«Вествуд: панк, икона, активист» («Westwood: Punk, Icon, Activist»)

Документальный фильм «Вествуд: панк, икона, активист» (2018, Великобритания, режиссёр Лорна Такер) вышел в российский прокат 19 апреля (мировой прокат – с 20 января 2018 года). Лента довольно подробно рассказывает о культовой фигуре мира моды Вивьен Вествуд. В фильме используются как архивные кадры, так и современная съёмка: интервью модельера в студии за работой, у неё дома, в поездках, рассказы её близких, соратников и поклонников.

Даже те, кто не интересуется модой, услышав имя Вивьен Вествуд, наверняка сразу вспомнят пожилую женщину со странным белым, но ярко накрашенным лицом, с копной рыжих волос торчком, в нелепой, ассиметричной или рваной одежде, и в массивных туфлях на высоких квадратных каблуках (в фильме видно, что она уже с трудом на них ходит, но не сдаётся – держит планку эпатажа). Будучи медийным лицом, часто упоминается в СМИ, мелькает в телевизионных репортажах.

Личность Вивьен Вествуд без преувеличения можно назвать одиозной. Женщина-скандал, королева китча, придумавшая стиль «панк», до сих пор так и не остепенившаяся, создаёт для собственного удовольствия невообразимые причёски и одежду, и всю сознательную жизнь потрясает фундаментальные основы британского образа жизни. Собственно, как «Битлз», как «Роллинг Стоунз» и многие другие бунтари от музыки, искусства, дизайна. При этом она вполне успешный модельер, имеющая бутики во многих столицах и крупных городах. Среди поклонников её бренда – члены королевской семьи, кинозвёзды, мировые знаменитости. Вествуд активно участвует в создании новых коллекций, показах, общественной жизни, продолжая шокировать обывателей своими выходками даже в 77 лет.

Вивьен Изабель Суайр родилась 8 апреля 1941 года на северо-западе Англии в бедной рабочей семье, которая в 1958 году перебралась в Лондон. Девочка рано научилась мастерить своими руками одежду и даже обувь. Эти занятия доставляли ей удовольствие, так же, как и рисование. Училась в художественной школе (получила педагогическое образование), потом в школе искусств, но не закончила её, так как вышла замуж за танцора Дерека Вествуда. Родила сына Бена и какое-то время работала школьной учительницей рисования. Сначала всё складывалось по шаблону: семья, ребёнок, обывательская жизнь. «Мы жили в обаянии американской мечты», – рассуждает Вествуд про миф об идеальной семье, – «Но я вдруг поняла: нет, это всё чушь собачья, это всё унылая вчерашняя мутотень». Через три года брака она разводится с мужем, оставляя себе фамилию Вествуд, которую и прославит.

А потом случается судьбоносная встреча с Мальколмом Маклареном, продюсером и музыкантом рок-группы Sex Pistols. Вивьен начинает шить провокационную одежду для музыкантов, вдохновляясь тенденциями молодёжной городской субкультуры. Из уличной моды и родился вествудовский стиль панк. Вместе с Маклареном они создают магазин альтернативной моды, который неоднократно менял название, но неизменно оставался хулиганским. Вествуд участвует в сомнительных фотосессиях, рекламируя свою одежду. Какое-то время гражданский брак с Маклареном и их совместное дело были успешны, у них родился сын Джо, но они всё равно расстались. Основная причина – зависть, банальная зависть мужчины к успехам женщины. Дело в том, что Вествуд стала резко набирать обороты как дизайнер молодёжной одежды. Именно её идеи становились популярны, именно её имя ассоциировалось с их совместным магазином. Макларен злился и скандалил, что неизбежно привело к разрыву. «Наступил момент, когда я его полностью переросла», – говорит Вивьен. Но в интервью режиссёру она старается обходить вопросы, связанные с периодом Sex Pistols. Отмахивается, отвечает неохотно, что всё уже сказано, описано – видимо, ей не хочется бередить какие-то личные воспоминания.

