о возможной реакции британского королевского двора на его великолепное исполнение роли короля Георга и о его подготовке к роли:

«Во-первых, нет, никакой реакции не было. Да я и не нуждаюсь в разрешении королевы», – ответил он, лихо развернувшись и взмахнув рукой с беззаботностью очаровательного кота под аплодисменты всего зала в Сан-Франциско, – «Наверное, так и должно быть, если живёшь в демократической стране»

«Во-вторых, ну, в смысле, по первой части твоего вопроса – каким человеком был Георг. Он совершенно точно не подходил на роль монарха. Собственно, королём должен был быть его брат, но он замутил с одной из ваших (американских) бабёнок, и тут уже пришёл черёд того, кого я имел честь сыграть, отдуваться за всех и продолжить войну. Он был, ну… Да я понятия не имею, каким он был, и могу лишь передать то, как он сам это демонстрировал. Он точно был чрезвычайно скромным человеком, которому приходилось полностью концентрироваться на своих обязанностях и исполнять их как нельзя лучше». А затем добавил, – «И если взглянуть на его дочь (королева Елизавета II), то можно увидеть воплощение и, возможно, высшее средоточие этих качеств. Вот как я это вижу»

Театральное прошлое и профессиональное чувство акустики позволило Бену отвечать на вопрос без микрофона (который он зачем-то отдал мне) в зале на 1400 человек. В фильмах он не менее умело управляет модуляциями собственного голоса, делая его то зловеще-вкрадчивым, то грубым и нахальным, то резким и требовательным, то приятным и бархатистым. То же он проделывает и с различными акцентами: во время интервью старается не сбиваться на привычный австралийский темп и слэнг, в фильмах использует всю палитру от оксфордского британского до развязного американского. Вот бы услышать от него ирландский – это предел мечтаний.

Он зачастую любит додумывать бэкграунд своих персонажей далеко за пределами сценарных рамок, к примеру, собирался наделить Директора Кренника из «Звёздных войн» идеальным дикторским британским диалектом, хотя режиссёр Гаррет Эдвардс в итоге отговорил его не отступать от книги Джеймса Лусено, где проясняется простое происхождение героя, и, собственно, от самого сценария. Во всех своих героях, даже однозначно отрицательных, он ищет некую человечность и причины их антагонизма, подчёркивая их индивидуальную злодейскую мотивацию.

Тот же Директор Кренник в его описании – «особенный, австралийского разлива, а мы, австралийцы, хороши во всяких пакостях; и потом, он умнее и изобретательнее многих своих предшественников, ну а кроме того, сексуальнее» (Star Wars Celebration panel, 2016). Нолан Сорренто – «парень с задетым самолюбием, который мыслит себя хозяином вселенной, да ещё и хочет, чтобы все кругом за это платили, вот такой вот козёл, ну просто грёбанный придурок, задумал тягаться с ребятами, которые изобрели интернет» (Daily Telegraph Australia, 2018). Марвеловский воин Талос из загадочной расы скруллов – «что-то вроде главаря гангста-рок компашки, или даже метал-хэдов во вселенной Marvel, хотя, пожалуй, наши AC/DC звучали бы для них чересчур торжественно» (News Com Au, 2019).

Считается, что именно отрицательные персонажи у Мендельсона выходят особенно хорошо, поскольку он блистательно умеет даже негодяйский образ завернуть в обаятельную обёрточку из собственного внешнего шарма, в этом с ним может посоревноваться разве что его друг и коллега Гэри Олдмэн. Однако не стоит забывать и о строго положительных героях Мендельсона, таких, как простой парень Эдди из «Кефали», тот же король Георг VI, или благородный капитан Эмметт Даттон из «Австралии» – своеобразная кинематографическая цитата классического образа британского офицера из «Моста Ватерлоо», вспомните Роберта Тейлора.

Впрочем, совершенно неважно, какой масти персонаж – голос, осанка, походка, жесты и выразительная мимика, Бен использует все доступные ему инструменты актёрского мастерства. Его арсенал полон, и немалую роль в нём играет импровизация: многие помнят его потусторонний танец в «Как поймать монстра» – он, не репетируя, выделывал коленца вовсе не под транс-композицию Glass Candy, которую мы слышим в фильме, а под хип-хоп на своём телефоне. Мальчишество его характера толкает его и на импровизации, и на смелые эксперименты – съёмка в цифровой визуацизации (аватар Нолана Сорренто в «Первому игроку приготовиться»), создание образов для компьютерных игр, участие в музыкальных клипах и записи альбомов (Florence & The Machine, видеоряд концерта певицы Sia, текстовка альбома Gorillaz), танцы в прямом эфире шоу Alan Carr Chatty Man, накрашенный под девочку персонаж неопределённой ориентации в «Образцовых людях», озвучка мультиков, пластический грим и драка с Сэмюэлом Л. Джексоном в «Капитане Марвел» – всё, лишь бы не взрослеть.

