Вампиры
Компания «Film Prestige» вновь подтвердила свою репутацию одного из самых стильных российских дистрибьютеров лицензионной DVD продукции, выпустив классический итальянский черно-белый фильм 1956 года «Вампиры» («I Vampiri»). Его можно купить как отдельным диском, так и в подарочном комплекте №2 «Еврохоррор. Марио Бава».
Фильм «Вампиры» был снят двумя «грандами» итальянского кинематографа – Риккардо Фреда («Отверженные» 1948 г., «Монголы» 1961 г., «Ромео и Джульетта» 1964 г.) и Марио Бава («Три лица страха» 1963 г., «Шесть женщин для убийцы» 1964 г., «Топор для новобрачной» 1970 г.). Самое интересное то, что Марио Бава, основоположник жанра «джиалло» (его «Девушка, которая слишком много знала» 1963 г. официально считается первой картиной этого направления в кино), наставник таких одаренных режиссеров, как Лучио Фульчи и Дарио Ардженто, сначала работал над «Вампирами» в качестве кинооператора и постановщика спецэффектов. Когда Фреда, разругавшись с инвесторами из-за их отказа продлить съемочный период, покинул режиссерское кресло, его место занял Бава. Он умудрился отснять фильм всего за два дня вместо запланированных двенадцати. Учитывая большой вклад Марио Бава в создание картины, я все-таки склонен считать «Вампиров» в б?льшей степени его фильмом, а не Риккардо Фреда. Таким образом, эта лента стала первой художественной картиной Бава (до этого он снимал документальное кино), которая предопределила всю его дальнейшую режиссерскую карьеру.
«Вампиры» знаменательны еще и тем, что стали первым в Италии звуковым фильмом ужасов. Кстати, фильмы ужасов вообще были запрещены в этой стране до середины 50-х годов.
Примечательно, что несмотря на название, в данной киноленте нет никаких вампиров в нашем обычном понимании (клыки, «спячка» в гробах, боязнь дневного света, осиновый кол и т.д.). Вампирами в ней называется группа людей, которые занимаются разработкой и приемом препарата на основе человеческой крови, продлевающего жизнь и омолаживающего организм. В этой связи сразу становится очевидно, что фильм уходит корнями в легенду о венгерской графине Елизавете (Эржебете) Батори, которая в конце 16 – начале 17 веков замучила до смерти от 20 до 2000 сельских девушек (статистика из разных источников) – она купалась в их крови дабы продлить свою молодость и красоту. Из-за пристрастия к чужой крови ее еще называют «леди Дракула».
Влияние «Вампиров» на мировой кинематограф бесспорно – эта картина дала толчок возрождению «готического ужаса» в европейском кино: именно она проложила дорогу великолепным классическим «ужастикам» 50-60-х годов английской и американской студий «Hammer» и «AIP».
Действие фильма происходит в Париже. За шесть месяцев в Сене находят четыре обескровленных тела молодых девушек. Полиция не в состоянии раскрыть эти преступления. Газеты пестрят заголовками типа «Вампир продолжает убивать» и т.д. Молодой амбициозный журналист Пьер Лантен (Дарио Микаэлис – «Нана», «Любовь и кровь») решает заняться собственным расследованием. В ходе дознания ему постоянно оказывает недвусмысленное внимание его старая знакомая, красавица герцогиня Жизель де Гранд (бесподобная Джанна Мария Канале – «Завоеватель Коринфа», «Наполеон»), чья престарелая тетя, графиня де Гранд в свое время была влюблена в отца Лантена. В городе пропадает еще одна девушка. Кроме того, при странных обстоятельствах якобы умирает известный доктор Жульен де Гранд, кузен графини. Найдя предполагаемого убийцу и собрав воедино все улики, журналист приходит к страшному открытию – следы преступлений ведут в фамильный дворец де Гранд, однако полиция ему не верит.
Конечно же, в фильме отсутствуют реки крови и сцены откровенного насилия. Многие сегодняшние зрители просто его не воспримут, считая, что он уже давно устарел. Тем не менее, по моему глубокому убеждению, тот, кто хочет разбираться в современном кинематографе, должен хорошо знать его истоки. Таким источником для многих фильмов ужасов как раз и служит картина Бава-Фреда «Вампиры».