Победный май в кинескопе союзников
Тайная война ведётся в тени зеркал, где правду оберегают хранители лжи.
Спустя 77 лет после завершения самой ужасающей войны в мировой истории её эпизоды и участники не перестают давать поводы для (де)мифологизации писателям, журналистам и кинематографистам. Одни стремятся к детальной реконструкции событий, другие же окружают эти события легендами. Правды за давностью лет не узнать, поэтому фильмы хотя бы без грубых исторических искажений уже вызывают уважение и зрительский интерес. Весной и летом 2022 года на мировых экранах новый военный фильм, «Операция «Мясной фарш» (Operation Mincemeat), его и оценим пристрастным взглядом кинокритика и историка.
В своё время ваш неутомимый Кот-Пофигист собаку съел (пардон за каламбурчик) не только на ориенталистике, но и на истории Второй мировой войны. Под раздачу попали не только военные стратегии советского и немецкого командования, но и подготовка к войне, и организационная структура и корпоративная система управления СС, и дипломатия в годы войны, и даже развитие униформы и промышленного дизайна у стран-союзников и стран оси. Но объять необъятное невозможно, и диверсионные операции, особенно британские и американские, ускользнули из моего поля зрения, что не мешает мне с любопытством смотреть британские и американские фильмы о войне, подмечая, насколько по-разному оценивают её современные сценаристы и режиссёры. Понятно, что на глобальный конфликт каждый рассматривает под углом собственных рисков, да и фронты нам достались разные, но даже современные российские режиссёры не занимаются позиционированием США и Великобритании как будущего врага, в то время как в западном кинематографе СССР прямо называют потенциальным, будущим или вероятным противником. Впрочем, в этом тоже элемент достоверности: советские люди (и правительство, кажется, тоже) верили в мир и стабильность после победы над нацизмом, пока тот же Черчилль уже готовился перенаправить орудия своей агрессивной риторики на Советский Союз. Это отражено и в фильме Джона Мэддена, разве что Черчилль показан более тонким и рациональным политиком, призывающем подумать о большевиках завтра, а сегодня разобраться с Гитлером.
Кто и как будет разбираться с Гитлером в «Операции «Мясной фарш»? Двух магических слов «Колин Фёрт», полагаю, будет достаточно, чтобы убедить всех не только в том, что всё закончится хорошо, но и в том, что фильм добротен и смотрибелен. Сюжет действительно реален, операция «Мясной фарш» была дерзким и беспрецедентным актом дезинформации противника со стороны военно-морской разведки Великобритании, позволившим при помощи трупа убедить немецкий штаб в том, что высадка союзников состоится в Греции, а не на Сицилии, как это в итоге и произошло летом 1943 года. За фантастически безумным планом, который в силу своей наглости и предельной детализации был обречён на успех, стояли не боевые офицеры, не бывалые диверсанты и не ветераны колониальных войск, а штабист ВВС Чарльз Чолмондели и юрист Айвэн Монтегю. Оба нашли привлекательной отвергнутую другими «Памятку форели» – своеобразный справочник для разведслужб, содержащий множество рекомендаций по сбиванию противника с толку. Остроумную, но насыщенную конкретикой «Памятку», напоминающую «400 относительно законных способов отъёма денег» Остапа Бендера и обыгрывающую приёмы рыбной ловли нахлыстом, составили адмирал Годфри и его ассистент Ян Флеминг – тот самый, что впоследствии прославился шпионскими романами и подарил кинематографу одну из самых долгоиграющих и харизматичных франшиз.
Фильм достаточно точно воссоздаёт картину зарождения небывалого по сумасбродству плана, вместе с тем оставляя место и для более личной и лирической стороны будней разведчиков. Закадровый текст заранее сообщает зрителю о том, что жизнь тех, кто создаёт секретность, сама является засекреченной, и нам остаётся лишь гадать, какой она была на самом деле. Зато её окутанность тайной и изрядная легендарность позволяет романтизировать её, что и происходит: мы не знаем, были ли оба автора плана влюблены в коллегу по рабочей группе Джин Лесли (Келли Макдональд), понятия не имеем, как адвокат и гражданский до мозга костей Айвэн Монтегю (Колин Фёрт) оказался как рыба в воде в тонкостях «Памятки форели» и интриг военного командования, был ли его брат коммунистом, ходил ли Чарльз Чолмондели (Мэттью Макфэдьен) в клуб вместе со всеми в надежде однажды потанцевать со своей музой. Зато мы видим портретное сходство с реальными прототипами (пожалуй, за исключением Черчилля – но достоверно подходящего актёра на эту роль, кажется, просто быть не может), точное попадание в типажи и антураж эпохи, следование подлинным историческим фактам (в отличие от опопкультуренного «Дюнкерка» Кристофера Нолана, где героические герои геройски воюют с безымянным врагом).
