Неделя нового финского кино в Москве

В Москву наконец пришла весна, а с ней давно ожидаемое оживление культурной жизни. С соблюдением необходимых ограничений заработали выставки и даже вернулись фестивали и специальные кинопоказы, что несказанно обрадовало любителей кино. С 11 по 18 марта 2021 года в кинозале Третьяковской галереи прошла Неделя нового финского кино. Однако фильмы привезли не самые новые, организаторы решили показать ретроспективу наиболее интересных кинолент с 2010 по 2020 годы. По словам советника по вопросам культуры Посольства Финляндии в Российской Федерации Юсси Палмэна «перед кураторами стояла непростая задача: выбрать 10 фильмов, которые представят целое десятилетие финского кино… В итоге в программу вошли картины, сильнее всего затронувшие сердца финских зрителей, а также фильмы, пользовавшиеся успехом на международных фестивалях».

Открывала неделю действительно киноновинка – биографическая драма «Хелене» (Helene, 2020, режиссёр Антти Й.Йокинен), рассказывающая о жизни и творчестве самой известной финской художницы Хелене Шерфбек (1862 – 1946) в период с 1915 по 1923 годы. Шведка Хелене была интересной, страстной и независимой личностью. Родилась в Гельсингфорсе, столице Великого княжества Финляндского Российской империи, живописью начала заниматься очень рано, а с 11 лет уже обучалась в Художественной школе Общества художников Финляндии. Получив в 18 лет государственную стипендию, совершенствовала своё мастерство в Париже, в Академии Коларосси. Много путешествовала, устанавливая контакты с художественными кругами Франции, Италии и Англии. Шерфбек плодотворно работала в разных стилях от академического реализма до экспрессионизма, и была признана знаковой фигурой модернистского движения. Творческий путь художницы не был безоблачным – она знавала взлёты и падения, периоды успеха и забвения. С 1902 года достаточно уединенно жила с пожилой матерью в небольшом городке Хювинкяя, где очень много рисовала. Оставила большое наследие – более тысячи произведений, многие находятся в музеях и частных коллекциях, местоположение некоторых неизвестно.

Фильм затрагивает один из самых важных периодов в жизни художницы – встречу с Эйнаром Рейтером и историю их любви. Хелене была на 19 лет старше Эйнара, впоследствии они расстались. Несмотря на сильные переживания и разбитое сердце, Хелене сохранила со своим бывшим возлюбленным дружеские отношения, они переписывались до конца её жизни. Эйнар Рейтер стал первым биографом Хелене Шерфбек. Именно в последние 10 лет интерес к живописи Х.Шерфбек многократно возрос. Так часто случается – время вдруг высвечивает то, чего не увидели современники, и художник как бы заново открывается для потомков. Выставки, прошедшие в Финляндии в последние годы, имели огромный успех, каталоги раскупались «на ура». Работы Шерфбек весьма высоко ценятся на престижных аукционах. Видимо на волне этого успеха и возникло желание воплотить образ художницы и её творческие искания на экране. Фильм особенно интересен любителям живописи, художественных стилей начала ХХ века, байопиков о жизни художников. В роли Хелене – Лаура Бирн, в роли Эйнара – Йоханнес Холопайнен.

Кинопрограмма Недели нового финского кино была представлена самыми разными жанрами. «Бетонная ночь» (2013, режиссёр Пирьо Хонкасало) – нуар о жизни двух братьев на окраине Хельсинки, в неблагополучных бетонных джунглях многоэтажек. Страхи подростка, криминальное окружение, равнодушие родных людей, тревожное будущее и общее ощущение безнадёжности, в итоге – суровое финское кино на черно-белой плёнке.  К производственной драме можно отнести ленту «Гигант» об экологической катастрофе на примере истории финской горнодобывающей компании «Талвиваара», (2016, режиссёр Алекси Салменперя). Как ни удивительно для нашего зрителя, нарушения в деятельности компании обошлись без взяток и коррупции (как им это удаётся?). Общеизвестно, что финны очень трепетно относятся к своей природе, и сразу бьют тревогу, если замечают нарушения. Поэтому вполне закономерно появление фильма о протесте местных жителей против загрязнения близлежащих к комбинату озёр. Итогом протестов и разбирательств экспертных комиссий стало закрытие высокотехнологичного производства. Фильм основан на реальных событиях.

