Телепорт

В западном научно-фантастическом кинематографе достаточно широкое распространение получил феномен телепортации. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Муха» 1958 и 1986 гг., а также «Терминатор» и все их сиквелы, «Звездные врата», «Doom», киноэпопею «Звездный путь» и т.д., где этот процесс используется в качестве вспомогательного или основного средства для завязки сюжета.

Jumper1

Этой же тематике посвящена американская картина 2008 года «Телепорт» («Jumper»), выпущенная на российском лицензионном DVD-рынке компанией «20-й Век Фокс СНГ».

«Телепорт» является вольной экранизацией одноименного романа «Jumper» писателя-фантаста из США Стивена Гулда, написанного им в 1992 году. Кроме сверхспособности главного героя к телепортации и его сложных взаимоотношений со своим отцом, фильм практически не имеет ничего общего с первоисточником.

Картина снята Дагом Лиманом, который ранее отметился очень неплохими работами «Тусовщики», «Идентификация Борна» 2002 года и «Мистер и миссис Смит».

Сразу скажу, что фильм меня очень разочаровал. Я возлагал на него большие надежды, однако он их не оправдал. Вообще удивительно, что такой хороший режиссер, как Лиман, имеющий за плечами, прежде всего, упомянутую великолепную «Идентификацию Борна», мог опуститься до подобной киноподелки. Недаром ее выходу на экраны предшествовала мощная рекламная кампания – по опыту знаю, что это дурной знак. Чем больше «пиарится» фильм, тем хуже его содержание (есть, конечно, приятные исключения, но они относятся лишь к заранее беспроигрышным блокбастерам). Примеров масса.

FX-003 

С одной стороны, «Телепорт», хотя он таковым не является, можно безоговорочно отнести к категории «direct to DVD» (прямиком на DVD), т.е. к фильмам группы «Б», которые не представляют особой художественной ценности, и, как следствие, выпускаются на цифровых носителях, минуя кинотеатры, дабы избежать малых кассовых сборов. В этой связи поразительно, что бюджет творения Лимана в размере 85 млн. долларов окупился более чем в два раза – видимо, этому способствовали наличие красивых экшен-сцен и относительно низкий возрастной рейтинг PG-13. В России ленте был присвоен рейтинг «не рекомендуется детям до 6 лет» (!). Лично я предложил бы его в следующей интерпретации: «не рекомендуется аудитории старше 10 лет», так как у зрителей, разменявших второй десяток, могут возникнуть вопросы и претензии ко всему тому, что происходит в этом фильме, похожем на нелепую сказку. Я, конечно, утрирую, однако доля правды в этом есть.

С другой стороны, «Телепорт» напоминает пилотный эпизод какого-нибудь телевизионного научно-фантастического сериала про людей со сверхспособностями наподобие популярных «4400» или «Героев». При этом любая серия из вышеупомянутых сериалов куда интереснее смотрится, чем это странное «кинонедоразумение». Великое множество сюжетных нестыковок и пробелов, огромное количество оставшихся без ответа вопросов, «открытый» финал так и подталкивают на мысль, что вскоре должны последовать другие серии, проливающие свет на «тайны» первой серии. Кстати, согласно сайту IMDB, на 2011 год заявлен сиквел картины под весьма оригинальным рабочим названием «Телепорт 2» («Jumper 2»). Сесть в режиссерское кресло вновь собирается неугомонный Даг Лиман. Так что берите выше – речь идет не просто о каком-то «телемыле», а о настоящем киносериале типа эпопеи про Звездные войны. Только вот ума не приложу, кому это все надо…

J-203   

Задействованные в ленте актеры за редким исключением (об этом позже) поражают своей беспомощностью и безжизненностью. Сыгравший главную роль Хейден Кристенсен («Наркоз», «Территория девственниц», второй и третий эпизоды «Звездных войн»), молодой лицедей ранга Райана Филлиппа и Джастина Тимберлейка, т.е. слащавый красавчик без особого актерского таланта, способен провалить своей «деревянной» и самовлюбленной игрой любой, даже очень стоящий кинопроект («Наркоз» пока не видел, но иллюзий на его счет не питаю). Начинающая актриса Рэйчел Билсон в образе пассии персонажа Кристенсена служила больше симпатичным фоном, нежели играла свою роль. Великолепный Сэмуэл Л. Джексон («1408», «Змеиный полет», «Криминальное чтиво») в этом фильме явно чувствовал себя не в своей тарелке в роли противника героя Кристенсена. Максимум, что ему удалось, так это страшно вращать своими выпученными глазами и извергать угрозы в адрес главного протагониста. Замечательные актеры Дайан Лэйн («Не оставляющий следа», «Улицы в огне», «Судья Дредд»), Том Халс («Ближний круг», «Амадеус», «Франкенштейн» 1994 года), Майкл Рукер («Слизняк», «Скалолаз», «Шестой день»), получившие второстепенные роли, постоянно находились в тени и просто не имели возможности себя проявить. Порадовал только Джейми Белл («Кинг Конг» 2005 года, «Флаги наших отцов», «На страже смерти»), который блестяще сыграл молодого человека, обладающего такими же способностями, как у героя Кристенсена. Благодаря Беллу, те эпизоды фильма, в которых он участвовал, смотрятся по-настоящему интересно и живо.

