Карнавальная ночь навсегда
В Новый год всегда хочется радости, веселья, беззаботности. Именно кино помогает нам хотя бы раз в году отвлечься от проблем и забот, помечтать, посмеяться. Так уж издавна повелось – фильмы, снятые под праздник, создавали людям хорошее настроение. Если я не ошибаюсь, то первым таким специальным новогодним фильмом стала «Карнавальная ночь» (1956). Вышла эта весёлая музыкальная комедия в канун Нового 1957 года, знаменуя собой обновление и оттепель. Фильм стал своеобразным талисманом новых годов, не только советских, но и российских тоже. Показывают его чаще всего 31-го декабря, но он не надоедает, даже если смотришь вполглаза, хлопоча у новогоднего стола или наряжая ёлку. Знаешь каждую реплику, а всё равно не скучно. Думаю потому, что снята «Карнавальная ночь» талантливо, искренне, с душевным подъёмом.
Посмотрев фильм Эльдара Рязанова в канун Нового 2022 года, вдруг поняла, почему «Карнавальную ночь» можно рассматривать как кинематографический шедевр на все времена. Вы можете не согласиться, особенно после неудачного сиквела-ремейка 2006 года, но я порассуждаю. Итак, отвлечемся от того факта, что дело происходит в конце 1950-х годов. И что мы видим? – новогодний корпоратив сотрудников некого предприятия или деловой ассоциации, которые могут позволить себе арендовать огромный Дом культуры (съёмки проходили в Театре Советской Армии), оплатив знатный банкет, артистов, художников, официантов, костюмы, реквизит, осветителей, электриков, уборщиков и т.д. Понятно это современному зрителю? Ещё как! Лишь последние два ковидных года сократили размах шикарных корпоративов с застольями и выступлениями популярных артистов.
Молодёжь Дома культуры составила отличную эстрадную программу, никто не говорит ни о соцсоревнованиях, ни о комсомольских отчётах, только о новогоднем празднике. Фильм не имеет вообще никакого идейного подтекста. Однако по закону жанра в фильме должен быть отрицательный, но при этом нелепый комедийный персонаж. И он, конечно, есть.
Возглавляет Дом культуры и.о. директора бюрократ Серафим Иванович Огурцов (Игорь Ильинский). Таких формалистов и сейчас пруд пруди именно на руководящих должностях, типаж вполне себе живуч. Почему-то сразу понимаешь, что Огурцов назначен благодаря связям, потому как не блещет он ни организаторскими, ни умственными способностями. Традиции назначений «своего человечка» с годами и сменой идейных вех никуда не уходят. В арсенале Огурцова как человека и руководителя ещё и полное отсутствие чувства юмора. Говорит казёнными фразами, ни одной живой мысли: «урезать котов в сапогах» (об экономии сметы на карнавал), «подберите сурьёзный репертуар» (о выступлении музыкантов), «я и сам шутить не люблю, и людям не дам» (о своём отношении к праздникам как таковым).
Огурцов лично решает проконтролировать новогодние номера, щедро используя неисчерпаемый ресурс начальственного самодурства. То, что назначенец не имеет к культуре никакого отношения, характеризует даже одна его фраза секретарше: «Тося, пошли по объектам». Ему не нравится всё, что придумывает молодёжь, он «бракует» и приглашённых артистов и своих, из самодеятельности. Возмущен акробатическим танцем: «Зрителя надо воспитывать, его голыми ногами не воспитаешь». На весёлую песенку музыкального квартета «Старый таз» реагирует как бы благосклонно, но своеобразно: «Неплохо, но надо расширить, сделать большой, массовый квартет». Джазовый оркестр возмущает его не на шутку: «Никуда не годится! Пригласите оркестр из Дома ветеранов сцены». На забавную сценку клоунов реагирует как баран на новые ворота: «Удивительно несерьёзное отношение к семье и браку». Но как меняется возмущенный весёлым карнавалом Огурцов, когда видит довольного депутата Госсовета и профсоюзного деятеля товарища Телегина, который вместе со своей женой искренне радуется и концерту, и шуткам, и забавам. И чиновник меняется на глазах: сияя подобострастной улыбкой, он умело переключает заслуги настоящих организаторов праздника на себя, услужливо заявляя Телегину: «Стараемся, создаём настроение!».
