«Белый лебедь» (Норвегия, 2018)
Байопик о знаменитой норвежской фигуристке и голливудской диве Соне Хени «Белый лебедь» не впечатлил. У режиссёра Анне Севитски получился типичный фильм о падении звезды с вершин успеха в бездну порока и алкоголизма. В картине акцентировано внимание на жизни Сони Хени в Голливуде, её пути от триумфа к закату карьеры, тогда как спортивные достижения намечены пунктирно, а по сути, остались за кадром.
Скандальная страница биографии Сони Хени, связанная с лояльным отношением к фашистам, в киноленте тоже быстренько перевёрнута. Норвежцы долго не могли забыть её приветствия фюреру нацистским салютом, их милого общения. В друзьях у Сони ходили вожди Третьего Рейха, она была обласкана их вниманием, приглашалась на приёмы, ей дарили памятные подарки. Гитлер подписал свой фотопортрет, и он висел в доме Хени в Осло как ценная реликвия. Даже после переезда в США она сохранила связь с нацистами. Геббельс лично участвовал в продвижении фильма «Одна на миллион» (1936) в Германии и Европе.
Соня Хени не поддержала Норвежское Сопротивление, хотя могла это сделать, так как с 1941 года она стала гражданкой США и была одной из самых богатых женщин мира. Многие соотечественники называли её предательницей, после окончания войны она долго боялась возвращаться на родину. Эти важные моменты биографии могли бы полнее раскрыть драму спортсменки и актрисы, её характер, но стыдливо остались за кадром. Правда, норвежцы простили Соне её дружбу с фашистами, всё-таки национальная легенда!
Основное внимание в фильме уделено отношениям с братом Лейфом (от любви до ненависти) и разгульной богемной жизни. Образ получился несимпатичный: интересы Сони крутятся вокруг денег и секса. К тому же, актриса, исполнившая главную роль, Ине Мари Вильман внешне на Соню совершенно не похожа. Хени была широколицая, с довольно крупным носом, улыбчивая и … простоватая, что ли. А в фильме – хищная, остроносая особа с колючими злыми глазами, типичная стерва. Игра актрисы не зацепила.
Соню Хени упрекали в скверном характере, алчности, беззастенчивом использовании близких людей для собственного обогащения. Возможно, она такой и была. Но эти обвинения появились уже после её смерти и исходили от брата Лейфа Хени (в картине его роль исполнил Эльдар Скар), который написал скандальную книгу о сестре «Королева льда, королева теней». Ответить она уже не могла, правда, при жизни Соня судилась с братом из-за растраты денег, приобретении недвижимости за её счет, лишила его наследства матери. Наследственные дела часто оказываются тёмными сторонами семейных отношений, поди разберись кто прав, кто виноват. В своём завещании Соня обошла всех близких людей, кто был предан ей многие годы.
Режиссер показала Соню и Лейфа не с лучшей стороны. Их взаимным претензиям и скандалам в фильме место нашлось, беспорядочной личной жизни актрисы тоже. А вот чего зритель не увидел, так это путь к успеху, основанный на таланте и трудолюбии, а не на деньгах и связях. Родители Хени были людьми очень состоятельными, они во всём поддерживали дочь, но без изнурительных тренировок и спортивного азарта она не смогла бы подняться к вершине Олимпа.
Соня Хени была действительно выдающейся спортсменкой, именно она привнесла элементы хореографии в фигурное катание, была законодательницей спортивной моды – первая стала использовать короткие удобные юбочки и обтягивающие трико, не сковывающие движения, и белые коньки. Соня Хени – трёхкратная Олимпийская чемпионка в женском одиночном катании (1928, 1932, 1936 гг.), эта вершина до сих пор никем не покорена. С 1927 по 1958 гг. снялась в 15 голливудских фильмах. Картина «Серенада солнечной долины» (1941) пользовалась большим успехом в СССР. Популярные ледовые ревю с её участием собирали огромные стадионы.
Пожалуй, самым интересным на премьере фильма 8 апреля в «Каро-Октябрь» было выступление сооснователя и соавтора проекта о кино и моде CINEMODA Екатерины Крупновой, предваряющее показ. История жизненного пути Сони Хени, рассказанная устно хорошим русским языком, оказалась едва ли не интереснее фильма.
М.С.