Несмотря на обилие недостатков, в «Телепорте» все же имеются положительные моменты. В частности, фильм достаточно динамичен, в нем немало сцен действия и впечатляющих специальных эффектов. Превосходна операторская работа. И, на мой взгляд, самое главное – это его непродолжительность. Картина длится меньше полутора часов, и за время просмотра не успеваешь от нее утомиться.

J-311R

В небольшом городке Энн-Арбор живет тихий мальчик Дэвид Райс (Макс Тьериот – «Нэнси Дрю», «Астронавт Фармер», «Лысый нянька: спецзадание») вместе со своим суровым и грубым отцом (Майкл Рукер). Мать бросила семью много лет назад. Дэвид влюблен в свою одноклассницу Милли (АннаСофия Робб – «Мост в Терабитию», «Жатва», «Чарли и Шоколадная фабрика»), которая мечтает путешествовать и объехать весь мир. Однажды зимой, во время прогулки Дэвид дарит Милли маленький стеклянный глобус с Эйфелевой башней. Школьный забияка Марк (Джесси Джеймс – «Эффект бабочки», «Ужас Амитивилля» 2005 года, «Боязнь темноты») выхватывает глобус и кидает его в замершую реку. Пытаясь добраться до подарка, Дэвид проваливается под лед в студеную воду. Лед смыкается над его головой, и мальчик уже не в силах выбраться из смертельной ловушки. Вдруг, неожиданно он оказывается на полу в местной библиотеке. Не понимая, как он туда попал, Дэвид возвращается домой, где его ждет злой отец, который сразу набрасывается на него, требуя объяснений, почему он пришел весь мокрый. Мальчик закрывается в своей комнате, и когда отец начинает выламывать дверь, чтобы «поговорить» с сыном, слышится легкое дуновение ветра, и Дэвид бесследно исчезает. Он вновь попадает в библиотеку. Таким образом подросток открывает в себе удивительный дар усилием воли перемещаться в любую точку на Земле. Чтобы Милли не подумала, что он умер, Дэвид оставляет глобус на качелях у нее во дворе, затем телепортируется опять в свою комнату, забирает карманные деньги и уезжает на автобусе в большой город. Там он снимает дешевую комнатку в обветшалой гостинице и начинает тренироваться в парке, телепортируясь из одной точки в другую. Используя свои сверхспособности, Дэвид грабит городской банк. Прибывшая на место преступления полиция не может взять в толк, каким образом произошло ограбление, так как следов насильственного проникновения в банк не обнаружено. Только таинственный человек в плаще, назвавшийся Роландом (Сэмуэл Джексон) из Национального агентства безопасности, кажется, о чем-то догадывается. Прошли годы. Дэвид (Хейден Кристенсен) обитает в шикарных апартаментах, стены которых обвешаны фотографиями городов, где он побывал (в которые он телепортировался). У него много награбленных денег, он живет в свое собственное удовольствие: загорает на верхушке сфинкса в Египте, занимается серфингом на Фиджи и т.д. Он не задумывается о том, что его дар может принести пользу людям, не вспоминает брошенных им отца и Милли. Вольготная жизнь Дэвида нарушается появлением у него в квартире Роланда, который говорит ему, что знает о его способностях. Незваный гость пытается убить Дэвида, парализовав его электрическим разрядом (оказывается, во время воздействия на него током, главный герой не может перемещаться в пространстве). Каким-то чудом Дэвиду удается телепортироваться, и он попадает в свою комнату в доме отца. Не дав отцу увидеть себя, Дэвид отправляется на поиски Милли. Он узнает, что девушка осталась в Энн-Арбор и работает в баре. Встретившись там с Милли (Рэйчел Билсон), он уговаривает девушку поехать с ним в город ее мечты Рим. Немного поколебавшись ради приличия, девушка соглашается. Прилетев в Рим на самолете (видимо, Дэвид решил не пугать ее возможностью телепорта), они направляются в Колизей, который оказывается закрытым. Телепортировавшись в Колизей, Дэвид изнутри открывает ворота и впускает Милли. Она пока не догадывается о его даре. Оставив Милли в одном из внутренних помещений Колизея чтобы открыть еще одну запертую дверь, наш герой встречается с человеком по имени Гриффин (Джейми Белл), который, как выяснилось, все время наблюдал за Дэвидом во время его перемещений. Гриффин рассказывает ему, что существует некий Орден паладинов (к которому как раз принадлежит Роланд), созданный для ликвидации «прыгунов» («jumpers»), т.е. способных к телепортации людей. Он пытается убедить Дэвида, что паладинов нужно обязательно уничтожать (сам Гриффин уже давно занимается их истреблением). Внезапно на них нападают два паладина, с которыми Дэвид и Гриффин справляются, хотя и не без труда. С этого момента Дэвид попадает в водоворот событий, который подробно описывать здесь не имеет смысла. Ему предстоит увидеть мать (Дайан Лэйн) и узнать ее секрет, спасти Милли, захваченную паладинами, и, наконец, вступить в решающую схватку с Роландом.