«Фехтовальщик» (2015, режиссёр Клаус Хярё, совместно с Эстонией и Германией) – основан на биографии легендарного эстонского спортсмена и тренера Энделя Нелиса (Мярт Аванди). В 2016 году лента номинировалась на премии «Золотой глобус» и «Оскар», не один раз представлялась на фестивалях финского кино. Фильм интересный, актёры играют очень хорошо, но к жизни реального Нелиса (1925-1993) история, рассказанная в нём, имеет отдалённое отношение. Да, Эндель Нелис был выдающимся фехтовальщиком и гениальным тренером, но он не сидел в сталинских лагерях. Выдумать ему другую судьбу, по мнению фино-германо-эстонских кинематографистов, было просто необходимо, ведь Нелис жил в СССР, как же можно обойтись без обличения «ужасного советского режима»!

В основе фильма «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (2016, режиссёр Юхо Куосманен) лежит реальная история любви легендарного финского боксёра Олли Мяки (Яркко Лахти) на фоне стильных и романтичных 1960-х. Для аутентичности фильм снят на 16 мм чёрно-белую плёнку Kodak. Это не спортивная, а любовная драма, поэтому боксёрских поединков зритель почти не увидит. Байопик был высоко оценен, как на родине в Финляндии, так и за рубежом.

Драма «Бесконечная дорога» (2017, режиссёр Антти-Юсси Аннила) переносит нас в 1930-е годы. Действие, как и в «Фехтовальщике», происходит на территории СССР, куда бежит рабочий Юсси Кетола после столкновения с финскими националистами. Жизнь на новом месте, в другой стране тоже оказывается весьма непростой. Это фильм о борьбе за выживание человека во враждебном мире (экранизация одноименного романа Антти Туури).

Обращаю внимание поклонников психологических триллеров на фильм «К Востоку от Швеции» (2017, режиссёр Симо Халинен), захватывающую историю о случайных дорожных попутчиках, каждому из которых есть что скрывать. Встреча в ночном экспрессе на границе Финляндии и Швеции и трагическое происшествие с одним из них, круто изменит судьбы остальных. Пересказывать детективный сюжет, дело неблагодарное, скажу только о главный героях-попутчиках: психически ненормальный молодой человек, наркокурьер и нелегальный эмигрант из Анголы, который не говорит по-фински и почему-то очень хочет уехать в Швецию. В одной из ролей – Лаура Бирн, исполнившая главную роль в фильме «Хелене».

Без темы миграции, ставшей одной из самых модных в киноискусстве, ныне никак не обойтись. Установку на толерантность кинодеятели понимают правильно и выполняют социальный заказ в надежде на призы, хорошую прессу и прочие преференции.  Мировой тренд, ничего личного. Финны тоже не отстают, ведь в Скандинавию хлынул поток мигрантов, которые Евросоюз, хочешь-не хочешь, а обязывает принимать. Фильм «Аврора»  (2019, режиссер Мииа Терво) можно было бы назвать «Однажды в Лапландии», именно там встретились два совершенно разных человека – легкомысленная блондинка Аврора (Мимоса Уилламо) и Дариан (Амир Эскандари), смертельно больной беженец из Ирана. Мужчина ищет возможность устроить будущее своей восьмилетней дочери, а для этого ему нужно фиктивно жениться на финке, чтобы получить убежище. Аврора отказывается от «заманчивого» предложения, но не помочь мигранту в беде нельзя, и она соглашается поискать подходящую кандидатку. Однако невесты не нравятся Дариану, да и работу он тоже найти не может. Персонажи симпатии не вызывают – Аврора сильно выпивает, слоняется по клубам и барам, эмигрант норовит сесть на шею какой-нибудь глупой белой женщине. Фильм заявлен как трагикомедия с приправой чёрного юмора. Расчет режиссёрки (назовём профессию современным языком) на выстрел в десятку подобным сюжетом понятен: больной мигрант с малолетней дочерью в чужой стране должны вызвать потоки слёз умиления. К тому же в финале вроде вырисовывается настоящая любовь. Но что говорит Станиславский в таких случаях? Правильно: не верю! Слёзы у зрителей даже не капают, для киношедевра такая плоская история слабовата.

