Три билборда, которые потрясли город
Психологическая криминальная драма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017, США, Великобритания) вышла на российские экраны 1 февраля 2018 года. Режиссёром, сценаристом и одним из продюсеров картины выступил Мартин Макдонах (или МакДона, как его нередко называют), это его третья полнометражная лента после «Залечь на дно в Брюгге» (2008) и «Семь психопатов» (2012). Фильм уже успел получить множество наград, в том числе за лучший сценарий на 74-м Венецианском кинофестивале и 4 премии «Золотой глобус» на 75-й церемонии в Лос-Анджелесе. Фильм выдвинут на «Оскар» в 6 номинациях.
Трагические события потрясли жизнь тихого провинциального городка. Несовершеннолетнюю дочь главной героини Милдред Хейз Анджелу изнасиловали и убили семь месяцев назад. Время идет, а преступление не раскрыто, дело зависло. Милдред, несмотря на страшный внутренний надлом, остаётся волевой, сильной женщиной, намеревающейся любой ценой добиться правды и возмездия. Бездействие полиции наводит её на мысль арендовать старые билборды на запасной дороге в город. На плакатах – напоминание о трагедии и жёсткий упрёк в адрес шерифа: что он сделал, чтобы раскрыть преступление? Городок вновь всколыхнулся. Но обыватели не на стороне Милдред, они осуждают бунт одиночки против полиции потому, что шериф (глава полиции округа) Билл Уиллоуби – уважаемый человек, его честное имя никто не подвергает сомнению, к тому же, он смертельно болен, и люди считают неэтичным усугублять его состояние такими публичными «разборками». По-человечески они правы, но права и Милдред. Общественное мнение осуждает несчастную мать, которая хочет только одного: чтобы дело не закрыли и нашли преступников. Срабатывает закон обывательской стаи: зачем нам эта шумиха, девушку-то всё равно не вернёшь, вот уже и телевизионщики понаехали, билборды показывают в новостях, людям задают неудобные вопросы. Милдред идёт одна против всех, её не понимают ни сын, ни бывший муж, ни соседи. Билборды поджигают, но она снова восстанавливает их.
Не особо вдаваясь в хитросплетения сюжета (тем, кто ещё не смотрел, не хочется раскрывать детали, а в фильме их очень много, он насыщен событиями и персонажами), остановлюсь на трёх основных актёрских работах.
В главной роли Милдред Хейз снялась замечательная актриса Фрэнсис Макдорманд. На таких женщинах мир стоит. Она и коня на скаку, и в горящую избу – во всех городах и весях живут такие умные, волевые, сильные, красивые (несмотря на возраст) женщины со стальным внутренним стержнем. В личной жизни они чаще всего неудачливы, хотя запас любви, преданности и заботы в них огромен. Но как подступиться к такой? Милдред резкая, рубит правду-матку в глаза, и мужчине сложно ей соответствовать – она ставит высокую планку. Муж Милдред Чарли (Джон Хоукс) оставил её ради 19-летней дурочки. Разгребать руины семейной жизни, воспитывать детей, зарабатывать деньги достается ей одной. Только после трагедии она понимает, что надо быть добрее, мягче, внимательнее к родным людям. В переходном возрасте подростки часто бывают несносны, но мудрость принять и понять это приходит слишком поздно. Это дополнительная внутренняя мука для Милдред. Роль отточена до блеска.
Шериф Билл Уиллоуби в исполнении Вуди Харрельсона не совсем обычен. С одной стороны, он классический хороший полицейский – честный, справедливый, грубоватый, и такая роль Харрельсону к лицу. Но ещё он трогательно нежен (вы видели его таким? это здорово получилось). Примерный семьянин, любящий муж красавицы-жены Энн (Эбби Корниш) и отец двух очаровательных дочек. Он любит и любим. И именно ему, нашедшему счастье и гармонию, отмерена недолгая жизнь. Биллу не хочется умирать, но, мудро принимая жизнь такой, какая есть, он не хочет продлевать свою боль и страдания любимой, и добровольно уходит сам.
