Изоляция
Я уже писал ранее, что мне больше всего нравятся фильмы ужасов, снятые европейскими режиссерами, нежели их американскими коллегами. Картины этого жанра, сделанные в старой доброй Европе, бесспорно проигрывают «ужастикам» из США в части, касающейся финансирования, впечатляющих специальных эффектов и участия в них разномастных кинозвезд, однако почти всегда их отличает более качественная режиссура, особый внутренний психологизм, своеобразная эстетика насилия и, конечно же, довольно откровенный показ кровавых сцен. Не касаясь итальянских фильмов ужасов (Дарио Ардженто и Лучио Фульчи вне конкуренции), одними из лучших европейских киноделов в этой области считаю британцев. В последнее десятилетие наблюдается возрождение так называемого «брит хоррора», т.е. ужасов родом из Великобритании. В подтверждение этого тезиса можно вспомнить такие замечательные образцы жанра, как «Спуск» и «Псы-воины» Нила Маршалла, «28 дней спустя» Дэнни Бойла, «Бункер» Роба Грина, «На страже смерти» и «Дикость» Майкла Дж. Бассета, «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта и другие.
Фильм «Изоляция» («Isolation») 2005 года, выпущенный в России на лицензионном DVD компанией Top Industry, также можно причислить к этой славной когорте английских киноужасов.
«Изоляция» стала первой полнометражной картиной новичка в большом кино Билли О’Брайена, имеющего за плечами всего три короткометражные ленты. Тем не менее, на мой взгляд, он блестяще справился с поставленными задачами, т.е. снял весьма интересный и захватывающий фильм (хотя и не без недостатков), способный увлечь и напугать зрителя.
Кроме того, в своей дебютной работе он затронул крайне серьезные этические вопросы проведения генетических опытов над животными. Для мирового кинематографа, в частности жанрового кино, эта проблематика не нова – она обыгрывалась и раньше в «Мутантах» Гильермо дель Торо, «Глубоком синем море» Ренни Харлина, «Наблюдателях» Йона Хесса и многих других. О’Брайену удалось создать качественный симбиоз фильма-предупреждения и классического «ужастика» о недопустимости насильственного вмешательства человека в экологию. О’Брайен (он же является и сценаристом) придумал вполне правдоподобную историю, максимально приближенную к реальности – мы уже сейчас являемся свидетелями появления результатов клонирования (овечка Долли и иже с ней) и едим генетически модифицированные продукты питания.
По большому счету, в «Изоляции» нет ничего оригинального. Тематика стара как мир. Визуальным рядом и отдельными спецэффектами фильм очень напоминает «Чужого» Ридли Скотта, «Нечто» Джона Карпентера и ранние работы Дэвида Кроненберга. И все же эту картину никак нельзя назвать простой калькой с указанных лент. Благодаря грамотной режиссуре, достойному сценарию и хорошей игре занятых в ней актеров, произведение О’Брайена выгодно выделяется среди малобюджетных фильмов ужасов последних лет и имеет свою неповторимую индивидуальность.
Режиссер мастерски, почти что документально, воссоздал ирландскую глубинку, со знанием дела показав жизнь на отдаленной бедной ферме. По словам самого О’Брайена, больших проблем в этом плане у него не было, так как он вырос на ферме отца, и сельская жизнь ему была не в новинку.
«Изоляция» оставляет гнетущее впечатление. Постоянно мрачная погода, темные интерьеры, великолепная зловещая музыка создают атмосферу клаустрофобии и перманентного ожидания ужаса. Медленное нагнетание напряжения становится просто невыносимым ближе к концу фильма. Именно из-за неспешного развития сюжета некоторым «Изоляция» может показаться слишком затянутой и нудной. Однако это не боевик ужасов типа «Блэйда» или «Другого мира», а добротный хоррор, полный «саспенса».
Картина изобилует натуралистическими сценами, которые могут вызвать отвращение и даже рвотные рефлексы у особо чувствительных зрителей. При этом в ней полностью отсутствует компьютерная графика, что на данный момент становится редкостью. В этой связи стоит отметить отличную работу мастеров-аниматронщиков. И все же из-за недостаточного финансирования создателям фильма (внимание – спойлер!) не получилось показать нам во всей красе чудовище, терроризирующее обитателей фермы. Однако О’Брайен очень хитро решил эту проблему, применив классический прием, возведенный в абсолют гениальным Хичкоком. Профессионально нагнетая обстановку, т.е. создавая «саспенс», режиссер уходит от детального показа образа существа, угрожающего людям, и «подталкивает» зрителя к домысливанию того, что осталось за кадром. Те немногие моменты, в которых нам мельком демонстрируют монстра, специально затемнены, чтобы мы не смогли отчетливо разглядеть гадкую тварь. А так как человеческое воображение не имеет границ, достигается нужный эффект от этого творческого приема: ничего не видно, но очень страшно.
Испытывающий тяжелые материальные трудности фермер Дэн (Джон Линч – «Осторожно, двери закрываются!», «Лэсси», «Принцесса Карабу») за деньги соглашается на предложение одного ученого из города (английский телевизионный актер Криспин Леттс), которого все зовут Доктор, подвергнуть своих коров генетическому эксперименту, направленному на увеличение уровня рождаемости у этих животных. По договоренности с ученым постоянное наблюдение за беременной коровой берет на себя местный ветеринар Орла (Эсси Дэвис – трилогия «Матрица», «Паутина Шарлоты», «Девушка с жемчужной сережкой»), бывшая жена (или возлюбленная) Дэна. Во время планового внутреннего осмотра коровы (скажу я вам, не очень приятное зрелище) что-то сильно царапает или кусает руку ветеринара, которой она ощупывает плод. Ветеринар не придает этому никакого значения, подумав, что зацепилась за копыто или другую часть тела еще не родившегося теленка.
