Кино Ирландии на IRISH WEEK-2019
С 13 по 24 марта в Санкт-Петербурге, Москве и Казани прошла Неделя Ирландии с показом фильмов, концертами, лекциями, детскими представлениями, выставками и празднованием Дня Святого Патрика в парке Сокольники. В столицу Татарстана ирландский праздник приехал впервые. В рамках недели были продемонстрированы новые ирландские фильмы – художественные, короткометражные, документальные и анимационные. Для тех, кто интересуется ирландским кино – коротко о программе фестиваля.
«Чёрный 47-й» (2018). Эта лента повествует об одном из самых болезненных периодов в истории Ирландии, Великом голоде 1845-1849 гг. Для ирландского народа эти годы стали поистине чёрными – голод привел к огромному числу жертв и началу массового переселения в США. Ситуация во время Картофельного голода усугублялась бесчинствами английских властей. У ирландцев, как и у многих порабощенных Великобританией народов, есть серьёзные счеты к этой стране. Главный герой Мартин Финни (австралийский актёр Джеймс Фрешвилл), бывший солдат, после гибели своей семьи встает на тропу мщения. Его жертвами станут представители официальной власти. Этот патриотический триллер с элементами вестерна стал хитом проката в Ирландии.
«Дублин. Олдскул» (2018). История о братьях, каждый из которых идёт по жизни своим путём. Но когда возникает потребность возобновить отношения, то оказывается, что не так уж далеки они друг от друга. Любовь и драйв на фоне современного Дублина. В фильме снималась известная зрителям (и нашим читателям) Шона Керслейк – на Х Фестивале ирландского кино в Москве в 2017 году она представляла фильм «Свидание для безумной Мэри» (интервью с актрисой и рецензия на этот фильм есть на нашем сайте).
«Харт-метал» (2018). Не очень внятный рассказ о двух сёстрах: одна мечтает создать музыкальную метал-группу и «зажигать», а другая развивать свой бьюти-блог. Фильм о конфликтах и примирениях. Но герои фильма особой симпатии не вызывают, скорее раздражают глупыми немотивированными поступками.
«Сезон измен» (2017). Крепкая драма о сложных семейных отношениях двух пар, живущих в пригороде Дублина. Взгляд героев на проблему измен заставляет задуматься. Привлекателен звёздный состав: Киллиан Мёрфи, Ева Бертистл, Кэтрин Уокер, Эндрю Скотт.
«Стальная страна» (2018). Действие этой детективной драмы происходит в Америке. В небольшом городке, где, казалось бы, ничего экстраординарного произойти не может, пропадает мальчик. Жителей эта новость не всколыхнула, они остаются равнодушными к гибели ребенка. Простой мусорщик (Эндрю Скотт) решает распутать эту загадку самостоятельно.
«Майкл внутри» (2018). Суровая ирландская тюремная драма. Майкл – подросток из неблагополучной семьи. Он хочет жить в другом мире, мечтает вырваться из криминального окружения, но попадает за решетку за наркотики брата. Испытания, выпадающие на долю человека в тюрьме, не могут вернуть его к нормальной жизни. Фильм тяжелый.
«Благодать» (2018). Эта лента рассказывает о нравах в строгой католической коммуне, куда попадает человек со стороны. Затрагивает тему веры на фоне красивых ирландских пейзажей. На любителя.
«Раскопки» (2018). История убийцы Ронана Каллахана, вышедшего через 15 лет на свободу, и его отношений с отцом жертвы. Психологический триллер, где нашлось место прекрасной природе Ирландии. Исполнитель главной роли Мо Данфорд был гостем фестиваля. Актёр снимался также в фильмах: «Чёрный 47-й», «Харт-метал», «Майкл внутри», и в сериалах: «Тюдоры», «Игра престолов», «Викинги».
«Конор МакГрегор: скандально известный» (2017). Документальный фильм о великом и ужасном бойце смешанных единоборств, чемпионе UFC, личность которого никого не оставляет равнодушным – его либо любят, либо ненавидят. В конце марта 2019 года этот знаменитый скандалист, к сожалению, объявил о завершении карьеры. Тем интереснее посмотреть фильм о его пути к вершинам славы.
Анимация. «Капитан Мортен и королева пауков» (2018) – волшебным образом мальчик Мортен уменьшился до крошечного размера (вспомнилась советская классика «Баранкин, будь человеком!»: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!»). Ему предстоят сражения с вредными насекомыми и спасение собственного отца. Всё хорошо закончится, как и должно быть в мультфильмах. Это первый ирландский кукольный фильм, правда, совместный с Бельгией, Великобританией и Эстонией. В озвучке приняли участие звезды первой величины – Брендан Глисон, Томми Тирнан, Майкл МакЭлхаттон.
«Ирландские серьёзные истории» (сборник 2009-2018 гг.) – анимационные фильмы для взрослых, в том числе ирландский вариант гоголевской «Шинели».