Несмотря на болезнь, шериф до последнего дня в строю, он переживает за нераскрытое преступление, для него как профессионала, это серьёзный прокол. Поэтому незадолго до самоубийства, он едет к Милдред и пытается объяснить, что зацепок в деле нет, но это не вина полиции. Перед своим уходом, шериф Уиллоуби написал письма не только любимой Энн, но и некоторым коллегам и жителям города. Эти письма, которые читают герои, очень важны для переосмысления ими своей жизни. Они драматургически значимы для поворота сюжетной линии и написаны великолепным литературным языком. Макдонах показывает почерк настоящего мастера – умеет виртуозно закрутить сюжет и предложить неожиданные ходы.
Самый противоречивый персонаж – полицейский офицер Джейсон Диксон, великолепно сыгранный Сэмом Рокуэллом. Вначале он вызывает только отрицательные эмоции – немотивированно жестокий, циничный хам, кажется, он ненавидит всех: чёрных, голубых, рыжих, карликов и т.д. Он груб с Милдред, потому что она посмела «наехать» на полицию и его любимого шефа Билла Уиллоуби. И он же, обожающий свою пожилую маму сын и заботливый хозяин своего маленького питомца – черепашки. Думаю, это не случайный символ, Диксон сам спрятался в панцирь, как черепаха. И только шериф Уиллоуби понимает о нём самое важное, в письме к своему неуживчивому коллеге пишет: «Ты хороший, добрый парень, тебе трудно пришлось в жизни, после смерти отца ты один тянул всё на себе. Диксон, ты же прирождённый сыщик, у тебя талант к розыску, не оставляй дело Анджелы Хейз». На глазах зрителей происходит постепенная трансформация Диксона, он как будто сбрасывает с себя тот самый панцирь, защитную броню, и искренне кается перед теми, кого обижал. Именно Диксон вычислит преступника, будучи уже уволенным из полиции (и за дело!). Новый шериф, чернокожий Аберкромби (Кларк Питерс) хвалит его за профессионально проведенную работу, но… до убийцы полиции не добраться. И вот парадокс: ненавидя противного Диксона в начале фильма, вдруг обнаруживаешь, что к середине ты его жалеешь, а в конце сочувствуешь, переживаешь и явно симпатизируешь.
Милдред и Диксон решаются на самосуд. Ранним утром они молча прощаются со своими близкими. Спит сын Милдред – она смотрит на него долго и нежно. Спит мама Диксона с черепашкой на коленях. Он ласково гладит маму по голове, берёт ружьё и уходит. И два бывших непримиримых противника идут вместе вершить возмездие. «Пусть хоть одним подонком станет меньше на земле», – говорит Диксон. Мы не знаем, чем закончится фильм, зрителям предоставлено право додумывать финал самим.
Знаете, трудно писать о фильме, который очень понравился, не получается передать чувства, не можешь найти нужные слова. Одно могу сказать точно – «Три билборда…» очень сильный фильм, который должен найти отклик у российского зрителя, потому что нам близки поиски правды, чувство справедливости, законы совести.
Не могу не отметить прекрасное музыкальное сопровождение (композитор Картер Бёруэлл) и подбор песен, которыми пронизан фильм. При всей сложности сюжета, музыка привносит лирический настрой, сглаживает трагизм, даёт надежду.
Мила Северная
Браво, Мила! Рецензия написана так пронзительно и так проникновенно, что берет за душу. Даже, несмотря на то, в статье раскрывается практически весь сюжет фильма, интерес к нему не только не утрачивается, а напротив – возрастает. Вердикт: обязателен к просмотру!
Если не обманывают анонсы, с нетерпением ждем выхода этой замечательной картины на лицензионных носителях в конце мая.
