Голгофа / Calvary (2013) – Путешествие по ирландскому кино
В рамках показов, проводимых Ирландским клубом в «Каро 11 Октябрь», 15 ноября 2017 года поклонникам ирландского кинематографа был представлен фильм «Голгофа» (2013) Джона Майкла Макдонаха, старшего из братьев Макдонахов, которые знамениты не только тем, что оба режиссёры, но также и сценаристы, и продюсеры, и драматурги (многим знакомы такие фильмы, как «Однажды в Ирландии» Джона Майкла Макдонаха и «Залечь на дно в Брюгге» Мартина Макдонаха).
После просмотра «Голгофы» состоялось обсуждение со зрителями, и первый вопрос, заданный одной девушкой, был недоуменный: «А что такого в этом фильме? Здесь всё очень прямолинейно, есть один хороший священник, а все остальные герои плохие. Нет интриги». Порадовало, что другие выступавшие, как и организаторы показа, не согласились с этой примитивной оценкой. Так что за сюжет, как его определить? Это и детектив, и драматическая история из современной жизни, и философская, даже библейская, притча.
В маленьком ирландском городке живёт и проводит службы отец Джеймс Лавелль (Брендан Глисон). Он хороший священник, честный и порядочный человек, по внешнему виду и поступкам – настоящий мужик. Священнослужителем стал много лет назад, овдовев. Не смог жить обычной жизнью без любимой жены, поэтому решил посвятить себя богу и людям (редкость для современного киносюжета – верный мужчина-однолюб с твердыми нравственными установками). Остальные жители городка добродетелями не отличаются, даже напротив, практически все они средоточие разнообразных пороков. Горожане далеки от религии, но при этом регулярно ходят к причастию и на исповедь, что скорее дань традиционным представлениям о том, что в Ирландии по-прежнему сильно влияние католицизма.
Главная интрига завязывается с первых минут фильма: отец Джеймс исповедует прихожан, и один из них рассказывает ему жуткую историю, как ещё в 7-летнем возрасте был изнасилован священником, который раньше служил в этом приходе. Этот ужас продолжался долго, но открыться было невозможно: сначала парня запугивал священник, а потом, когда он вырос, обнародовать тот факт, что стал жертвой падре-педофила, было бы страшным позором в таком маленьком городке, где все друг друга знают. Мужчина долго вынашивал план мести и принял решение об убийстве как акте возмездия церкви за то, что ему пришлось пережить в детстве. Пришёл он, собственно, не на исповедь, а сообщить о своём твёрдом намерении убить отца Джеймса. На вопрос: почему именно его, голос за перегородкой (зрителю не видно, кто это) отвечает, что смерть плохого священника никого не удивит, а убийство хорошего всколыхнёт людское болото. Тем более, священник-извращенец уже умер. Неизвестный даёт отцу Джеймсу неделю на то, чтобы он привёл в порядок свои дела.
Неделя из жизни священника и становится сюжетной линией фильма. Что вмещают в себя эти семь дней? Отец Джеймс не показывает страха, ведёт обычную жизнь, посещает всех прихожан, пытается поддержать их, наставить, помочь словом и делом. Встречает свою дочь Фиону (британская актриса Келли Райлли), у которой сложный период жизни (попытка самоубийства), ведет с ней беседы о жизни, смерти и долге. Он говорит простые слова, которые убеждают. Привозит продукты и книги живущему за городом старому писателю (американский актёр Майкл Эммет Уолш). Писатель очень стар, но тщеславен и больше думает о своем величии, чем о душе. Священник посещает в тюрьме серийного убийцу Фредди Джойса (ирландский актёр Донал Глисон), у которого ни грамма раскаяния и чувства вины: «Это бог создал меня таким, значит он должен простить меня». Он выслушивает каждого, кто просит его об этом или нуждается в душевной опоре. Пытается говорить о главном и с теми, кто нарушает закон или ведёт себя неподобающим образом. Он не поучает, не морализаторствует, а беседует, как друг, как брат, как отец. Но чаще всего в ответ наталкивается на откровенную, даже нарочитую грубость. В эти дни на долю отца Джеймса выпадает многое помимо смертельной угрозы и сложных душевных переживаний: сожгли церковь, убили любимую собаку, его самого избили бейсбольными битами, помощник отец Лири покидает его с глупыми обидами.
Как мне кажется, в фильме показана деградация людей, потерявших веру. Веру не столько в религиозном аспекте, сколько в общечеловеческом: в справедливость, нравственность, милосердие, взаимопомощь, семейные ценности. Давно снято табу с заповеди «не убий». Вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» даже не стоит – нравственных скреп нет. Жители городка алчны, развратны, агрессивны, как будто все человеческие пороки сконцентрировались в этом местечке. Но если смотреть шире – то в любом обществе.
