Бал вампиров
Великолепный фильм 1967 года «Бал вампиров» («Dance of the Vampires»), также известный как «Бесстрашные убийцы вампиров» («The Fearless Vampire Killers»), созданный гениальным режиссером Романом Полански, получил долгожданное распространение в России благодаря компании «Film Prestige» (DVD с этой картиной входит в ее коллекцию «Eurohorror»).
«Бал вампиров» является блестящей пародией на европейские готические фильмы ужасов про кровососов. Его можно смело назвать лучшей картиной этого жанра. Подобный восторг вызывает только еще одна пародия – «Молодой Франкенштейн» блистательного Мела Брукса, но сейчас речь идет не о нем. Остальные же фильмы, пародирующие «ужастики», в том числе «Любовь с первого укуса», «Дракула мертв и доволен этим» того же Брукса и т.д., будучи сами по себе довольно неплохими пародиями, никак не могут «затмить» вышеуказанные шедевры. Фильм Полански гармонично сочетает в себе элементы ужаса и юмора, при этом они мастерски дополняют друг друга. Смешные до колик сцены плавно сменяются страшными эпизодами, как будто заимствованными из «серьезных» готических ужасов английской студии «Hammer», и наоборот.
Легковесный и искрометный «Бал вампиров» не является типичной картиной для Полански. Большинство его произведений отличает мрачность повествования, чувство безысходности, почти все они заканчиваются на пессимистической ноте («Отвращение», «Ребенок Розмари», «Жилец», «Девятые врата»). Хотя, по большому счету, и «Бал вампиров», особенно его финал, никак не назовешь оптимистическим. Видимо, на его творчество все-таки оказывают очень сильное влияние трагические события жизни режиссера: детство в концлагере, иммиграция из Польши во Францию, потеря любимой жены, несправедливое обвинение в изнасиловании несовершеннолетней в США и во избежание тюремного заключения последующий побег из этой страны.
Мало кто знает, что в 1997 году, через тридцать лет после выхода на экраны «Бала вампиров», в венском театре Раймунда состоялась премьера одноименного мюзикла по мотивам этой картины. Первоначально спектакль имел ошеломляющий успех – он шел в течение 677 вечеров, и его посмотрели 800 тыс. человек (мюзикл получил шесть международных музыкальных наград), однако в 2000-х гг. на Бродвее шоу ждал оглушительный провал. Специалисты винили в этом не саму постановку, а слабый состав англоязычной актерской труппы.
Лента Полански характеризуется великолепной операторской работой, удивительной завораживающей музыкой Кшиштофа (Кристофера) Комеды, которая могла бы быть использована как в комедии, так и в любом классическом фильме ужасов, отличный сценарий (к нему приложил руку сам режиссер) и, конечно же, превосходный актерский ансамбль. В главных ролях снялись Джек МакГаурэн (похожий на Энштейна чудаковатый профессор Абронциус), Роман Полански (трусоватый, но добросердечный помощник Абронциуса Альфред), ослепительная красавица Шарон Тэйт* (дочь хозяина постоялого двора Сара), Ферди Майне (зловещий вампир граф фон Кролок) и многие другие.
