Ветер с Фарер. Сакарис у моря.

На этот раз пятничным, но еще не вполне весенним днем мы посетили Вечер Фарерского кино в Московском Центре Документального Кино при непосредственном участии Представительства Фарерских островов в Москве. Гостям вечера были предложены прохладное шампанское и свежайшие закуски из морепродуктов от специально приглашенного с островов шеф-повара. Атмосфера вечера перед показом фильма заслужено получила самые высокие оценки.

В первую очередь хотелось бы сразу сказать несколько слов о Сакарисе Стоура (Sakaris Stórá), режиссере, представившем на вечере фильм Dreymar við havið (‘Мечты у моря’). Сакарис – начинающий фарерский режиссер, сценарист и монтажер с пульсирующей позитивной энергетикой, предельно открытый, откровенно выражающий свои мысли не только на экране, но и напрямую к зрителю, увлеченный, искренний и патриотичный.

Скандинавскому режиссеру тридцать один год, живет он вдали от Торсхавна, как сам говорит, ‘где-то на задворках’, снимает кино на родных землях независимо от времени года, и воодушевленно, по-простому рассказывает о создании своего первого полного метра. Кинопроизводству он обучался лишь два года, уехав на время в Норвегию, на Лофотенские острова, искал вдохновения в людях, живописи, сценариях. Стартовал со съемок негромких короткометражек, но в 2014 году его Vetrarmorgun (“Winter Morning“) поехала прямиком к Медведю на Берлинский кинофестиваль, где лучезарный Стоура получил специальный приз жюри – Хрустального медведя. Если просмотреть перечень его работ, то на данный момент ни одну из них не увидеть в сети, не говоря уже о Blu-ray или широком прокате. И вот теперь он в Москве, представляет свой фильм Dreymar við havið (‘Мечты у моря’), который собрал немало людей, интересующихся и увлеченных северной тематикой.

Сакарис крупным планом снял фильм о новых шагах, о неизведанных эмоциях, о бытовых проблемах, переживаниях и боли, с которыми сложно совладать, снял кино не только о тяжелых эпизодах, но и о светлых глазах, жаждущих большего. В основе фильма история двух молодых девушек Эстер и Рагны, столь быстро завязавших недолгую, но очень  яркую для обеих дружбу.

У Эстер очень нежное и красивое лицо, открытое и светлое, глаза янтарные, ищущие, скучающие. Она растет в религиозной, тихой семье, где строгая мать целыми днями вяжет свитера из знаменитой фарерской шерсти и воспитывает дочь, отец мастерит макеты самолетов и отличается особым терпением и пониманием. Эстер окружена домашним уютом и невозмутимостью, ходит в школу, спокойно спит по ночам и, кажется, что ничто не может пошатнуть её привычный маленький островок мира. Однако в мыслях её есть и тревога, и желание  быть услышанной, желание осмыслить свои поступки и шагнуть куда-то еще, за предел, как можно дальше.

О Рагне писать сложно, она крепкая и ранимая одновременно. Какими простыми словами описать тяжелые жизненные препятствия маленького человека? Она появилась в жизни Эстер совершенно внезапно, переехав на острова вместе с младшим братом и с зависимой от алкоголя матерью. Живя в бедном, неуютном доме, дни Рагны проходит монотонно и невесело, а вечера приносят лишь боль, утопая в запоях матери и пустоте. Но появляется Эстер, или правильнее сказать — они обе появляются в жизнях друг друга и, пройдя через барьеры социальных правил, между ними образовывается прочное чувство доверия и поддержки.

Что могло объединить этих, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга людей/персонажей? Они находят общий язык не сразу, не быстро, но вопреки обстоятельствам, дружба их становится крепкой и верной, воплощаясь для зрителя новыми кадрами продолжения истории.

Рагна позволяет мыслям Эстер быть свободными, реализованными в безобидных поступках, тем самым позволяя Эстер вдыхать свежий воздух нового опыта, переживаний, не близких тем. Благодаря Рагне Эстер учится развлекаться, влюбляться, благодаря этому, наверняка, и взрослеет. Фильм несет в себе и сложные, тяжелые моменты жизни Рагны, непростые семейные взаимоотношения, которые влекут за собой трагедии. Рагна проживает очень сложный период жизни, сопряженный с семейной драмой, заботой о младшем брате, с попыткой найти себя в этом мире, попыткой сбежать от самой себя.  Девочка Рагна отличается собранностью, уверенностью и внешней неприступностью. Снаружи уверенная в себе, на самом деле – покинутая. Но рядом Эстер, которая выручает, но вряд ли может сделать большее.

Полюбилась сцена, которую можно наблюдать ближе к середине фильма: камера показывает зрителю бесконечный океан, спокойный, словно отрезанный тонкой стеной, возникшей в воображении девочек. Они держатся за руки, смеются и ничто в эту секунду не способно украсть или потревожить их общую свободу и счастье. Блестящие волосы сливаются в светлом и буром оттенках, они легкие и ветер бежит вместе с ними, будто подталкивая в спины к чему-то новому, нужному.

Сюжет гармонирует и ни в коей мере не затмевает северную красоту окружающей природы Фарерских островов, она обволакивает нас и создает своё неповторимое, даже необходимое фоновое сопровождение. Невозмутимое, соленое присутствие тоски, но тоски уютной, ветреной, и ветер этот теплый. Фарерские острова символизируют возраст, жизненный эпизод, который затрагивает главных героинь, да и всех нас в свой определенный момент времени. Бескрайний океан, движение воздуха, которое передает камера, зеленые поля – это тяга к новому, необъятному, желание выйти за пределы дозволенного, дотянуться нового этапа своей жизни.

Острова – это круг, внутри которого рассказана эта небольшая, но очень трогательная история.

Финал фильма остается открытым, но, наверняка, положительным, Стоура не называет его однозначно хэппи-эндным, но дает понять, что всегда голосует за собственное мнение зрителя.

«Крошечные Фарерские острова являются олицетворением периода, в котором находятся Рагна и Эстер, в том кусочке их жизней, что мы смогли увидеть» – в завершении показа упоминает Сакарис Стоура на Q&А. И с этим невозможно не согласиться.

Что мы знаем о фарерском кино? Что мы знаем о Фарерах в целом? Не ошибусь, если скажу, что не много. Благодаря Сакарису и его соратникам мы больше узнаем о другом кинематографе: без лишних, зачастую назойливых перемещений камер, без пустых штампованных диалогов, без яркого грима и спецэффектов. В ближайшем времени открывается первая киношкола в истории Фарерских островов, а это значит, что благодаря таким авторам, как Сакарис мы сможем больше узнавать о внутреннем мире этой небольшой группы островов, входящих в Датское Королевство.

После показа мне удалось перекинуться парой слов с Сакарисом, который неподдельно нервничал и отвечал на все вопросы своих первых поклонников. Мои слова выражались в огромной благодарности за его работу от лица всех любителей скандинавской тематики.

‘This is a heavy story to tell but you made in well lighted way, thank you’.

С уважением к читателю,

С.И.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Вера
    April 3rd, 2018 | 2:08 pm

    Спасибо за статью. Очень атмосферно и интересно. Захотелось посетить Фарерские острова. Собираю чемодан и лечу)))

  2. Mila Severnaya
    April 9th, 2018 | 5:58 pm

    Совершенно точно – сразу захотелось там побывать, а руки потянулись к видавшему виды чемодану. Это же нехоженные туристами волшебные острова между Исландией, Шотландией и Норвегией! Принадлежат Дании, хотя вполне себе самостоятельные, а жители говорят на старо-норвежском. В переводе – Овечьи острова. Совершенная идиллия с овечками, но с суровым климатом и закалёнными северными ветрами жителями. Такой ерундой, как плохая погода, нас не запугаешь, тем более на островах обнаружился своеобразный кинематограф, очень местный и искренний, судя по этой замечательной рецензии. Очень хочется там побывать и кино посмотреть.
    И режиссёр симпатичный, без всякого пафоса и ложной значительности – занимается любимым делом, снимает кино о реальных людях и их проблемах.
    Мила С.

Оставить комментарий