Белый парень Рик
Так бывает, что из-за увлечения хорошим актёром с выбором фильма выходит промашка. Вот мне, например, нравится Мэттью Макконахи, у него определённо есть мужское обаяние и, главное, талант. Поэтому решила посмотреть на него в несколько непривычной возрастной роли в фильме «Белый парень Рик» (режиссер Ян Деманж). Фильм не так чтобы нов, его премьера состоялась в Теллуриде 31 августа прошлого года, а в российском прокате он с 31 января 2019 года.
Тянула с просмотром до марта, но личность Макконахи перевесила сомнения… и что в итоге? Сказать, что это шедевр, не могу. Сначала даже пожалела о потерянном времени, хотя действие этой остросоциальной криминальной драмы происходит в самое модное нынче кинематографическое время. Однако, поразмыслив над темой фильма, решила написать небольшой отчет.
Итак, начало действия – 1984 год, место действия – Америка, город Детройт, полуразрушенный, убитый, вымерший. Основные действующие лица и исполнители: Ричард (Рик) Верш-младший, подросток 14-ти лет (дебютант Ричи Мерритт), Ричард Верш-старший, отец Рика (маститый Мэттью Макконахи), Доун Верш, старшая сестра Рика (Бед Паули), дедушка и бабушка Рика (Брюс Дери и Пайпер Лори), ФБР-овцы, и очень много криминальных негров в золотых цепях.
Город, после развала автомобильной промышленности, покинули все мало-мальски дельные белые, остались неудачники, криминальные элементы, пьяницы и наркоманы, бедные старики, то есть все те, кто на слэнге негров ещё с конца 19 века называются «белая голь». К ним принадлежит и семейство Верш. Папаша-одиночка Ричард с подросшими детьми не справляется – дочка наркоманка, живет с чёрным парнем, который снабжает её тяжелыми наркотиками (вид у нее конченый, смотреть противно), сынок Рик помогает папаше сбывать оружие чёрному криминалитету (белого нет, других сословий тоже). Город жуткий, нормальных жителей там не осталось. Помойки, задворки, тёмные мрачные переулки, разрушенные пустые дома, ночные притоны. Фильм снят очень депрессивно. В одном из интервью Ян Деманж говорил, что апокалиптический город является полноправным героем фильма.
Контроль за городом осуществляют чёрные наркобароны. Криминал пронизывает весь оставшийся бизнес, индустрию развлечений, торговлю. Оружие есть у всех (от пацанов до женщин в возрасте), хотя не каждому его продают, нужна лицензия. У Ричарда-старшего она есть, он покупает «калаши» (египетские подделки, настоящие ему не по карману), прилаживает к ним глушители, и они с Риком их успешно сбывают в банды.
Семейство Вершей давно под подозрением у полиции и ФБР, они следят за «малым бизнесом» папаши и, в конце концов, вербуют Рика (за деньги) сливать информацию о наркоторговцах. Для этого он должен внедриться в банду и сам заняться торговлей наркотиками! Рик соглашается под сильным давлением, так как понимает – если откажется, отца арестуют. Фэбээровцам надо выйти на верхушку чёрной банды Джонни «Малыша» Керри, «крышуемую» мэром города.
Переживания Рика длятся не особо долго, так как денежки начинают ему поступать с двух сторон. Юный Рик, у которого едва пробились усики, входит во вкус. Ему удается до поры до времени лавировать между представителями власти и криминальными авторитетами. Эдакий «Труффальдино из Бергамо», по-американски, слуга двух господ.
В сюжете фильма чудовищно всё: и заброшенный город, бывший гигант автоиндустрии, и опущенные люди, и жизнь на помойке, и криминальные разборки, и втягивание молодых людей в преступный бизнес, и ежедневные убийства, и почти поголовная наркозависимость, и тотальное равнодушие ко всему этому беспределу. Нет радости и от методов «борьбы» властей с преступным миром. Как они действуют? Нанимают шантажом мальчишку, ломают его на ответственности за отца, дают наркотики – и вперед, толкай их, рискуй жизнью, внедряйся в среду, а нам потом настучишь. Очень мерзко.
Интрига есть, и характеры можно рельефно показать, но фильм не совсем получился. Сюжет криминальный, а действие не развивается, все сразу ясно и скучно. Но! К Макконахи претензий нет. Он играет трагическую роль отчаявшегося отца, который не может справиться со свалившейся на него ношей. За внешней грубостью, хамоватостью, дешёвыми «понтами» проступает родительская любовь, боль и бессилие. Он не является авторитетом для детей, не может вырвать их из криминальной среды, не умеет ничего, кроме торговли оружием. Почему он один? На этот вопрос фильм не даёт ответа. Видимо, жена бросила его и детей и уехала с богатым и успешным мужчиной из этого полумёртвого города. А может спилась или стала наркоманкой? Хорошего нет ничего и ни у кого в этом городе-призраке. Даже дед с бабкой Рика какие-то равнодушные, живут через дорогу от внуков, но им наплевать на всё, кроме своей старой машины, которую угоняет Рик, а у него угоняет преступник. Вот тут дед бесится, рвёт и мечет – как же он без своей «ласточки»! Американские семейные ценности трещат по швам.
