Иллюзионист

Американо-чешский фильм 2006 года «Иллюзионист» («The Illusionist»)* был выпущен на лицензионном DVD компанией Twister.

Можно долго спорить о жанровой принадлежности этой картины, так как в ней содержатся элементы драмы, мистики, триллера, детектива и историко-политического фильма, но мне кажется, что ее стоит рассматривать исключительно как мистическую мелодраму. Дело в том, что во главу угла здесь поставлен роман между иллюзионистом, вышедшим из низов, и аристократкой, имеющей все шансы стать членом императорской семьи Габсбургов. Это красивая история о всепоглощающей и страстной любви, бросившей вызов времени, власть имущим и даже самой смерти.

Illusionist1

Фильм поставлен по рассказу лауреата Пулитцеровской премии (1997 г.) американского писателя Стивена Миллхаузера «Иллюзионист Айзенхайм». Снял его практически не имеющий никакого опыта в большом кино режиссер Нил Бергер, до этого создавший всего одну полнометражную ленту – псевдодокументальное «Интервью с убийцей» (2002 г.), являющееся по сути еще одной версией убийства президента Джона Кеннеди. В «Иллюзионисте» Бергер вновь обращается к политическим заговорам, только на этот раз он описывает реалии борьбы за власть, разворачивающейся в Австро-Венгрии в самом начале 20 века. Хотя история, рассказанная в фильме полностью вымышленная, ее главные герои/антигерои имеют вполне реальные прототипы. Так, кронпринц Леопольд «списан» (правда, в крайне негативном свете) с единственного сына императора Франца-Иосифа, наследника престола Рудольфа, таинственным образом покончившего с собой вместе с любовницей в охотничьем замке Майерлинг. В самом Айзенхайме просматриваются некоторые черты (в большей части это касается его фокусов и поистине гипнотического влияния на публику) знаменитого в Вене в первой половине 20 века так называемого «мага» и прорицателя Эрика Яна Хануссена, убитого нацистами в 1933 году.

Illusionist2

Возможно, многим картина Бергера покажется излишне затянутой и нудной (хотя его продолжительность не так уж и велика – 110 минут) – на самом деле, действие в ней разворачивается достаточно неторопливо, однако это все же не боевик и не экшн-триллер, а любовная мелодрама. При этом сюжет ленты весьма интригующий и необычный. Удивительно, что американец смог снять такой европейский фильм – красивый, эстетичный и великолепно передающий дух уходящей в прошлое Викторианской эпохи. В этой связи нелишним будет отметить, что оператором картины все-таки был европеец, известнейший в киноманских кругах англичанин Дик Поуп, а сам фильм снимался в Праге.

Illusionist3

Не в пользу фильма будет утверждение, что, в принципе, отличный эпилог «Иллюзиониста» (из серии концовок-сюрпризов) нетрудно предугадать, однако во время его просмотра постоянно надеешься именно на такой финал, хотя он первоначально и кажется невозможным по ряду объективных причин. Также, на мой взгляд, несколько «размыта» и неправдоподобна одна из заключительных сцен чудесного озарения шефа полиции инспектора Уля, который разгадал Самый главный фокус Айзенхайма, не связанный с его артистической деятельностью. Он мог только догадываться, но никак не воспроизвести в уме до мельчайших подробностей схему этой Самой великой иллюзии венского «волшебника».

Illusionist4

В фильме заняты великолепные актеры. Непревзойденный Эдвард Нортон («Бойцовский клуб», «Царство небесное», «Красный дракон»), всегда убедительно играющий как положительных, так и отрицательных персонажей, блестяще создал образ Айзенхайма: за невозмутимой внешностью знаменитого иллюзиониста кроется терзаемый любовью обычный человек. Глядя на его игру, не раз задаешься вопросом об истинной личности главного героя – кто он, действительно ли маг, познавший суть пространственно-временных парадоксов и загробного мира, или же искусный фокусник, доведший до совершенства свое мастерство? Кстати, Нортон самолично делал многие фокусы, показанные в фильме, при помощи известного английского иллюзиониста Джеймса Фридмана.