Можно долго спорить о том, нужна ли в историческом фильме лирика, но разведчики тоже люди, поверьте. В любом случае, в обрамлении изысканной художественной постановки всё смотрится уместно, даже если визуальные решения и напоминают «Король говорит!» и «Тёмные времена» – сходства не избежать, когда речь идёт об одном и том же историческом периоде, месте действия и даже зданиях и помещениях. При этом в фильме множество отсылок к Бонду, а сам персонаж Яна Флеминга вплетён в сюжет крайне удачно: неизвестно, насколько весомым был его реальный вклад и участие в осуществлении операции «Мясной фарш», но в фильме его пафосный закадровый текст, внимание к гаджетам и объяснение, почему шеф «М», перекидывают невесомый мост к франшизе 007.
Что же касается главных героев, то Колин Фёрт давно уже стал своеобразным ГОСТом, знаком качества для британского кинематографа, в особенности для исторических и военных фильмов. Если он заявлен в каст, то от персонажа можно смело и оправданно ожидать интеллигентного обаяния, тонкого юмора и ни единой лишней эмоции. Прездсказуемо? Безусловно. Но насколько виртуозно и приятно! Мэттью Макфэдьен в роли Чарльза Чолмондели воплощает образ офицера и джентельмена, он, казалось бы, не совершает никаких героических поступков, он боец невидимого фронта, сражающийся силой интеллекта, однако сразу вызывает ассоциацию с великолепными и благородными британскими людьми в форме: Роем Кронином из «Моста Ватерлоо» и капитаном Даттоном из «Австралии».
К качеству визуального ряда также нет претензий. Фильм одновременно зрелищный и камерный, идеально помещается в свой хронометраж (продолжительностью более двух часов сейчас уже никого не удивить). Логически и визуально картина делится на две части: первая более чёткая, детальная, погружающая зрителя в мельчайшие детали готовящейся дезинформации, а во второй разведчиков, задумавших рискованную игру, настигают непредвиденные сложности – вылезают на свет божий все фантастические твари, а слугам Его Величества на что только не приходится идти во имя успеха операции. Словом, завершение фильма выглядит так, будто его на основе слухов и баек писал на своей бойкой печатной машинке Ян Флеминг, подгоняемый такими же бойкими фантазиями и стремительно пустеющей сигаретной пачкой. Впрочем, от этого внезапного ускорения вихря событий фильм нисколько не проиграл.
Ошибки в фактах и деталях – увы, это неизбежно – тоже бросятся в глаза лишь историкам и особо дотошным зрителям. Так, оппонентом операции «Мясной фарш» в объединённом британском штабе выступает адмирал Годфри, в то время как он являлся директором Управления военно-морской разведки Великобритании до 1942 года, после чего возглавил королевские военно-морские силы в Индии и никак не был связан с операцией по дезинформации. Вместо него от военно-морского флота план курировал Эдмунд Рашбрук, но в фильме такой персонаж отсутствует. Ян Флеминг, в фильме входящий в состав группы по подготовке операции «Мясной фарш», в реальности в тот момент времени служил в совершенно другом подразделении и пытался составить конкуренцию немецкому диверсанту Отто Скорцени, сколачивая команду десантников-разведчиков. Опять же, это я придираюсь, а зритель видит качественный фильм, который и пересмотреть не грех. Не стоит забывать и о том, что он поставлен не на основе архивных документов, а по книге историка и писателя Бена Макинтайра, у которого, к слову, есть и биографическое исследование о Яне Флеминге. Хотя впервые секретная операция оказалась на страницах опубликованных ещё в начале 1950-х годов мемуаров Айвэна Монтегю, того самого, чью роль и исполнил Колин Фёрт. В те годы книга стала сенсацией, и в 1956 году по ней был поставлен одноимённый фильм «Человек, которого не было». Но это уже совсем другая история.
kot_pofigist
keto egg fast diet
blogProFilm.ru