Инфекция
В последние годы на Западе (да и у нас в России тоже) все большую популярность приобретают фильмы ужасов, снятые в Японии – их даже объединили в одну специальную категорию: J-Horror Films (правда, почему-то к ней причисляют также фильмы этого жанра из Таиланда, Кореи и других восточных стран). По моему мнению, основной причиной этого является мировое признание появившихся в последнее десятилетие таких качественных японских лент данного жанра, как «Звонок» Хидео Накаты, «Проклятие» Такаси Симидзу, «Королевская битва» Киндзи Фукасаку и др. Не последнюю роль в пропаганде японского кинематографа, в том числе и ужасов, за рубежом играет и талантливый режиссер Такаси Миике, чьи творения пользуются большим успехом у западной публики. Растет число американских римейков «ужастиков» из Страны восходящего солнца: уже сняты «Звонок» и «Звонок-2», «Проклятье» и «Проклятье-2», «Темная вода» и т.д.
На волне международного признания японских фильмов ужасов российская компания Cinema Prestige в своей серии «Кино без границ» выпустила на лицензионном DVD картину 2004 года «Инфекция» («Kansen»).
«Инфекция» является первым фильмом проекта «J-Horror Theatre» («Театра японских фильмов ужасов»), задуманного в 2004 году продюсером Такасиге Итизе. Проект предполагает создание шести картин признанными японскими мастерами жанра ужасов. На сегодняшний день, кроме «Инфекции», в цикл «J-Horror Theatre» вошли «Yogen» («Предчувствие») Нориа Тсуруты («Звонок 0: Рождение») производства 2004 года и «Rinne» («Реинкарнация») Такаси Симидзу («Томие: Возрождение», кинофраншиза «Проклятие»), снятый в 2005 году. Кстати, американцы сейчас делают римейк «Инфекции».
«Инфекцию» снял достаточно известный в Японии режиссер «джей-хорроров» Масаюки Отиаи, в творческом багаже которого имеются такие замечательные образцы этого направления, как «Parasaito Ivo» («Нашествие паразитов» – авторский перевод) 1997 года и «Saimin» («Гипноз») 1999 года.
Работа Отиаи полна метафор и символизма. К слову, это характерно почти для всех японских фильмов, не только для «ужастиков». В них главным является атмосфера и настроение, которые значительно превалируют над сюжетом. «Инфекции» присущи мрачность и безысходность. Картина снята на грани сюрреализма, гротеска и полнейшего безумия. Абсолютно не согласен с некоторыми рецензентами, которые углядели в картине Отиаи какие-то комедийные элементы – их в фильме нет и в помине! Когда смотришь эту ленту, создается впечатление, что тебе снится некий галлюциногенный кошмар, навевающий чувство всепоглощающей клаустрофобии. В ней нет большого количества крови и оторванных конечностей, однако она здорово бьет по нервам. Если западные фильмы ужасы больше опираются на эффект неожиданности (что-то откуда-то внезапно выскакивает, заставляя зрителя испуганно завизжать или схватиться за сердце), то подобные восточные, в том числе и японские, картины медленно и неторопливо дают тебе внимательно разглядеть нечто, кажущееся на первый взгляд обычным, но на поверку оказывающееся нечеловечески страшным. В этой связи обратите внимание на сцену посещения больницы милой старушки с цветами, которая отражается в зеркале без головы. Вроде бы ничего особенного – бабулька никому не угрожает, просто стоит и мирно разговаривает с медсестрой. Однако именно от таких эпизодов становятся липкими от пота ладони рук, и по всему телу ползут мурашки.
Так как события фильма разворачивается в больнице, то на ум сразу же приходят сравнения с многочисленными «ужастиками» на «больничную» тематику – в первую очередь с выпущенным в России на DVD телевизионным минисериалом «Королевский госпиталь», римейком великолепного «Королевства» Ларса фон Триера, снятым по сценарию горячо любимого мной Стивена Кинга. Вынужден признать, что несмотря на мое восхищенное отношение к этому замечательному автору, японская лента производит большее впечатление, хотя она так же, как и «Королевский госпиталь» страдает от недостатка действия и захватывающих моментов.
В фильме Отиаи достаточно необычна и интересна концепция происхождения зла (в данном случае, необъяснимой инфекции, поражающей работников больницы): болезнь передается не воздушно-капельным путем и не при физическом контакте, а мыслями. Человек, совершивший плохой поступок, мысленно перекладывает свою вину на другого или же с ним ее разделяет – и так по цепочке (не находите ли аналогию со «Звонком» и «Проклятием»?).
Однако, на мой взгляд, основный смысл фильма кроется в совершенно другом. Болезнь существует в самом обществе, в этом конкретном случае – в системе здравоохранения. Вся медицинская система (что удивительно, видимо и для японцев это является весьма острой проблемой) заражена смертельным вирусом безразличия, некомпетентности, круговой поруки, недостатка финансирования, который неумолимо пожирает ее изнутри. Любой, кто работает в сфере медицины (читай, в этой больнице), попадает в группу риска и может заразиться инфекцией. Подобный фильм можно (и нужно!) было бы снять и у нас, где положение в области здравоохранения во сто крат плачевнее, чем в Японии, так как наша медицинская система (да и не только она одна) поражена к тому же еще и вирусом повсеместной коррумпированности и мздоимства.