Хочу присоединиться к нашему основателю – блестящий материал! Однако не соглашусь насчёт раскрытия сюжета: сама только что из кинотеатра, до сих пор под впечатлением от этой картины, и, мне кажется, рецензия Милы нисколько не раскрывает сюжет. Фильм насыщен не только искусно вплетёнными в линии основных героев историями и мотивами второстепенных персонажей, но и совпадениями. В этом эмоционально насыщенном фильме любопытно смотреть не столько на логичное завершение истории, а на сплетение обстоятельств, судеб, фактов, слов, поступков. Даже если я сейчас расскажу весь сюжет фильма минута в минуту, смотреть всё равно будет интересно. В этом мастерство режиссёра, актёров и оператора (особенно хочется отметить атмосферность съемки).
Вердикт: must-see!
Благодарю за отклик! Но уверяю Вас, уважаемый Navis, сюжет раскрыт пунктирно, не более, чем написано в рекламном флаере или в анонсах. В фильме много персонажей, каждый – яркий и запоминающийся, со своей драматической судьбой. Трагические, а иногда даже забавные эпизоды сплетены в тугой узел, фильм держит в напряжении все 2 часа экранного времени. Совершенно согласна – обязателен к просмотру. И режиссёр, и актеры заслуживают Оскар, я голосую за них.
М.С.
Дорогие друзья! Вчера, 18 февраля, в лондонском Альберт-холле состоялась 71-я церемония вручения кинопремии британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. После BAFTA только “Оскар”, т.е. главная кинопремия вышла на финишную прямую. Спешу сообщить, что британские киноакадемики высоко оценили “Три билборда…”, потеснив ещё одного фаворита – “Форму воды” (про любовь женщины и рептилии). Я рада, что победили реальные люди и настоящие человеческие чувства, пусть простят меня любители фантастики. Из 9 номинаций “Билборды” взяли пять! Это: 1) лучший фильм; 2)лучший британский фильм; 3) лучшая актриса – Фрэнсис Макдорманд; 4) лучший актёр второго плана – Сэм Рокуэлл; 5)лучший оригинальный сценарий – Мартин Макдонах. Награды заслужены и справедливы. “Форму воды” тоже не обошли – приз за лучшие: режиссуру, музыку и работу художника-постановщика. Так что Гильермо дель Торо со своим нью-Ихтиандром может рассчитывать на весомые призы и на “Оскаре”. В “иностранной” номинации прокатили звягинцевскую “Нелюбовь”, и я поддерживаю академиков в этом решении. Профессиональный, но совершенно мёртвый фильм – без любви, без надежды, без чувств. Обидно за наш кинематограф? В случае Звягинцева – нет. Это, конечно, субъективное мнение, но очень жаль, что почти на каждый зарубежный фестиваль везут фильмы тяжкие, холодные, безнадёжные. Почему? Представили бы “Балет” что ли, пусть бы и его завернули, но это фильм о живых людях, реальных отношениях, балетных интригах… Но я отвлеклась. Юбилейная, 90-я церемония “Оскара” в этом году пройдет 4 марта, позже чем обычно, потому что “вмешалась” Олимпиада, пришлось сдвинуть график. Ждём. Я – за “Билборды”, хотя понимаю, что киноакадемики должны раздать “всем сестрам по серьгам”, учесть женский фактор, толерантность во всех её проявлениях и др. Поэтому в своем прогнозе (вывешен на сайте) я разбросала призы между номинантами, пытаясь предугадать ходы киноакадемиков. Скоро мы всё узнаем.
М.С.
Мила, большое спасибо за оперативный репортаж об итогах BAFTA! Хочу лишь добавить, что у нас есть повод порадоваться за ещё одного Оскаровского номинанта, с которым нашему BlogProFilm-y удалось пообщаться: за Гэри Олдмэна, получившего премию BAFTA как “Лучший актёр”!
В предыдущем комментарии допустила ошибку в названии фильма – имела в виду, конечно, “Большой”(а не “Балет”:)
И очень рада за блистательного Гэри Олдмана, надеюсь, “Оскар” продублирует его премию BAFTA.
Thanks! And thanks for sharing your great posts every week!