Illusionist5

Отлично «вжился» в роль порядочного шефа полиции Уля Пол Джиаматти («Девушка из воды», «Час расплаты», «Американское великолепие»), достоверно продемонстрировавший внутреннее противоречие своего героя, который одновременно симпатизирует Айзенхайму и вынужден по долгу службы выполнять указания кронпринца Леопольда по дискредитации иллюзиониста.

По-настоящему зловещ и неприятен кронпринц Леопольд в исполнении англичанина Руфуса Сьюэлла («Париж, я люблю тебя», «История рыцаря», «Спаси и сохрани»).

Хотя я считаю не совсем подходящим выбор миленькой, но простенькой экшн-героини Джессики Бил («Техасская резня бензопилой» 2003 года, «Блэйд: Троица», «Стелс») на роль утонченной герцогини Софи фон Тешен, все же вынужден признать, что она достойно справилась с поставленной задачей.

Illusionist6

Действие фильма происходит в Австро-Венгрии на рубеже 19-20 веков. В раннем детстве сын столяра Эдуард Абрамовиц случайно встречает на дороге престарелого фокусника (или настоящего волшебника), который передает мальчику свой дар творить чудеса. Немного повзрослев, Эдуард, показывая на улице свои фокусы, знакомится с очаровательной девочкой Софи из высшего сословия. Их детская дружба постепенно перерастает в первую любовь. Близкие Софи не в восторге от общения молодой герцогини с простолюдином. Девочка вынуждена тайком убегать из дома и встречаться с Эдуардом в лесу в построенной им землянке, где он показывает ей удивительные фокусы. Во время одной из таких встреч детей находят слуги – при их приближении Софи отчаянно шепчет Эдуарду: «Сделай так, чтобы мы исчезли!» (заметьте, дорогие читатели, что это ключевая фраза всего фильма). Но он ничего не может сделать, и их разлучают. Эдуард отправляется странствовать и через пятнадцать лет под именем Айзенхайм появляется в Вене в качестве гастролирующего известного иллюзиониста. На его удивительные выступления приходят толпы народа – все в восхищении от его фантастических фокусов (бабочки, приносящие носовые платки изумленных зрителей, растущее на глазах из косточки апельсиновое дерево и т.д.). Одним из наиболее верных поклонников Айзенхайма является шеф полиции Вены Уль, не пропускающий ни одного его представления. О своих впечатлениях он докладывает кронпринцу Леопольду, скептически относящемуся ко всякого рода чудесам. Тем не менее, заинтригованный рассказами инспектора, Леопольд приходит на шоу иллюзиониста, приведя с собой невесту, герцогиню Софи фон Тешен. Для очередного фокуса Айзенхайм приглашает ассистента из зрителей. В надежде раскрыть трюк Леопольд отправляет на сцену Софи, которая сразу же узнает в иллюзионисте свою первую любовь (хотя на вопрос Айзенхайма, не знакомы ли они, она отвечает отрицательно). Пораженная страшным фокусом со своим отражением в зеркале, Софи падает без чувств. Разозленный неудачей с раскрытием фокуса, Леопольд вступает в полемику с Айзенхаймом, который спокойно говорит ему, что может сделать так, чтобы кронпринц просто исчез. Такую речь иллюзиониста Леопольд воспринимает как крамолу. Он приглашает Айзенхайма в свой замок, где соберется много ученых мужей, которые, по словам кронпринца, разоблачат его фокусы. Однако в замке иллюзионист опять оказывается на высоте, показав трюк с саблей Леопольда (пересказывать не буду, это надо смотреть). Софи начинает тайно встречаться с Айзенхаймом. Герцогиня говорит иллюзионисту, что в ближайшее время кронпринц женится на ней и поедет в Венгрию, чтобы использовать ее высокий авторитет, которым она там пользуется, в своих корыстных целях. Основной же задачей Леопольда является свержение отца, императора Австро-Венгрии. За Софи постоянно ведется слежка со стороны подчиненных Уля. Об их свиданиях инспектор регулярно докладывает Леопольду, который ему приказывает «разобраться» с Айзенхаймом. Кронпринц боится, что иллюзионист может сорвать все его планы: увести от него Софи и подорвать престиж Леопольда в глазах народа. Впереди Айзенхайма ждут задержание полицией и отмена его представлений. Но самое ужасное – это смерть любимой Софи. Узнав, что герцогиня отказывается выйти за него замуж, Леопольд в порыве ярости своей саблей наносит ей смертельную рану. Труп девушки находят в лесу в реке, куда ее завезла лошадь, на которой она собиралась уехать из замка кронпринца. Несмотря на то, что все улики указывают на Леопольда, полиция арестовывает другого человека, который под ее давлением сознается в убийстве. Айзенхайм выкупает театр, в котором он раньше выступал, и начинает проводить там новые представления. На этот раз он не делает фокусы с бабочками, зеркалами и апельсиновыми деревьями. Его выступления стали более мрачными: осунувшийся и мертвенно бледный Айзенхайм теперь материализует духи умерших людей, которые появляются на сцене и разговаривают. Его новое шоу пользуется еще большей популярностью у зрителей, чем прежде. На одном из таких представлений рядом с Айзенхаймом возникает прозрачная фигура Софии. Вскочившие с мест люди, не удовлетворенные результатами официального расследования, просят призрак герцогини назвать имя ее убийцы. Она не отвечает на эти вопросы, и это провоцирует зрителей на выкрикивание открытых обвинений в адрес ненавистного Леопольда. Кронпринц понимает, что дело зашло слишком далеко, и приказывает арестовать Айзенхайма. Помимо своей воли Уль подчиняется, хотя и отчетливо осознает, кто является настоящим преступником…

Я считаю, что Нил Бергер сам выступил в роли волшебника, создав этот замечательный, очень интересный и тонкий фильм о любви и чудесах. Всецело согласен с некоторыми рецензентами, называющими «Иллюзиониста» прекрасной сказкой для взрослых, в которой фигурируют и добрый кудесник, и влюбленная принцесса, и злой король-тиран.

Illusionist7

Настоятельно рекомендую всем посмотреть эту замечательную картину, желательно со своими любимыми. Очень надеюсь, что вы не будете разочарованы.

Релиз Twister’а особо не впечатлил – имеющиеся на диске интервью с создателями ленты и фильм о съемках никак не оправдывают отсутствие анаморфирования и оригинальной звуковой дорожки.


* Прошу не путать этот фильм с одноименной голландской артхаусной лентой 1984 года «De Illusionist», выпущенной в России на DVD компанией Видеоимпульс.

Navis

Комментарии

  1. March 15th, 2007 | 4:23 am

    Подтверждаю, фильм обалденный!

  2. March 19th, 2007 | 4:16 pm

    фильм замечатльный, заметка на высоте.
    что касается игры нортон – полностью согласен, актер просто великолепен кого бы он не играл.

  3. ICQ
    April 6th, 2007 | 11:13 pm

    Да, я согласна, фильм просто супер.

  4. Jude
    July 10th, 2007 | 11:27 am

    Фильм лучше ВСЕХ!!!
    Ещё бы книгу почитать – только найти никак найти не могу 🙁

  5. Eliya
    March 23rd, 2009 | 1:13 pm

    у кого-нибудь есть книга сообщите(397028641)

  6. August 28th, 2009 | 11:54 pm

    Давно не получал такого удовольствия от просмотра фильма. Со статьей выше полностью согласен. Просмотр иллюзиониста заряжает хорошим настроением и положительными эмоциями. (Еще найти бы что – нибудь в таком же духе).

Оставить комментарий