Перед въездом на ферму Дэна уже в течение нескольких дней находится неказистый фургон типа «домика на колесах», в котором живет парочка молодых любовников, Джейми (Шон Харрис – «Крип», «Безумие», «Травма») и Мэри (Руфь Негга – «Завтрак на Плутоне», «Четыре всадника», «Быть Стэнли Кубриком»), скрывающихся от агрессивных родственников девушки, не одобряющих их отношения. Поначалу Дэн к ним относится недружелюбно и требует, чтобы они поскорее убрались с фермы, однако когда неожиданно у его коровы начинается отел, он просит Джейми помочь ему принять теленка. Бедная корова очень мучается при отеле, и мужчинам приходится практически вручную вынимать из нее теленка (еще одна сценка для крепких желудком). Они вытаскивают теленка, который оказывается мертворожденным. Впечатляет эпизод, когда Дэн, вращая теленка за задние ноги у себя над головой, оживляет его. Однако «малыш» оказывается чрезвычайно слаб, хотя и находит в себе силы укусить фермера за палец. За помощь Джейми Дэн позволяет влюбленным жить у него на территории, не ограничивая их во времени. К Дэну приезжает Орла, выглядящая очень больной – у нее сильный жар и недомогание. Осмотрев теленка, она констатирует, что эксперимент не удался, и пытается убить его из специального пистолета. Первым выстрелом она только ранит теленка. Корова, как будто понимая, что лишается своего чада, становится неконтролируемой и бросается на Дэна и Орлу. Ветеринар убивает взбесившееся животное, а теленок умирает сам от ранее нанесенной ему Орлой раны в голову. Затем она приступает к вскрытию трупа теленка. К своему изумлению, она обнаруживает внутри него шесть неправильно сформировавшихся зародыша причудливой формы. Оказывается, что в результате экспериментов над коровой ее недавно родившийся теленок был уже сам беременным мутировавшими созданиями с острыми как бритва зубами! Одно из этих существ оживает, незаметно скатывается со стола и исчезает в непроглядной темноте хлева. Приехавший на следующий день Доктор изучает останки теленка и найденные в нем твари и приходит к неутешительному и страшному выводу: эти создания являются своеобразными паразитами-разносчиками генетических вирусов. Он объявляет карантин на ферме, но, видимо уже поздно предпринимать какие-либо действия: выживший зародыш растет, питаясь кровью коров, и готовится, чтобы полакомиться находящимися на ферме людьми (он уже залезал в кровать к Джейми и Мэри, чем почти что до смерти их напугал). К тому же выясняется, что Орла зачем-то возвращалась на ферму – ее машина недалеко припаркована, однако она сама куда-то пропала. Дэн, Джэйми и Мэри начинают поиски Орлы и опасного паразита в то время, как постепенно сходящий с ума Доктор убеждается в том, что никто с этой фермы не должен уйти живым дабы не распространить заразу за ее пределы.
Билли О’Брайен снял качественный фильм ужасов категории «Б» (малобюджетный), обязательный к просмотру всем любителям этого замечательного жанра. И все же здесь не могу не указать один момент, который заметно подпортил мне все впечатление от этой ленты. Речь идет о финале картины, вернее о ее самых последних минутах – все очень банально, «заезжено», предсказуемо и дешево. Право же недостойно заканчивать подобным образом такой неплохой фильм. Тот, кто знаком с лентой, поймет, о чем идет речь.
Тем не менее, «Изоляция» О’Брайена вполне заслуженно получила довольно широкое признание: в 2006 году она завоевала главные призы на Фестивале фантастических фильмов в Остине (США), Фестивале фантастических фильмов «Фантастик’ар» в Жерарме (Франция), Международном кинофестивале в Лидсе (Великобритания) и Фестивале фильмов ужасов в Лос-Анджелесе «Скримфест» (США).
Интересно, после ее просмотра многие ли смогут есть говядину и пить коровье молоко?
К большому сожалению «Изоляция» не удостоилась хорошего релиза на DVD – несмотря на свое многообещающее название Top Industry выпустила ее «квадратном» формате изображения и практически безо всяких бонусов, хотя и с оригинальной звуковой дорожкой. Думается, что переиздания в лучшем виде ждать от Top Industry не стоит, поэтому остается уповать только на западные релизы.
Клёво! А самое главное чтоб страшно было! УхАхА!!! А то щас мало ужастиков страшных.. Так посмотреть.. поржать..
Кстати,последнее время я заметил, что народ перестает бояться фильмов-ужасов! Все с них смеются!
Уважаемый Ivanhope,
Ваше замечание только отчасти справедливо – по-настоящему грамотно снятые фильмы ужасов и сейчас продолжают вызывать чувства страха или отвращения (в хорошем смысле этого слова). Проблема, как представляется, кроется в двух моментах: первое – все больше делается откровенно плохих и халтурных картин этого жанра, главной целью которых является расширение круга публики (и получения больших сборов, соответственно) путем “ужимания” их в рамки категории PG-13 (детям до 13-ти). От этого страдает качество и визуальность ужасов. Хороший хоррор никогда не вызовет смеха, если только смеющийся не извращенец. И второе, как ни прискорбно, заключается в том, что российский зритель еще не дозрел до киноужасов, так как по большому счету у нас в стране нет истории этого жанра и культуры его “потребления”. Мы привыкли к разного рода западным боевикам, комедиям и даже классическим лентам мирового кинематографа, но никак ни к ужасам. От этого и глупые смешки во тьме кинозала…
Ivanhope, с тобой совершенно согласен! Фильмы-ужасы в последнее время не цепляют как раньше…Для меня “Омен” и “Джошуа”(2006 г.) самое пугающее….