Агата, мы всё уронили
Детектив всегда был и будет излюбленным жанром как литераторов, так и кинематографистов. Люди любят загадки и их неожиданные разгадки, люди любят интригу, изрядно выдержанную в маринаде фактов, сплетен и дедуктивных умозаключений. Разве что люди читают всё меньше, а смотрят всё больше, поэтому в 2022 году под видом экранизации Агаты Кристи можно преподнести любого цвета траурный венок из логического бреда с надписью «От неблагодарных потомков». Очередная интерпретация «Смерти на Ниле» – толерантные поминки по старушке Агате.
Сложно сказать, почему из богатого и благодарного сюжета, выдержавшего не одну экранизацию, вышел пустейший фильм, не затрагивающий ни единой струны души. Кеннет Брана – отличный актёр и неплохой режиссёр, но после «Восточного экспресса» мне было как-то боязно за следующий фильм. Увы, опасения сбылись в полной мере, даже с лихвой: от Агаты Кристи не осталось ничего, даже интриги. Мало того, что всё ясно с самого начала, так в фильме ещё и нет ни единого харизматичного персонажа, который вытянул бы на своих плечах если не сюжет, то хотя бы зрительское внимание (как это удалось Оскару Айзеку в бессмысленном и притянутом за уши и прочие части тела IX эпизоде «Звёздных войн»).
Галь Гадот выглядит раздражающе неестественно, Эмма Маккей плагиатно смахивает на Марго Робби, яркая Аннетт Бенинг словно бы искусственно приглушена и незаметна, линия темнокожих персонажей Летиши Райт и Софи Оконедо гипертрофирована и затянута, гомосексуальные старухи в исполнении Дженнифер Сондерс и Дон Френч нелепы и не несут сюжетной нагрузки, один лишь Арми Хаммер не вызывает негативных эмоций, но и не спасает дело. Этот пёстрый хоровод не впечатляет, ибо всё это не талантливо.
Сам Кеннет Брана в роли Эркюля Пуаро во многом, наверное, даже отвечает весьма подробному и детальному описанию персонажа, данному Агатой Кристи. Усы, военное прошлое, переезд в Англию, педантизм, нелюбовь к нечётным числам, самовосхваление, элегантность и доведённый до абсурда тонус «маленьких серых клеточек» – всё это органично формирует образ гениального детектива. Разве что едва ли не за первым сюжетным поворотом этот образ начинает рушиться под воздействием чуждых эпохе и духу произведений писательницы внешних факторов. Пуаро превращается в рефлексирующего сентиментального статиста, который скорее наблюдает за ходом событий, чем распутывает их. Финальный запрещённый приём в отношении культового персонажа – это покушение на усы.
Композиционно и постановочно фильм также не безупречен. Он словно наскоро смонтирован: при уже привычном двухчасовом хронометраже вступительная часть кажется чрезмерной, в то время как собственно разгадке не слишком хитроумных убийств и непосредственно детективному жанру уделяется куда меньше внимания. Важные разговоры и дознания скомканы, никто из персонажей не успевает проявить индивидуальность прежде, чем пиф-паф, дело закрыто. Без сомнения хорош лишь белый теплоход, гудка тревожный бас – я вовсе не шучу, визуализация художниками-декораторами парохода «Карнак» представляет собой величественный и воздушный плавучий памятник эпохе модерна. Его прозрачные салоны и хрупкие каркасы словно выставляют напоказ накал преступных, но, увы, предсказуемых страстей.
Да, я искренне негодую. Не только потому, что мною перечитано полное собрание сочинений Агаты Кристи, и там не было ничего и близко похожего на нынешнее экранное безобразие. Не только потому, что саундтрек беден, а операторские решения не новы и предлагают лишь несколько впечатляющих кадров, да и те в компьютерной обработке. Не только потому, что для меня экранизация «Смерти на Ниле» это прежде всего великолепный фильм 1978 года с Питером Устиновым. Я гневаюсь на сценарное бессилие своих современников, на их фанатичную приверженность трендам при полной неспособности создать собственный привлекательный и долгоиграющий креативный продукт. Творческая импотенция не лечится перевиранием чужих сюжетов, и мне грустно, что отныне экранизация любой классики для меня перестанет быть поводом для похода в кино.
kot_pofigist
Хочу добавить, что на фоне столь невнятной экранизации мне вдвойне любопытно посмотреть на работу Кеннета Браны над собственным и близким ему сюжетом – очень жду его автобиографический фильм “Белфаст”, который обещает вернуть атмосферу не только 1960-х, но и нормального кино (не затянутый хронометраж, всего полтора часа, монохромное цветовое решение, соответствующий эпохе и геолокации каст).
Ну что тут можно сказать – очередная хорошая вещь безбожно изуродованная в угоду повесточке. Как говорится, хорошую вещь трудно сделать ещё более хорошей, но вот испортить – легче лёгкого, что и было проделано в этой экранизации Агаты Кристи.