В начале 80-х годов прошлого века был создан бренд Vivienne Westwood. Она создаёт одну за другой свои знаменитые экстравагантные коллекции «Пираты», «Дикари», «Бродяги» и представляет их на Лондонских и Парижских неделях моды. Происходят изменения и в личной жизни Вивьен: во время чтения лекций в качестве приглашенного профессора в Академии прикладных искусств Вены, она знакомится с молодым модельером Андреасом Кронталером, и в 1992 году выходит замуж за своего ученика. Они много лет вместе работают над созданием коллекций и, судя по всему, живут душа в душу. Поначалу появление рядом с Вивьен манерного молодого человека вызвало настороженность её окружения. Особенно напрягся младший сын Джо, в интервью он делится своими тогдашними опасениями: «По виду он был типичный гей и при этом хотел жениться на моей матери, которая в два раза его старше. В общем, тихий ужас!». Но со временем Джо принял нового мужа матери, оценив его трепетное отношение к ней и искреннюю заботу. Андреас, конечно, странноватый, но это их жизнь, их правила, а искусству кройки и шитья творческий тандем точно пошёл на пользу.

Начавшись как протест, «пощёчина общественному вкусу», модельный бизнес Вивьен Вествуд оказался весьма прибыльным. С высоты своего теперешнего положения и немалого возраста Вествуд приходит к выводу: «Я поняла, что никакой борьбы со строем не было, а была борьба за выход на рынок».

Вествуд очень активна в общественной жизни, она участвует в различных акциях, связанных с охраной окружающей среды, поддерживает движение Гринпис и занимается проблемой глобального потепления. Режиссёр и оператор следуют за ней за Полярный круг, где Вествуд в составе группы гринписовцев наблюдает за таянием льдов.

Вествуд завоевала признание высшего общества, она Дама-Командор, получившая Превосходнейший Орден Британской империи из рук королевы (The Most Excellent Order of the British Empire).  Вещи из первых коллекций В. Вествуд приобретены Музеем Виктории и Альберта, сотрудники музея рассказывают о вещах модельера как о произведениях искусства. Она обладатель многих престижных премий и званий. И при всех почётных регалиях не стала чопорной, не забронзовела. Она хулиганиста, резка, не стесняется в выражениях, если что не по ней, сразу: «Идите в ж-пу». Деньги, конечно, имеют для Вествуд и её компании большое значение, но не безусловное. Если на неё начинают давить, советуя сделать для продажи менее эпатажную одежду, сразу следует посыл всё по тому же адресу. Она поясняет в интервью режиссёру: «Моя компания будет продавать только те вещи, которые нравятся лично мне».

Copyright: Frazer Harrison/Getty Images

Если говорить о личном отношении, то мне не нравится одежда, стиль и внешность Вивьен Вествуд, но нельзя не признать, что женщина она уникальная. К тому же в любом обществе обязательно должны быть такие фрики. Хотим мы этого или нет, они будут появляться, потрясать основы и создавать что-то новое, не обязательно красивое и великое, но прорыв в некую новую реальность они обеспечат. Удивляюсь, почему со своей специфической внешностью и куражом её не снимали в игровом кино. То есть, Вествуд участвовала в каких-то сериалах, но эпизодически, в качестве себя самой. Мне она представляется нереализованной актрисой Тима Бёртона, его типаж.

В начале фильма Вивьен Вествуд говорит: «Иногда меня спрашивают, собираюсь ли я на покой. И тогда я отвечаю: когда человек уходит на покой, он начинает делать то, что хочет. Но ведь я и так делаю что хочу…». Можно только позавидовать, не каждому дано такое счастье: работать и получать от этого удовольствие всю жизнь. Вествуд и не думает о пенсионном покое, она продолжает мечтать: «Но если бы я действительно могла делать что хочется, то учила бы китайский». Счастливое свойство этой необычной женщины быть творчески активной, не заморачиваясь на цифрах прожитых лет.

А свою знаменитую лохматую причёску ярко рыжего цвета Вествуд в последнее время сменила на короткую седую стрижку и стала похожа на пожилого мужчину. Эксперименты продолжаются…

Мила С.

kot_pofigist

Комментарии

  1. May 6th, 2018 | 5:48 pm

    Еще один замечательный материал для новой, пока не созданной, рубрики про документалистику. Лично мне не нравится субкультура “панк” (в моде, в жизни и в музыке), однако рецензия написана очень добротно и с большим пиететом к этому весьма противоречивому стилю. Я мало знаком с творчеством Вествуд, поэтому для меня эта статья стала своего рода открытием. Благодарю Милу Северную за крайне интересную рецензию.

Оставить комментарий