Однако парню сегодня пятьдесят, и в его карьере есть и крайне серьёзные работы, заставляющие зрителя задуматься, и потребовавшие от актёра тонкого психологического подхода. Нервозные рассуждения стыдливого педофила в «Уне»; умалишённая ярость, страшная своим спокойствием в «Чёрном море»; бесшабашный задор, сломленный горем безысходности в «Вертикальном пределе»; трудовые будни охотника за головами в «Строго на Запад». Не менее серьёзные роли ожидают Бена в ближайшем будущем: король Генрих IV в нетфликсовском переложении исторических хроник Уильяма Шекспира (The King), детектив Ральф Андерсон в адаптации хоррор-романа Стивена Кинга «Аутсайдер» (The Outsider, сериал HBO). Не забывает он и о родной Австралии: в январе 2019 года он снялся в комедии Babyteeth, с радостью вернувшись к уютной киноиндустрии, где бюджет фильма, по его собственным словам, «кот наплакал» (News Com Au, 2019).

Бена часто спрашивают о его профессиональных амбициях: какие жанры он бы ещё хотел попробовать, в каких франшизах сняться. Похоже, и зрители, и сам актёр сходятся во мнении, что для полного звёздного портфолио ему не хватает только «Бондианы». Впрочем, шпионское кино – не предел мечтаний, многие хотели бы снова видеть на экране дуэт Бена с Мадсом Миккельсеном, с которым они подружились на съёмках «Звёздных войн», к слову, сам датский актёр неоднократно говорил, что не прочь вновь поработать с другом, может, даже в вестерне.

От себя добавлю, что желаю Бену дальнейших творческих подвигов, экспериментов и ярких ролей, лишь бы режиссёры не зажимали его талант в клаустрафобные рамки. После образа Орсона Кренника режиссёры словно сговорились требовать от него одного и того же – серьёзного босса с пуленепробиваемым характером и столь же цинично-безупречным внешним обликом. Больше бриллиантов в кинематографической короне Австралии ещё впереди. Оставайся собой, парень из Мельбурна, кто бы что ни говорил.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Рустам Ахмедов
    April 3rd, 2019 | 12:32 am

    Великолепная статья в честь не менее великолепного актёра и просто замечательного человека) От себя хочу пожелать господину-товарищу Бену Мендельсону здоровья, много-много хороших ролей и никогда не взрослеть – It’s a Trap!

  2. Mila Severnaya
    April 3rd, 2019 | 10:05 pm

    Оказывается, у Бена Мендельсона юбилей! Искренние поздравления! :))) Что за возраст – чепуха, всего лишь одна римская цифра L
    Мендельсон – замечательный актёр и интересный мужчина с весёлым нравом. Судя по статье, Человек-праздник, получающий удовольствие от работы и жизни.
    Как Директор Кренник он стал любимцем миллионов – звёздная роль в “Звёздных войнах”! Главное, чтобы в будущем режиссёры не эксплуатировали только этот суровый и бесстрастный образ. Хотелось бы увидеть Б.Мендельсона в разнохарактерных ролях (он на всё способен:). Чтобы оценить диапазон его актёрского мастерства, достаточно вспомнить обаятельного негодяя – охотника за головами из “Строго на Запад”, честного и правильного капитана Даттона из “Австралии”, сумасшедшего страшного механника из “Чёрного моря”, благородного короля Георга VI в “Тёмных временах” и др.
    Будем ждать новых фильмов, интересных ролей, а уж мы их по достоинству оценим на blogprofilm.ru

    M.C.

  3. Irunya.
    April 16th, 2019 | 12:02 pm

    Бен классный!
    лично мне в нем очень нравится отсутствие голливудской шаблонности, однобокости.
    видела не так много фильмов с ним, скорее все топовые! но, очевидно, что в молодости он был не менее хорош! надо смотреть.

    статья написана с большим уважением и любовью, это прекрасно! такие ревью читать в удовольствие.

    kot_pofigist <3

  4. April 16th, 2019 | 3:27 pm

    Благодарю за оценку не столько статьи, сколько её героя – он действительно не из когорты пафосных и похожих друг на друга стандартных “голливудцев”, а вот писать о нём по этой же самой причине было непросто. Сложно передать словами подвижность его эмоций, остроту языка и неформальность манер. Зато о его актёрском профессионализме можно, несомненно, написать диссертацию. Заслужил.

Оставить комментарий