Фильм основан на реальных событиях. Рик Верш действительно был тайным осведомителем и, по совместительству, крупным наркоторговцем. Ушлый такой паренёк, ставший самым молодым в истории США информатором ФБР и самым юным драгдилером. Но никто не оценил его верной службы, парня сдали, он сел в тюрьму на пожизненный срок. Реальный Ричард Верш и сейчас сидит, режиссёр общался с ним в тюрьме, и планировал даже привезти показать готовый фильм на ноутбуке.
Американская мечта об обществе равных возможностей не более чем мыльный пузырь, лопнувший давным-давно, и никакого города золотого под небом голубым в Америке нет. Жизнь ломает теории и стереотипы. Вот, пожалуй, какой вывод можно сделать после просмотра.
P.S. Немного о режиссёре. Ян Деманж родился во Франции в семье француженки и алжирца. Переехал в Англию, где окончил Лондонский колледж печати и Национальную школу кино и телевидения Великобритании. Пять лет назад Ян Деманж представил свой первый полнометражный фильм «71» о крупных беспорядках в Белфасте в 1971 году, который был по достоинству оценен публикой и критикой, удостоился различных наград. Перед съемками фильма «Белый парень Рик» переехал в Голливуд.
М.С.
Да уж, жуткое впечатление оставляет кино. Детройт – это полный аналог Припяти, с той лишь разницей, что его убила не радиация, а развал автопрома. И вот на этих развалинах-руинах бывшей гордости США как-то выживают люди. Чем-то ещё наши 90-е и тогдашнюю разруху напоминает это всё. Макконахи в своей роли хорош, хотя видеть его в ней необычно, я его по “Сахаре” и “Власти драконов” помню совсем другим)
На неожиданную мысль навела меня эта рецензия. И вовсе не на тему апокалиптического загнивания некогда процветающих промышленных городов Америки. И не по поводу циничных методов американских спецслужб, которые подставляют своих и чужих ради сиюминутного дела и выполнения своего краткосрочного KPI. В начале статьи прозвучала фраза «возрастная роль», и вот это для меня в современном западном кинематографе поистине загадка. Что считать «возрастной ролью», где начинается эта грань? Мэттью Макконахи в этом фильме играет отца подростка, ну, сколько ему может быть – вряд ли более 50. Реальному Макконахи 49, так что я бы не назвала это «возрастной ролью». А вот героя наших предыдущих публикаций Бена Мендельсона часто задействуют в ролях либо неопределённого возраста (Нолан Сорренто, Шериф Ноттингемский), либо в ролях персонажей старше, чем сам актёр (по сценарию он существенно младше того же Директора Кренника или своего предстоящего героя короля Генриха IV), в то время как сам он просто создан для воплощения нестареющего мальчишеского темперамента и куражистого выпендрёжа, желаю режиссёрам почаще обращать на это внимание и не старить парня. Кстати, его друг Гэри Олдмэн сыграл Черчилля в 58, хотя реальному премьер-министру на момент вступления в должность было 66, да плюс к тому Гэри худенький, как тростиночка, так что гримёры трудились не только над состариванием, но и над набором массы (зачёркнуто, политического веса). Из других странных прецедентов «возрастных ролей» могу назвать коллегу Олдмэна по «Леону» Жана Рено, который сыграл эксцентричного и моложавого дедушку Поля во французском семейном фильме «Каникулы в Провансе», когда ему было 66, но актёр до того хорошо выглядит, что на деда не очень тянет. Вот такие вот старики-разбойники, а вы говорите, «возрастные роли»!))
:))
Да, не могу не согласиться, возрастные грани стираются. Надеюсь, сегодня люди в целом остаются молодыми дольше, чем 100 и даже 50 лет назад. И это замечательно! Пенсионная реформа тому примером :))
Да и раньше, не повернулся бы язык сказать, что Луи де Фюнес, например, играл «возрастные роли». В этом слове есть что-то от стариковского ворчания, шарканья ногами, седины, обрюзглости. Фюнес же всегда был живчик с шилом в одном месте и как бы одного возраста. И потому был вне возрастных категорий.
О Мэттью Макконахи точнее сказать, что он примерил новую для себя роль усталого отца семейства, озабоченного сложными житейскими проблемами… Как-то так.