Короткометражные фильмы не менее интересны, чем полнометражные. Ленты, представленные на фестивале в этой категории – комедии, объединенные общим названием «Ирландские веселые истории». Тонкие, смешные, немного грустные. Основная тема: преодоление одиночества и непонимания. Авторы посмотрели на проблемы трудностей человеческого общения ирландским ироничным взглядом и сумели уместить свои истории в короткие ролики от 5 до 17 минут.
«Волна» (2017). История полуфантастическая и в то же время реальная. Парень Гаспар после аварии впал в кому и, очнувшись через несколько лет, заговорил на неизвестном языке, расшифровать который не получается ни у одного ученого-лингвиста в мире. Гаспар, как инопланетянин, не может полноценно общаться с людьми, о себе ничего не помнит – он как бы заново родился, только сразу взрослым. Молодой человек кое-как адаптируется, чтобы устроится на самую простую работу – уборщиком в кафе. Коллеги подсмеиваются над ним, однако однажды предлагают выложить историю Гаспара в интернет, на что он с радостью соглашается (говорить не говорит, но всё понимает). Дело техники: записали обращение на непонятном языке на мобильный телефон и выложили в сеть.
Каждый день Гаспар с нетерпением ждёт результата, но из интернета на его бедную голову посыпались, как из помойки, оскорбления и издевательства. Не понимая сказанного, он улавливает суть – это насмешки и гадости. Одиночество усугубляется переживаниями из-за жестокости людей, которые оскорбляют незнакомого им человека только за то, что он другой. И вот однажды в почте он находит видео-сообщение от мужчины, говорящего на таком же языке. Счастье! Молодые люди общаются взахлёб, не могут наговориться неделю… А потом снова проблема. Да, их ситуации схожи: оба пережили жизненную катастрофу, их мозг как-то перенастроился, но они совершенно разные. Гаспар – тонкий, стеснительный ранимый, а его новый друг – грубый грязнуля, что неизбежно приводит к ссоре, и Гаспар снова остаётся наедине с собой и просторами интернета. Он не встречает больше человека, похожего на себя, но находит другое – в мире оказывается много хороших людей, не понимая Гаспара, они пишут ему слова поддержки, присылают рисунки и видео, объединяются против интернет-троллей и помогают парню обрести почву под ногами. Всемирная паутина возвращает веру в добро.
«Кубрик при свечах» (2017). Романтическая история разворачивается на фоне съемок фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон», проходивших в Ирландии в 1973 году. Парень-ирландец из массовки влюбился в девушку-англичанку, подругу второго режиссёра, и она ответила ему взаимностью. Нелепые ситуации с соперничеством двух молодых людей на фоне исторических декораций, а также забавное закулисье съёмочного процесса обязательно заставят зрителей улыбнуться.
Может кто-то спросит: а почему Кубрик при свечах? Это интересная история. Стэнли Кубрик при съёмках «Барри Линдона» (действие происходит в середине ХVIII века) фанатично добивался подлинности натуры, декораций, предметов, костюмов, тканей. Он даже отказался от использования электрического освещения – впервые в истории кино вечерние сцены в помещениях были сняты при свете восковых свечей без дополнительной подсветки. Сюжет фильма помимо любовной линии крутится вокруг добычи свечей местными жителями, создавая много комичных ситуаций (набожными ирландцами были хитроумно «обчищены» все соборы в зоне досягаемости).
«Папоротник» (2017). Женщина средних лет потеряла любимого мужа, она безутешна. Чтобы чем-то себя занять в опустевшем доме, решила пересадить полузасохший папоротник в новый просторный горшок. Растение ожило, пустилось в рост, стало утешать женщину и помогать по хозяйству: гладить её своими стебельками по щеке, переворачивать страницы книги, наливать кофе в чашку, укрывать пледом, выключать свет. Шло время. Она привыкла заботиться о папоротнике, снова заулыбалась, похорошела, приобрела новые знакомства. Вот она уже договаривается по телефону о свидании. Веточка папоротника, улучив минутку, ревниво листает фото в телефоне – да, там мужчина. Папоротник возмущен – этот незнакомец хочет нарушить их идиллию! Однажды в дом приходит гость, тот самый мужчина. Оживленная женщина весело смеется, кавалер явно ухаживает за ней, они договариваются о будущих свиданиях, воркуя у двери на первом этаже. И зря. На столике над пролётом лестницы стоит папоротник в огромном горшке… Бах! Бездыханное тело мужчины лежит на полу, разбитый горшок, куча земли, но папоротник жив… Финальные кадры фильма: весь дом женщины заполнен папоротниками – в больших и маленьких горшочках (дети), а сам виновник этой вакханалии – огромный, кудрявый, торжествующий занимает почти всю комнату.
Вспоминаются офисные «страшилки» о растениях-мужегонах, бытующие в любых наших конторах. Сотрудницы средних лет наставляют молодых незамужних любительниц цветоводства: «Ты эту лиану в доме не сажай, это мужегон!» Сведения о загадочных растениях разнятся, но легенды продолжают жить своей жизнью, перекочевав из советской в российскую действительность (как и классические детские «ужастики» про гроб на колёсиках – этот фольклор вечен). Сама их слышала не раз, правда, папоротник там не фигурировал.
«Мама» (2018). Маленький фильм в жанре сюр. Живёт-поживает обычной жизнью среднестатистическая семья: мама, папа и двое детишек. И вот однажды муж покупает новый холодильник, красивый, большой, гладкий, белый. В нем помещается много разных вкусных продуктов, дети так и крутятся около него. Жена сначала тоже радуется, но быстро замечает, что муж привязан только к холодильнику – спит рядом с ним, гладит по округлым поверхностям. И не требует от жены ничего – ни готовки, ни уборки, ни интима. Холодильник заменил женщину. Дети называют его мамой. В один совсем не прекрасный день муж сообщает, что им пора расстаться, собирает домашнюю утварь – кастрюли-сковородки, сажает жену в автомобиль и отвозит в глухое место в горах, а там выталкивает со словами «так будет лучше для всех», следом вываливает кухонный скарб, дети кричат «пока-пока», и уезжают.
Но оказывается, у дороги стоит не она одна – много женщин разных возрастов с баулами, из которых торчат поварёшки, в недоумении или отчаянии ходят вдоль шоссе, кому-то звонят по мобильным телефонам. А новые автомобили с «ненужными» женщинами всё подъезжают. О чём фильм? Иронично о том, что совершенная техника не только вытесняет женщину-хозяйку на обочину жизни, но и вполне может заменить её…
«Первый поцелуй» (2018). Фильм о хороших, смешных девчонках выпускного класса в ирландской глубинке – гэлтахте (местность, где говорят на ирландском языке). Они собираются на дискотеку, наряжаются, нелепо красятся, чтоб на них обязательно «запали» ребята. Одной из них непременно надо поцеловаться с парнем, а то перед подругами неловко – все уже гуляют с пацанами, а она одна. Пусть это далекая Ирландия, но узнаваемо всё – и нелепые девчоночьи наряды, и их стремление казаться взрослее и опытнее, и дебильноватые мальчишки, дурные, не знающие как преодолеть свои комплексы, и эта деревенская школьная дискотека с цветомузыкой… Никто не обращает на девушку внимания, хотя она оделась, как Мэрилин Монро в белое платье, подчёркивающее её формы. Какой-то мальчишка лезет с поцелуем, но как оказалось, на спор. Жизнь не задалась, она сидит на скамейке одна, никто не приглашает на танец… Но девчонка-то решительная, она бежит домой, перебирает гардероб, из парика Мэрилин делает другую прическу и наряжается… Дональдом Трампом. Возвращается на дискотеку и производит фурор! Теперь выбор за ней, и она танцует с парнем, нарядившимся… Хиллари Клинтон. Настоящий поцелуй состоялся, первая любовь завязалась на дискотеке. Добрый, забавный фильм.
В сборнике был ещё один ролик, самый коротенький, названия которого я не запомнила, увы. Один рабочий день из жизни продавца маленького магазинчика в стиле съёмок любительской камерой. В фильме ничего не происходит, парень просто рассказывает, как он любит приходить ранним утром, открывать магазин, раскладывать газеты и журналы, расставлять напитки в холодильнике, сигареты и сладости на полках, приводить в порядок прилавок. Говорит, что ему нравятся покупатели, которые заглядывают в киоск по пути, хотя среди них иногда и попадаются странные «чудики», объясняет, как надо помогать пожилым людям что-то найти – они же плохо видят или ходят с палочкой. Незатейливый рассказ молодого человека говорит о нем много: он счастлив своей простой работой, рад каждому новому дню и новым людям, он скромен, деликатен и честен. Эта небольшая короткометражка напомнила мне серьёзный полнометражный немецкий фильм «Между рядами» (рецензия есть на нашем сайте). Производственная тема всё чаще используется в киносценариях, и это радует, поскольку очень долго люди труда были обойдены вниманием кинематографа.
Мила С.
P.S. к заметке о документальном фильме про Конора Макгрегора, показанном на фестивале. Вчера пришло сообщение, что знаменитый боец возвращается в большой спорт. Как и предсказывали знатоки смешанных единоборств, он быстро вернулся. Такое уже было в карьере Макгрегора – в 2016 году он завершил карьеру… на 1 день, а потом передумал. Шоу должно продолжаться.
Это ж надо же сколько фильмов ирландцы наснимали-то)) самых разных. Особенно улыбнуло описание кинца про папоротник и холодос. Вот у нас бы чего подобное снимали, а не только про криминал и розовые сопли)