И всё-таки в фильме есть нормальные персонажи. Это две женщины: дочь священника Фиона, которая после откровенных бесед с отцом, переосмыслила свою жизнь, и Тереза (канадская актриса Мари-Жозе Кроз), потерявшая мужа в автоаварии. Отец Джеймс беседует с ней в пустынной церкви и его слова находят отклик, потому что в её душе нет зла и безнадёжного отчаяния. Её боль по погибшему мужу безгранична, но она не озлоблена, не уныла.
Отец Джеймс знает, кто ему угрожал, он мог подготовится, уехать, заявить в полицию, но не делает этого, а идет на встречу с безумным убийцей в день «Х» – воскресенье – только с богом в душе. Револьвер, который он взял с собой, выбрасывает в океан.
Вдаваться в подробности фильма значит его пересказывать, чего категорически не хочется, т.к. должна сохраняться интрига для тех, кто планирует его посмотреть (при желании всё подробности и развязку, конечно, можно найти).
Все актёрские работы удачны. Прекрасно сыграл роль отца Джеймса знаменитый ирландец Брендан Глисон, интересны характеры, раскрытые Диланом Мораном (местный олигарх, пьяница и пофигист), Эйданом Гилленом (предельно циничный доктор Харт), Крисом О’Даудом (злобный мясник Бреннан), Гари Лайдоном («голубой» инспектор Стентон), французским актёром Исааком де Банколе (темнокожий местный автомеханик и герой-любовник) и другими.
Особо хочется отметить великолепные виды Ирландии (съёмки проводились в графстве Слайго) – зелёные просторы, горы, океан и музыку (композитор Патрик Кэссиди).
Мила С.
Благодарим Милу за очередной интересный обзор! Знаете, в этом фильме столько настоящей Ирландии (помимо звёздного ирландского каста), что много о чём хочется поговорить подробнее.
Сюжет даже не столько библейский, сколько общечеловеческий и парадоксально характерный для религиозной островной страны. Я часто бываю в Ирландии и могу подтвердить, что местные таксисты прекращают трёп и делают погромче радио, когда там передают расписание трансляций воскресной службы для разных деревень. Завсегдатаи пабов ругают правительство и жалуются богу на налоги. В ирландской фразеологии полно каламбурчиков с участием церкви и её служителей. То есть отношение к католичеству сложно определить каким-то одним словом – оно и серьёзное, и насмешливое, и почтительное, и равнодушное. Церковь в современном ирландском обществе – как старый премет мебели в доме, переходящий по наследству, от которого нельзя избавиться из уважения к предкам и традициям, но и воспринимать всерьёз уже не получается.
В этом фильме всё, как в жизни. Маленький городок охвачен порочной безнадёгой, как и любой маленький городок в любой другой точке земного шара. Нельзя сказать, что его жители насквозь плохие и испорченные, кого-то из них посещают мысли о собственной чрезмерной неправедности (намеренно не говорю просто неправедности, потому как жизнь такова, что абсолютно праведных людей не бывает), но изменить это они либо не могут, либо не хотят. Священник предан вере и самому себе – его правильные жизненные принципы не позволяют ему бросить на произвол судьбы этих не самых лучших в мире людей, даже когда над ним нависла смертельная опасность. Опять же, убить хорошего священника, чтобы усовестить всех плохих – идея парадоксальная, но вполне ирландская. Образ мысли островных товарищей не дружит с прямыми логическими путями, у них даже поговорка есть: To solve an Irish problem in an Irish way (что-то вроде “Мы не ищем лёгких путей”).
И кстати, раз уж заговорили о лингвистике: меня возмущает, доколе отечественные прокатчики будут неквалифицированно переводить не только фильмы, но даже такие простые вещи, как слоганы к ним. В России “Голгофу” выпустили под следующим девизом: “Убить священника в воскресенье – хорошая идея”, между тем как в оригинале это звучит как Killing a priest on a Sunday. That’ll be a good one. Думаю, можно даже школу не заканчивать, чтобы понять, что a good one – вовсе не идея, и слоган должен переводиться как “Убить священника в воскресенье. Хорошего священника”. Могу пойти и дальше, зацепившись за фразеологизм to do smth on Sunday, означающий “быть везучим в чём-либо”. Однако не стану мудрствовать, мы всё же кино обсуждаем. И всё же стыдно, товарищи прокатчики!
Конечно же, как и во всех ирландских фильмах, потрясает качество натурных съёмок (вся страна – готовые декорации) и их сочетание с глубокой, как океан, музыкой. Мне повезло побывать в местах съёмок “Голгофы” буквально пару месяцев назад и впечатлиться величием загадочной горы Бен Балбен, океанских волн северного Слайго и причудливой линии побережья, то восходящей на монохромное плато, то подводящей языки волн едва ли не к колёсам автобуса, едущего дальше, на север, к глубоким заливам и красивейшим в мире маякам.
Одним словом, смотрите ирландское кино, а мы вам о нём напишем!
Надо смотреть, спасибо!