J-281

«Телепорт» Лимана чем-то мне напомнил «Эффект бабочки» Эрика Бресса и Мэкая Грубера. В обоих фильмах речь идет об обычных людях, совершенно случайно открывших в себе экстраординарные способности. Один путешествует в пространстве, другой – во времени. Даже структурно эти киноленты похожи. Однако «Эффект бабочки», несмотря на свою камерность и значительно меньший бюджет по сравнению с «Телепортом» (13 млн. долларов против 85 млн. долларов), благодаря внутреннему психологизму и рациональному сценарию обыгрывает по всем параметрам творение Лимана (хотя Эштон Катчер, как и Кристенсен, тоже не ахти какой актер).

«Телепорт» – слабенький, не доведенный до ума развлекательный фильм, который имел все шансы стать оригинальным фантастическим блокбастером. Очень жаль, что Лиман упустил реальную возможность сделать качественный увлекательный sci-fi триллер. Все предпосылки для этого были.

J-291

Рекомендуется только поклонницам Кристенсена и подросткам.

Релиз от компании «20-й Век Фокс СНГ» под стать картине: очень похожая на «телекино» «широкоэкранка», отсутствие оригинальной звуковой дорожки (вместо нее наслаждайтесь украинской речью) и каких бы то ни было дополнительных материалов (фотогалерея не в счет, а первый эпизод популярнейшего сериала “24 часа” вряд ли имеет какое-либо отношение к самому “Телепорту”). Я был крайне удивлен, узнав, что в первой зоне этот проходной фильм выйдет на DVD в июне с.г. аж в двухдисковом специальном издании. Покупать, даже для коллекции, не советую.

Navis

Комментарии

  1. May 25th, 2008 | 10:39 pm

    Туповатый фильм.. Скучноватый.. Но разок можно глянуть..

  2. June 22nd, 2008 | 7:58 am

    Как всегда, реклама оказалось, лучше фильма!

  3. July 7th, 2008 | 11:09 pm

    Я думаю очень интересный фильм!!! Хочу посмотреть в большом кинотеатре!Когда будут показывать?

  4. July 8th, 2008 | 7:24 pm

    Уважаемый Михаил!К сожалению Вы опоздали – фильм уже давно сошел с экранов (во всяком случае, в Москве). Так что в качестве альтернативы советую купить не очень качественный российский релиз или же великолепный двухдисковый первозонный релиз (как раз он сейчас имеется в продаже в “Пурпурном легионе”). Дерзайте!

  5. kosmos
    September 10th, 2008 | 12:10 am

    Довольно интересно конечно. Я немогу подписаться под каждым вашим словом, но в общем соглашусь.

  6. September 10th, 2008 | 7:51 pm

    Спасибо и на этом.

  7. September 21st, 2008 | 5:27 pm

    чего тока не придумают!..)

  8. September 26th, 2008 | 9:30 pm

    Спасибо большое за старания! Очень ценно для написание курсовой.

  9. May 27th, 2010 | 8:56 pm

    помню видел трейлер а так и не посмоотрел.

  10. May 28th, 2010 | 6:19 pm

    Особо ничего не потеряли.

Оставить комментарий