«По ту сторону надежды» (2017, режиссёр Аки Каурисмяки) – фильм странный, немногословный, его можно отнести к разряду авторского кино. Ну, на то он и снят корифеем финского кинематографа Аки Каурисмяки (не путать с другим знаменитым братом-режиссёром Микой Каурисмяки). В фильме два сюжета, которые идут сначала параллельно, но где-то к середине предсказуемо пересекаются. Сирийский беженец из Алеппо Халед нелегально прибыл в Финляндию на сухогрузе, сидя в контейнере с углем, и его буквально ссыпают в вагонетку в порту Хельсинки. Дело было ночью, и никто не заметил, как перепачканный Халед выбрался из угольной кучи и вышел в безлюдный город. На пустынном перекрёстке его чуть не сбила чёрная машина, за рулём которой сидел немолодой финн. Так встретились и на время разошлись два главных героя картины. Финн Викстрём уехал в ночь, бросив жену-алкоголичку, решив начать новую жизнь и новый бизнес. Фильм развивается неспешно, без внешней динамики, все пружины сюжета до поры до времени скрыты.

Халед честно шествует в полицию, чтобы встать на учет в надежде на убежище (предварительно моется в душе на вокзале, приобретя весьма аккуратный симпатичный вид). Его цель – легализоваться, устроиться на работу и попытаться найти потерянную в лагере беженцев сестру. Халеда определяют в общежитие для нелегалов, он ходит на собеседования в полицейский участок и ждёт решения своего дела. Аки Каурисмяки применяет оригинальный приём, противопоставляя пассионарных мигрантов степенным медлительным финнам. Если образ жизни людей, прибывших в благополучную Финляндию со всех концов Азии и Африки, вполне узнаваем (т.е. они живут в XXI веке, у них есть мобильные телефоны, они современны в своих суждениях и действиях), то финны, как будто застыли в 60-х – 70-х годах прошлого века. Телефоны с трубками на пружине, в полицейском управлении все бумаги печатают на старой пишущей машинке, при этом где-то в углу стола притулился тёмный неработающий компьютер. Старые телевизоры показывают программы прошлых лет, в старомодных кафе – кнопочные кассовые аппараты, на улицах пожилые, но бодрые музыканты играют рок-н-ролл всё тех же 60-х – 70-х, в аскетичных квартирах мебель, торшеры, посуда, одежда – всё из прошлого. Забавно и абсурдно. Хельсинки тоже невозможно определить, Каурисмяки не показывает центр города или узнаваемые достопримечательности, столица условна – это окраины с запущенными магазинами и складами, старые заводы, полузаброшенные гаражи, порт.

Два переплетающихся сюжета: сюрреалистически-сатирический (финский) и драматически-реальный (мигрантский), наверное, намерено стилистически не очень гладко склеены. Мне бы больше понравился фильм-абсурд про немолодого бизнесмена Викстрёма, решившего круто изменить свою жизнь, занявшись ресторанным бизнесом. Его приобретение – ресторанчик «Золотая пинта» больше похож на советскую столовую с одиозными и смешными сотрудниками. Каурисмяки относится к своим соотечественникам с немного грустным юмором. В мигрантской же части фильма режиссёр серьёзен – люди лишились всего: страны, близких, дома, работы, они скитальцы в благополучной, но совершенно чужой им стране, тут не до шуток. Пересекаются две разноплановые сюжетные линии, когда ударившийся в бега от депортации Халед (Хаджи Шерван), сталкивается с меланхоличным Викстрёмом (Сакари Куосманен), который при внушительной и суровой внешности, оказывается добрым и отзывчивым человеком, и не только принимает Халеда на работу, но и прячет его от полиции. Викстрём, который меняет название и меню своего заведения каждую неделю в погоне за модой, и его эксцентричные работники – изюминка фильма.

Каурисмяки показывает и ещё одну сторону скандинавской жизни. Несколько раз появляются в фильме националисты, сторонники идеи «Финляндия – для финнов». Накачанные молодые люди в чёрных кожаных куртках как будто специально ищут Халеда по городу и при встрече сильно бьют. Отпор им дают немолодые рок-н-рольщики, для которых справедливость и братство остаются базовыми заповедями. В финале фильма главарь нациков набрасывается на Халеда с финкой – кажется, что герой убит. Но нет, парень, только что нашедший сестру (в этом ему помогли финские дальнобойщики), ранен, но жив. Как-то перевязав себя, он лежит в парке на травке и смотрит, задумчиво улыбаясь, на большие кирпичные дома вдалеке. Этот город – его новая родина? Так что же хотел сказать зрителям Аки Каурисмяки? Рискну предположить, что посыл таков: хорошая, удобная для жизни Европа отстает, вязнет в прошлом, безнадёжно дряхлеет, сдаёт позиции. В неё нескончаемым потоком вливается «племя младое, незнакомое», очень активное, жизнестойкое. Хорошо это или плохо? Режиссёр ответа не даёт, просто констатирует. Есть и те, кому такое положение вещей не нравится (националисты), они агрессивны, но малочисленны и вряд ли смогут повлиять на исторические тенденции. А может быть, он хотел сказать, что в мире ещё существуют дружба, и взаимовыручка, надежда и любовь? Аки Каурисмяки и его фильм завоевали много престижных международных наград, обласканы Европейской киноакадемией, все премии с определением: «Лучший…». Однако режиссёр неоднократно заявлял, что это последний фильм в его карьере, и снимать он больше не будет. Пока, с 2017 года, держит слово.

