Обе две и гусь

На недавно завершившемся 46 ММКФ особый интерес зрителей вызвала Программа российского кино, в рамках которой были представлены современные художественные, документальные ленты, короткий метр и тематические ретроспективы. Одной из тринадцати полнометражных игровых лент, показанных в Доме кино в рамках Программы, стала новая работа Владимира Котта «Обе две», микс трагикомедии, мелодрамы и роуд-муви.

Фильм, снятый по сценарию Ильи Дебольского и Людмилы Ковалёвой, ориентирован на женскую аудиторию, поэтому слезы, истерики, любовные разочарования, нелогичные поступки и подростковые проблемы главных героинь в нём представлены с избытком.

Вынужденно взявшая на себя заботы о 14-летней Глаше (Таисья Калинина) её тётя Анна (Кристина Асмус) озабочена личными проблемами – у неё нет ребёнка, а часики-то тикают. И тут на шею Анны садится девочка-подросток со сложным характером. Тётя и племянница едут из Москвы в провинциальный город, откуда сбежала сирота Глаша, для оформления опеки. Девочка совсем не вызывает симпатий, она совершенно лишена эмпатии и озабочена только одним – танцами, гаджетами и фиксацией на свой мобильный телефон любых проявлений чужой жизни. И даже смерти. Без тени сочувствия она снимает только что умершую родную бабушку, лишь бы поймать необычный ракурс в кадре. Она вредит своей доброй тёте Ане, подло посылая её мужу лживые смс. Поведение Глаши, построенное на манипуляциях и дерзких вызовах взрослым, представляет собой некий штамп, утвердившийся в кино и литературе: подростков показывают злыми, жестокими, эпатажными. Да, в переходном возрасте подросшие дети бывают колючими, но всё-таки они разные. Фильмы о добрых отношениях детей и родителей или подростков между собой оказываются «не в тренде». Могут возразить: искусство всего лишь отражает процессы в обществе, сейчас-де востребована зрителем только кровь на асфальте. Да, отражает, но в немалой степени и формирует это отражение.

«Обе две» неровный фильм, судьбоносные проблемы и страдания главных героинь плохо «сшиты» с разношёрстными второстепенными персонажами: комичным целителем-шарлатаном, хапугой автослесарем, классической деревенской бабулей с коровой и народными нравоучениями, молодежью на танцах, работниками придорожных гостиниц и кафе с незатейливым уровнем сервиса. Фильм многонаселённый, а логики поступков, причинно-следственных связей не хватает. Может быть, авторы сценария забыли основной принцип драматургии («чеховское ружьё»): в сценах не должно быть случайных элементов (или персонажей), обманывающих ожидания зрителей. Например, появление Кирилла Кяро в роли отца подростка Саши давало надежду – вот он, настоящий мужчина, в жизни Анны всё изменится, однако романтические отношения не завязались, встреча на дороге оказалась лишь эпизодом в погоне за Глашей и Сашей, угнавшими машину. Знакомство обрывается, не начавшись. Совершенно нелепыми выглядят кадры фантазий подростков о своих мнимых геройствах – ряженые в нелепые костюмы персонажи изображают в условных декорациях нескладную пантомиму. Невольно закрадывается мысль: а не призвали ли авторы сценария в помощники искусственный интеллект?

При этом хочется отметить несомненные актёрские удачи. Тронула Ёла Санько в эпизодической роли Глашиной бабушки. Почти без слов она сыграла трагедию пожилого человека, оказавшегося ненужным. Близких она раздражает вопросами, заботами, телефонными звонками, на которые дочери не считают нужным отвечать. Одну дочь (маму Глаши) она потеряла, живёт в одной квартире с внучкой, с которой не ладит. Поэтому в один совсем не прекрасный день пожилая женщина включает телевизор, ложится на диван и тихо умирает – не от старости, а чтобы никому не мешать.

Естественна в роли второго плана актриса Валентина Мазунина. Ей достался узнаваемый типаж хамоватой скандалистки, старшей Глашиной тётки Вали. Опека над девчонкой ей нужна из-за квартиры, вопрос дополнительной жилплощади для многодетной одинокой матери стоит остро. Валя завистлива, ей приходится крутиться с тремя детьми в провинции, а младшая сестра живёт в Москве с обеспеченным мужем. Из бабьей вредности Валя постоянно тычет в больное место Анны – бездетность.

Но главные симпатии зрителей наверняка будут отданы белому упитанному гусю, которого добросердечная Анна спасла от участи стать шашлычком в придорожной забегаловке. Птица пропутешествовала с девушками весь фильм, хотя анабазисы с гусем в истории отечественного кинематографа уже случались, не ново. А в конце гусь снёс яйцо, то есть оказался гусыней. Видимо это яйцо должно символизировать счастливый финал истории – у Анны где-то в недалёком светлом будущем будет ребёнок, несмотря на расставание с мужем, Глаша останется с Анной и, может быть, смягчит свой вредный характер.

Мила С.

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий