Бонд-26: быть или не быть?
Итак, «Не время умирать». Звучное название. Фильм яркий, динамичный, местами даже неожиданно лиричный, снят с размахом, красиво, захватывающе. Ждали его целый год! Но 25-й Бонд вызывает противоречивые чувства, и даже негативные (не Дэниэл Крейг, конечно, а бондиана как жанр). Однако это хорошо – значит, зацепило, возникло поле для полемики, дискуссий, откликов. И они появились! Две блестящие рецензии от kot_pofigist и Navis об истории бондианы и о последнем фильме. Удовольствие от их прочтения, пожалуй, больше, чем от просмотра фильма. Думала написать комментарии к статьям, но потом созрела для авторской заметки. Дополнить столь всеобъемлющие обзоры вряд ли удастся, но высказаться хочется.
Согласна с авторами рецензий на 100 %. Если продолжатели франшизы поведут сюжет по пути модных трендов – феминизма и всепобеждающей толерантности, – то этот легендарный проект погибнет, как его ни заклинай, что, дескать, не время умирать. Есть непреложные законы жанра, тем более такого мифологизированного, как бондиана. Сейчас экраны уже переполнены эрзацами хрестоматийных героев, переписанных и переделанных в угоду новой политике кинокомпаний. Оставался последний бастион – боевики и приключения, но и они пали под натиском заказов на новые нормы.
Ну какой суперагент-007 из мужеподобной женщины, ничем себя не проявившей на экране, кроме свирепого блеска в глазах и картинных поз с оружием наперевес? Она неубедительно говорит, ходит, стреляет. Если актриса получила роль только потому, что она темнокожая, то это кастинговый провал, а вовсе не торжество справедливости. Может быть, Лашана Линч и годится на роль некой сильной телом и духом героини, но в таком случае пусть режиссёр не претендует на чужие сюжеты, а найдёт сценаристов с новыми историями, и экранизирует собственных героев любого цвета и пола. Если создатели нового Бонда дойдут до крайней степени упёртого феминизма (допустим, новый 007 будет чернокожей женщиной-лесбиянкой), то вряд ли ленту ждёт оглушительный успех в прокате. Дело не в неприятии людей другой расы – не западным кинематографистам нас интернационализму учить – а в масштабе личности исполнителя. Для искреннего отклика зрителей и коммерческого успеха фильма должны быть соблюдены законы жанра, помноженные на талант режиссёра, оригинальный сценарий и безупречную по достоверности игру актёров.
В этой связи нельзя обойти вниманием и другого одиозного персонажа последней бондовской эпопеи – главного злодея Сафина в исполнении Рами Малека. Актёр старается быть загадочно злым и сакрально жестоким, но получается нечто филиппкиркоровское, только мрачное и без перьев, зато в японской маске и кимоно. Мотивы мести Сафина понятны – от рук наёмного убийцы погибла его семья, но воплощение его замыслов напоминает оперетту на гастролях в провинции. Свои чёрные дела Сафин творит не где-нибудь, а на русском острове с русскими же учёными, охранниками и работниками тайной химико-биологической лаборатории. Работницы в допотопных халатах и белых треугольных косынках моют полы швабрами, как в школьных коридорах, а при картинном проходе Сафина кланяются «барину», как крепостные крестьянки. Производство, где варится адское зелье для уничтожения излишков человечества, имеет весьма убогий вид, как будто дело происходит в 1940-х годах. Повстанцы или военные, охраняющие остров, в ушанках и ватниках, тупые, грубые, неловкие – жанр развесистой клюквы представлен во всей красе. А русский учёный, разработавший и похитивший для Сафина вирус, избирательно поражающий людей определенной группы или расы, до того карикатурен, что нет слов. Что у сценаристов с головой? Сочинить такую чушь можно разве что для комедийного боевика. А тут всё всерьёз. Русский остров разбомбила доблестная английская авиация, загубив вместе с лабораторией и садом ядовитых растений заодно и Бонда (не захотел выбраться, заражённый адским вирусом, хотя мог, так как всех «русских» увальней уложил одной левой без особого труда. Логично, что вирус ракеты и бомбардировки вряд ли остановят, и он пойдёт дальше гулять по миру, так в чём же доблесть и героизм?
Любовь Бонда Мадлен (актриса Леа Сейду), не производит особо сильного впечатления, не запоминается, не цепляет. Симпатичная, хорошая, тихая, но двойное дно в мотивах её поступков проступает наружу слишком явно.
Ну что ж, достаточно поругала фильм. Теперь о том, кто и что понравилось. Конечно, Дэниэл Крейг. Как суперагент он мне кажется наиболее убедительным и крайне современным. Как и злодей Блофельд в исполнении Кристофа Вальца (правда, в этом фильме роль у него совсем небольшая). Очень хороша молодая и яркая Ана де Армас –точное попадание в «девушку Бонда», весёлая, стройная, шустрая, настоящее украшение фильма (снова небольшая роль). Никаких претензий к пейзажам и погоням, операторская работа на высоте.
Вопрос о том, будет ли продолжение Бонда и в каком качестве, остаётся открытым. Если в Бонде-25 нам намекнули, кто действительно станет следующим агентом 007, то с бондианой придётся распрощаться. Что ж, время покажет.
Мила Северная