Картина оригинальна еще и тем, что в ней существует как бы несколько финалов. Только мы доходим до нестандартного конца фильма, как неожиданно возникает новый эпилог, который ставит под сомнение первоначальный финал. Потом еще один… Читая рецензии других авторов, я убедился, что такое «жонглирование» финалами привело их в некоторое раздражение и замешательство. Многие совсем не поняли концовку, особенно заражение сотрудников, не принимавших никакого участия в основных событиях фильма. Однако если учесть мою вышеизложенную трактовку о болезни всей Системы, включая входящих в нее людей, то все сразу встает на свои места.
Муниципальная больница находится в состоянии крайнего запустения. Из-за отсутствия должного финансирования в этом учреждении постоянно не хватает медперсонала, необходимых лекарств и инструментов (даже наблюдаются перебои с одноразовыми шприцами). В больнице работают неопытные медсестры и врачи, которые не умеют делать инъекции и правильно накладывать швы. Больные страдают от отсутствия внимания со стороны персонала и мучаются от боли из-за нежелания врачей вкалывать им обезболивающие средства, вызванного дефицитом препаратов. По коридорам бродит неугомонная слабоумная бабушка, которая вечно разговаривает с кем-то в своих отражениях в зеркалах и на окнах, чем выводит из себя чрезвычайно занятых медработников. Наступает ночная смена, а суматоха не утихает. По рации какая-то карета скорой помощи постоянно излишне громко опрашивает все близлежащие больницы на предмет размещения тяжело инфицированного больного. К тому же резко ухудшается состояние одного умирающего от сильнейших ожогов пациента, с головы до ног перевязанного бинтами. Перепутав указание доктора Акибы (Коити Сато – «Гонин», «Спираль»), медсестра вводит больному раствор, от которого он умирает. Между доктором Акибой, доктором Уодзуми (Масанобу Такасима), старшей медсестрой (Кахо Минами) и двумя другими медсестрами начинается дискуссия о необходимости признаться во врачебной ошибке. В итоге «заговорщики» договариваются сохранить в тайне содеянное (основной циничный тезис – пациент был настолько плох, что и сам бы умер) и поместить труп в отдельную палату, предварительно установив вокруг него электрические обогреватели. Таким образом труп быстрее разложится, и будет невозможно найти в нем следы «неправильного» раствора. Однако на этом неприятности в больнице не заканчиваются. Та самая карета скорой помощи привозит инфицированного больного и просто оставляет его на тележке в приемном покое. Акима и Уодзуми вынуждены принять его на лечение, которое, как оказывается, совершенно не нужно – неизвестная инфекция уже успела разъесть все внутренние органы пациента, превратив их в отвратительную зеленую массу. Доктора, боясь распространения заразы, хотят сообщить об этом происшествии и объявить карантин, однако появившийся ниоткуда главврач Киоси Акаи (Сиро Сано – «Жестокий полицейский», «Солнце» А. Сокурова) убеждает их понаблюдать за развитием болезни для того, чтобы изучить этот необычный феномен. Время идет, и от больного вообще ничего не остается – по омерзительным слизистым следам на койке и на полу ошеломленные Акима и Уодзуми приходят к выводу, что дурно пахнущая зеленая жижа, в которую превратился пациент, проникла в вентиляцию. Уже поздно бить тревогу – одного за другим всех работников больницы начинает поражать этот ужасный, разжижающий плоть, вирус…
«Инфекция» – типично японский фантасмагорический фильм ужасов с сильным социальным подтекстом. Представляется, что только подготовленному зрителю понравится эта тяжелая, тягучая и очень своеобразная картина Отиаи. Тем не менее, всем любителям качественного «джей-хоррора» рекомендую ее посмотреть. Теперь остается с нетерпением ждать выхода на лицензионных DVD других фильмов проекта «J-Horror Theatre» – «Предчувствия» и «Реинкарнации», которые, убежден, нас не разочаруют.
В заключении о релизе. Я был поражен и возмущен откровенным обманом компании Cinema Prestige: на боксе указано, что фильм перенесен на диск в широкоэкранном анаморфированном формате. В действительности же приходиться смотреть на «обрезанную» квадратную картинку Pan&Scan формата 4:3. Просто немыслимо, как такая уважаемая компания могла подобным образом поступить со зрителями. Покупка «пиратки» исключена – DVD был приобретен в солидном специализированном магазине «ВсеСОЮЗный» на Пятницкой. Вдобавок, кроме оригинальной звуковой дорожки и рекламного ролика «Предчувствия» на диске решительно ничего нет. Безобразный релиз весьма стоящего фильма.
Почему алкоголь после ботокса может быть опасен?
ботокс и алкоголь сколько нельзя https://www.botox.life/alkogol-posle-inekcij-botoksa/.