Хит финского проката 2018 года «Дед, привет!» (режиссёр Тийна Люми) заявлен как комедия, но я бы назвала его трагикомедией или лирической семейной драмой. История про упрямого одинокого старика, живущего в лесу на севере Финляндии, не оставит равнодушным зрителей – прекрасная работа актёра Хейкки Киннунена, которая была отмечена национальной кинопремией «Юсси» в категории «Лучший актёр».

Дед не может найти общего языка со взрослыми сыновьями, не принимает современную цивилизацию с её высокими технологиями и стремительным темпом жизни, потому что оборотной стороной этих благ является бездушие, разобщение, потребительство. Только внучка примиряет его и с семьёй, и с непонятной новой жизнью, в которую он никак не хотел вписываться. Старик хоронит жену и решает сам отправится вслед на ней, потому что без любимой женщины ему и жить незачем. Сам сколачивает себе гроб в сарае, пишет записки-завещания, отдаёт знатный урожай картошки соседу – самому её уже не есть… Дед и его сосед по деревне напоминают шукшинских «чудиков», мужичков с неординарными речевыми оборотами, со своими принципами, и особым жизненным укладом. И вдруг внучка, которой родители готовили блестящее будущее (она поступила в престижный американский университет), преподносит сюрприз – вместо каникул в Хельсинки тайно едет к деду в деревню. Оказывается, 17-летняя девчонка беременна. И суровый дед тает – вновь появился смысл жизни, помирать расхотелось.

Конечно, в финале все помирились, воссоединились, дед дождался рождения правнучки. Но и в этой идиллической картине есть приметы новой реальности. Девушка-мамаша, оказывается, даже не знает, кто отец ребёнка – после напряжённых экзаменов, она ушла в отрыв – тусовалась по клубам, выпивала, ну и случилось… «с одним тёмненьким» (так она говорит). Семья сначала в шоке, все планы по покорению Америки рушатся. Родители девчонки, «новые финны», для которых ценности – только деньги, только Штаты, а родная Финляндия – фу, непрестижная страна (оказывается, не только у нас водятся подобные типы). Ребёнок рождается тёмненьким, в неизвестного папу, но все толерантно рады. Малышка примиряет родственников всех возрастов, и это правильно. А ещё в северных финских лесах старик с удивлением обнаруживает стайки китайских туристов, одетых в одинаковые жёлтые дождевики. Они собирают грибы! Финны такие не берут, а китайцы знают их целебные свойства. И вот уже дед, который не принимал никаких технических новшеств (смартфон внучки презрительно называл «тыкательный телефон») сообщает, что у него есть бизнес-план (!) по сбору грибов со своими «маленькими друзьями». Полный хеппи-энд. Сказка ложь, да в ней намёк: Скандинавия стремительно меняется, процесс конвергенции разных наций и народов идёт полным ходом.

В фильме «Дед, привет!» звучит много музыки, песен, в том числе знакомых. Например, «Миллион алых роз» и «Город детства» (помните: «Где-то есть город тихий, как сон…», слова Р. Рождественского, исполнение Эдиты Пьехи). Всегда считала эту песню нашей. В фильме её прекрасно поёт мужской дуэт на финском языке. Решила узнать, не плагиат ли? А песня-то оказалась общемировым хитом, её поют на всех языках, а написана она была в США, в конце 50-х годов. Самое известное исполнение, давшее песне путёвку в жизнь, американской группы The Brother Four. Оригинальное название: Green Fields («Зелёные поля»). Оказалось, что музыкальная и стихотворная основа – шотландская баллада XII века о первой любви.

P.S. Из фильмов, представленных на Неделе нового финского кино, два – «Фехтовальщик» и «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» были показаны на Фестивале финского кино в марте 2017 года, проходившем в московском кинотеатре «Формула кино Горизонт». Прочитать рецензии на них можно на нашем сайте в рубрике «Кинофестивали».

М.С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий