Пророк


Одним из наиболее любимых писателей у западных кинематографистов на предмет экранизаций его произведений является американский фантаст Филип Киндред Дик (1928-1982 гг.). Его творчество переносили на пленку такие известные мэтры кино, как Стивен Спилберг, Ридли Скотт и Пол Верхувен. По книгам Дика были сняты в том числе «Бегущий по лезвию», «Вспомнить все», «Крикуны», «Пришелец», «Особое мнение», «Час расплаты», «Помутнение». В производстве сейчас находятся «Радио “Свободный Албемут”» и автобиографическая картина «Сова при свете дня». Далекие от первоисточников, не все экранизации Дика стали шедеврами (кроме «Бегущего по лезвию» Р. Скотта – это гениальный фильм всех времен и народов), однако, по моему мнению, за редким исключением («Крикунов» просто не переношу) они являются весьма добротными работами, даже несмотря на яростные нападки критиков на некоторые из них («Час расплаты» и «Пришелец»).

Next1

Одним из последних опусов «по Филипу Дику» стала картина 2007 года «Пророк» («Next»), лицензионный DVD с которым был выпущен в России компанией CP Digital. Лента создана по мотивам рассказа «Золотой человек». Естественно, фильм не имеет ничего общего с рассказом, разве что в обоих произведениях у главного героя одно и то же имя и одинаковая сверхчеловеческая способность (в этом смысле «Золотой человек» ближе по духу к кинокомиксу «Люди Икс»). Режиссером «Пророка» выступил известный новозеландский кинодел из Голливуда Ли Тамахори, автор бондовского боевика «Умри, но не сейчас», великолепных психологических триллеров «На грани» и «И пришел паук», а также провальной белиберды «Три икса: Новый уровень».

Next2

Чтобы ублажить непритязательного зрителя Тамахори поступил хитро – философскую (но никоим образом не занудную) антиутопическую мини-притчу Дика про Нового Человека он подменил очень неплохим экшен-триллером с великолепными погонями, перестрелками и участием кинозвезд первой величины. В принципе, создать крепко сколоченный (и бездумный) боевик с элементами фантастики режиссеру удалось. Тамахори оказался на высоте в отношении сцен действия, лихо закрученных сюжетных поворотов – некоторые моменты захватывают и смотрятся на одном дыхании. Все мировоззренческие измышления на тему «можно ли предвидя будущее, изменить его в лучшую сторону» отходят на задний план – здесь главное сумасшедший драйв и немного романтики между ведущими персонажами. Режиссер не чурается использовать выигрышные моменты из других фильмов – зритель без труда найдет ссылки на «Матрицу», «Заводной апельсин» и т.д. Однако в своей попытке ошеломить публику Тамахори временами перегибает палку. Например, у меня вызвал откровенный смех эпизод, когда способный видеть будущее протагонист, а-ля Нео, только очень нелепо, уклоняется от выпущенного в него града пуль, заранее предвидя их траекторию. Совершенно ясно, что сделать это человеку, даже если он и пророк, решительно невозможно, прежде всего из-за высокой скорости пули, которая, если не ошибаюсь, в среднем достигает 500 метров в секунду*. Тут уж нужны другие сверхспособности, например умение останавливать время, как это делает японец Хиро из модного нынче телесериала «Герои». Однако главная моя претензия к фильму заключается в другом. Но об этом позднее.

Next3

В «Пророке», как и в других лентах Тамахори, отличная операторская работа. Снято так, как будто ты сам являешься участником происходящих на экране событий. Жалко вот только, что спецэффектов маловато.

Next4

В фильме задействован отличный актерский состав. Стареющий Николас КейджДикие сердцем», «Плетеный человек» 2006 г., «Призрачный гонщик») в главной роли Пророка по-прежнему обаятелен и в хорошей форме. Он вновь повторяет закрепившееся за ним в последнее время амплуа обычного с виду человека (хотя в нашем случае с супердаром), при необходимости готового к решительным действиям в духе «последнего героя кинобевика». В своем классическом ключе сексапильной красотки в образе «соседской девчонки» выступила Джессика БилИллюзионист», «Техасская резня бензопилой» 2003 г., «Блэйд: Троица»), сыгравшая любовный интерес персонажа Кейджа. Как всегда уставшая от жизни, малоэмоциальная и борющаяся за правое дело Джулианна МурДитя человеческое», «Эволюция», «Большой Лебовски») убедительно изобразила здесь фэбэрэшницу, которая пытается сорвать дьявольские планы международных террористов с помощью Пророка. Иными словами, в ленте Тамахори эти замечательные актеры ничего нового и выдающегося не продемонстрировали но, вместе с тем, безупречно выполнили поставленные перед ними творческие задачи. Не совсем понятным для меня стало участие в фильме великолепного актера старого поколения Питера Фалька («Большие гонки», «Принцесса-невеста», «Небо над Берлином»), незабвенного лейтенанта Коламбо, где ему была отведена проходная эпизодическая роль друга героя Кейджа по имени Ирв, помогающего ему скрываться от преследования ФБР. С другой стороны, всегда приятно увидеть Фалька в новом фильме, даже если у него там мало экранного времени.

Next5

Крис Джонсон (Николас Кейдж) работает шоуменом и фокусником в Лос-Анджелесе. Кроме того, будучи завсегдатаем различных казино города, он имеет стабильный побочный доход, так как никогда еще не проигрывал в азартные игры. Все дело в том, что Джонсон обладает уникальным даром – он предвидит будущее на две минуты вперед (почему именно на две – хоть убейте, не знаю). Кроме того, он каждый день ходит в одну и ту же закусочную в надежде встретить там девушку своей мечты. Крис эту встречу предвидит, однако не знает, когда она произойдет (почему-то в случае с девушкой его предвидения распространяются далеко за упомянутые две минуты). Об его сверхчеловеческих способностях прознает агент ФБР Кали Феррис (Джулианна Мур), которая уже давно наблюдает по мониторам за его беспроигрышной игрой в казино. Когда Джонсон, заранее «увидев» ограбление игрового заведения, не позволяет бандиту совершить преступление, Феррис убеждается, что фокусник умеет заглядывать в будущее. У нее есть свои планы в отношении Пророка. Международные террористы выкрали ядерный заряд и угрожают взорвать его в Лос-Анджелесе, и теперь она хочет использовать экстраординарные способности Джонсона, чтобы предотвратить катастрофу. Полиция и ФБР специально подставляют Джонсона и разыскивают его как грабителя казино. Он пускается в бега. В принципе уйти от преследования законников ему не составляет особого труда, так как он знает наперед, что произойдет в ближайшее время. Умело уходя от ловушек ФБР, Крис решает еще раз посетить закусочную, где он действительно встречается с очаровательной девушкой, которую зовут Лиз Купер (Джессика Бил). Они знакомятся и проникаются друг к другу большой симпатией, которая затем перерастает в любовь. Он едет с ней в Гранд-Каньон в резервацию индейцев, где она обучает детей, затем они останавливаются в гостинице. Кроме ФБР, за Джонсоном теперь охотятся террористы, догадавшиеся, что он является единственным человеком, способным помешать им взорвать бомбу. В отеле Крис сообщает Лиз о своем даре и просит помочь ему скрыться (он уже знает, что гостиница окружена полицией). Ему почти удается уйти от фэбээровцев (почему почти – надо смотреть фильм), однако девушку похищают террористы. Теперь Джонсон вынужден сотрудничать с Феррис, чтобы спасти Лиз, а заодно и весь Лос-Анджелес. Только сможет ли он сделать и то, и другое? Ему предстоит приложить немало усилий, чтобы «увидеть» значительно более отдаленную перспективу, нежели «двухминутное будущее»…

Next6

В «Пророке» Тамахори удалось мастерски переплести реальность действительную и возможную. Иногда начинаешь путать события, происходящие на самом деле, с теми, которые могут произойти в ближайшем будущем, но фильм от этого только выигрывает. Одним из самых забавных моментов ленты является, на мой взгляд, сцена встречи Криса и Лиз в закусочной. В ней «прокручиваются» все возможные варианты знакомства с девушкой, из которых Пророк выбирает самый надежный для развития отношений с Лиз. Отлично продуманный и сыгранный эпизод, наверное, самый лучший в фильме.

Next7

Вместе с тем, «заигравшись со Временем» и предполагаемыми сценариями будущего, в финале режиссер совершает самую страшную ошибку, которая, по моему глубокому убеждению, сводит на «нет» всю картину и стирает все положительные эмоции, полученные от ее просмотра. Концовка «Пророка» идиотична и бездарна. Кому-то она может показаться весьма оригинальной и любопытной, но, думается, что таких зрителей найдется немного. Именно из-за заключительной сцены в итоге я почувствовал себя глубоко оскорбленным (такого подвоха от создателей ленты я никак не ожидал) и воспринял этот, в принципе, очень неплохой фантастический боевик, как фарс, полностью обманувший все мои ожидания. Вдаваться в подробности не буду – вы все сами поймете, когда посмотрите фильм.

Если вы, дорогие читатели, не боитесь разочароваться в конце этой картины, я все-таки рекомендую вам с ней ознакомиться – будет весело, динамично и захватывающе. Отличный вариант для того, чтобы расслабиться после тяжелого трудового дня или недели.

Next8

Релиз CP Digital слабоват. Кроме широкоэкранной картинки, оригинальной звуковой дорожки на нем, по большому счету, ничего и нет (бонусы в виде фильмографий создателей «Пророка» и анонсов новых фильмов не в счет).

* В рассказе Ф. Дика есть подобная сцена, однако там главный герой не совсем человек, а атлетически сложенный мутант со звериными инстинктами, который, кроме способности предвидеть будущее, имеет экстраординарные физические возможности. Согласитесь, разница есть.

Navis

Комментарии

  1. April 25th, 2008 | 7:23 pm

    Скажу так – я вообще люблю Николаса Кейджа. Классный актер. Почти такой же как Брюс Виллис 🙂
    Насчет фильма – давно не видел ничего подобного. Жаль что нас такими фильмами не часто балуют… Всем советую кто еще не смотрел

  2. April 25th, 2008 | 9:23 pm

    Уважаемый Алексей, полностью согласен с Вами относительно Кейджа и Уиллиса – оба великолепные актеры, хотя и диаметрально противоположные. Что же касается фильма, то он действительно очень интересный, но ведь, все же согласитесь, нелепая концовка многое испортила…

Оставить комментарий