Вроде бы Огурцов – пережиток прошлого, кондовый, глупый. Но заменив некоторые его слова и фразы и представив в среде современного офиса, вполне можно увидеть его истовым карьеристом-оптимизатором, составляющим планы KPI, готовым присвоить чужие заслуги и стереть подчинённых в пыль лишь за то, что они умнее и находчивее, но не забыть при этом вовремя похолуйствовать перед вышестоящим боссом.
Кстати, заведующая культурно-массовой работой и организатор карнавала – юная Леночка Крылова (первая звёздная роль Людмилы Гурченко), олицетворяет вполне современную тенденцию – на руководящей (пусть и не первой) должности находится молодая энергичная женщина.
А сколько в фильме по-настоящему смешных находок, юмористических ситуаций: Огурцова «застревают» в лифте, чтобы остановить его чиновничий пыл; спаивают лектора из «Общества по распространению» Некадилова (Сергей Филиппов) да так, что его «сурьёзная» лекция превращается в юмористический номер «Есть ли жизнь на Марсе?»; Огурцов на сцене вместо доклада о проделанной работе («коротенько, минут на 40»), «выдает» весь набор фокусника, который в него искусно заложил иллюзионист Никифоров («ловкость рук и никакого доклада»); злой Огурцов среди танцовщиц с зонтиками пытается всё-таки выступить с докладом, но «с помощью» молодых организаторов и сценического механизма с воплями опускается под сцену прямо в волшебный ящик фокусника; Огурцов возмущенно диктует казённую жалобу вышестоящему начальству при включённой на весь зал трансляции: «и путём прямого попадания в ящик, они нашли в моём лице дурака». Потешных моментов в фильме предостаточно.
Замечательные актёрские работы (от главных до эпизодов) и комедийные ситуации дополняют великолепные музыкальные номера с отличной сценографией. Это ставшие необыкновенно популярными песни в исполнении Л. Гурченко: «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» (она исполняет её в знаменитом чёрном платье с осиной талией и белой муфтой на фоне богатых декораций с большими часами, да ещё и с оркестром с подтанцовкой). Запоминаются яркие номера: переодетый джазовый оркестр (ансамбль «пенсий и плясок»); латиноамериканские чечёточники в сомбреро; песня девушек-официанток. А в басне «Медведь на балу», прочитанной со сцены главным бухгалтером Дома культуры Фёдором Петровичем Мироновым (Андрей Тутышкин), звучит недвусмысленная критика в адрес Огурцова: «Мораль легко уразуметь: зачем на бал пришёл медведь?».
Вся «Карнавальная ночь» пронизана радостью, смешными ситуациями комедии положений, музыкой, танцами, романтической линией (в том числе и у возрастных героев: главного бухгалтера и заведующей библиотекой). На участниках замечательные карнавальные костюмы, праздничное настроение создают обильные столы (традиционные на новый год в любые времена), конфетти, серпантины, шутки, смех. Такие фильмы всегда нужны.
Если сравнивать нашу «Карнавальную ночь» с комедийными голливудскими мюзиклами, то она ничуть не уступает им по качеству и энергетике. И самое главное – ситуации, люди, шутки наши, родные, домашние, которым мы рады каждый новый год. С начала января 2022 года «Карнавальная ночь» была показана в сети кинотеатров «Москино». Возникло огромное желание посмотреть эту неувядающую ленту на большом экране, но обстоятельства помешали. Однако из этого желания родилась вот эта небольшая статья.
М.С.
https://colt.triplepeakhunting.com/good-will-hunting-chuckie-character-analysis
blogProFilm.ru