Теперь перейдем к сюжету фильма. Профессор Абронциус, пользующийся славой безумца среди своих коллег, и его помощник Альфред прибывают в заснеженные Карпаты в поисках вампиров. Дело в том, что профессор одержим идеей уничтожения вампиров, а Карпаты, как известно, самое известное место в мире, где живут в замках упыри и вурдалаки. Они остановились на постоялом дворе, в котором все стены и потолки обвешаны чесноком (вы ведь знаете, что вампиры очень боятся этого растения). Тем не менее, посетители заведения, а также его хозяин, старый еврей Шагал (отличная роль Элфи Бэйса), категорически отрицают наличие какого-либо замка в окрестностях и уж тем более вампиров. Альфред знакомится с его прекрасной рыжеволосой дочерью Сарой, в которую сразу же влюбляется (его трудно не понять). Однажды ночью Сара принимает ванну, и вдруг через окно в потолке к ней проникает вампир, который ее похищает. Альфред становится свидетелем похищения (он подглядывал за ней в замочную скважину), однако не успевает ей помочь. Утром Шагал, наевшись чеснока, собирается идти к графу фон Кролоку, чтобы просить его вернуть дочь (Абронциус выясняет, что недалеко все-таки находится замок, где живет вампир фон Кролок). Через некоторое время местные жители привозят домой замерзшего и обескровленного Шагала, который затем сам становится кровососом и выпивает кровь у своей очаровательной служанки Магды (Фиона Льюис – «Листомания», «Ярость», «Внутреннее пространство»). Решительный профессор, собрав саквояж (осиновые колы, кресты и прочие антивампирские инструменты), вместе с Альфредом отправляется за убегающим от них Шагалом в замок фон Кролока. Там их доброжелательно встречает сам граф, который приказывает слуге-горбуну Куколу (Тэрри Даунс, известный чемпион мира по боксу в среднем весе в 60-х годах) отнести вещи гостей в подготовленные для них комнаты. Тем временем Фон Кролок знакомит Альфреда со своим сыном-гомосексуалистом (и тоже вампиром) Гербертом (очень смешная и добротная роль Йена Кваррье – «Тупик»), который начинает оказывать знаки внимания бедному помощнику профессора. Дождавшись рассвета, Абронциус и Альфред пытаются проникнуть в подвал, где стоят гробы с графом и его сыном. Профессор застревает в узком окошке и дает указания Альфреду пронзить колом сердца вампиров, однако у того не хватает смелости уничтожить нежить. Позже, в одной из комнат Альфред встречает Сару, которая не спешит возвращаться домой и готовится к грандиозному балу в ее честь. Абронциус решает увезти Сару из поместья вампира. Однако граф, догадавшись о намерениях профессора, запирает его и Альфреда на балконе замка. Сверху они видят, как из могил выбираются упыри, которые направляются в замок на бал. Абронциус и Альфред выбираются из ловушки, переодеваются в обветшалые костюмы вампиров и приходят на торжественное мероприятие нежити, чтобы спасти Сару. Начинается дикая и очень забавная погоня…
Читая эти строки, очень сложно понять юмор картины Полански. Для того, чтобы полностью насладиться этим творением, надо не читать про него, а смотреть фильм. Взять, к примеру, хотя бы сцену бала, особенно тот момент, когда вампиры и главные герои, взявшись за руки, в танце подходят к огромному зеркалу, в котором отражаются только Абронциус, Альфред и Сара – этот эпизод вошел в анналы мирового кинематографа. Это просто надо видеть!
Примечательно, что Роман Полански отказался от авторства этой восхитительной картины узнав, что прокатчики в США почти на двадцать минут сократили фильм и назвали его «Бесстрашные убийцы вампиров или Извините, но Ваши зубы у меня в шее» (европейская версия длится 107 минут, а американская – варьируется от 90 до 98 минут). Только после трагической смерти Шарон Тэйт Полански разрешил восстановить свое имя в титрах фильма в память о ней, признав тем самым ее большую заслугу в создании «Бала вампиров». Очень приятно, что компания «Film Prestige» уважительно отнеслась к творчеству талантливого режиссера (и, кстати, к российскому зрителю) и выпустила полную версию ленты без всяческих американских купюр.
Настоятельно рекомендуется всем без исключения!
* После этого фильма Шарон Тэйт и Роман Полански поженились. Спустя два года, в августе 1969 года, беременная Шарон Тэйт вместе со своими друзьями была зверски убита членами сатанинской секты Мэнсона. В это время Полански не был с ней в США – он находился в Европе на съемках своей очередной картины.
Обсудите эту новость на news2.ru…
…
257905 Blog Verification…
257905…
Провокационный пост. Поэтому такие и комментсы 🙂
По большому счету здесь нет никаких “комментсов”. Честно говоря, не вижу также “провокационности” поста. В чем, простите, она?
Не обращай внимания, это спаммер 🙂