Восход Скайуокеров, Закат саги – БЕЗ СПОЙЛЕРОВ
Отгремели премьерные показы 9-го эпизода легендарных «Звёздных войн» – вне всяческих сомнений, самого ожидаемого кинособытия года. 42 года длилась космическая сага, чтобы в один прекрасный декабрьский день закончиться именно так: нелепо, нелогично и странно. В данной рецензии нет спойлеров, читайте смело, но учтите – восторгов не будет. Начнём с того, что вся последняя трилогия – целиком коммерческий и слабоидейный продукт, изначально вызывавший более чем смешанные чувства. Но 7-й и 8-й эпизод, действительно, вызывали хоть какие-то чувства, 9-й же совершенно не пробуждает эмоций, разбивая в щепки ожидания невиданной эпичности завершающей части саги. Нисколько не преувеличу, если назову «Скайуокер. Восход» самым бездушным и неатмосферным фильмом «Звёздных войн».
Режиссёр Джей Джей Абрамс обладает собственным, весьма эклектичным и опереточным восприятием вселенной «Звёздных войн». Это стало заметно ещё по 7-му эпизоду, неожиданно вспыхнувшем на небосводе саги и напичканном столь же неожиданными сюжетными поворотами. В 9-м положение стало хуже: не оставляет ощущение, что режиссёр ставил перед собой задачу максимально насытить экранное время персонажами – новыми, старыми, любимыми, непонятными, это неважно, – а также всем, что у него, Джей Джей Абрамса, ассоциируется со «Звёздными войнами». Вероятно, режиссёр рассчитывал на создание пышной плантации сочных отсылок к оригинальной трилогии, однако на выходе получился вялый и очевидный плагиат на классические и слишком узнаваемые сцены из канонических эпизодов.
И это было бы простительно, если бы не невнятная композиция с явно выпадающими важными логическими связками. Увы, слишком много смысловых сегментов, которые должны были бы служить фундаментом сюжета, остаются без объяснения или, напротив, объясняются так дотошно, что лишаются интриги. У Джей Джей Абрамса всё берётся из ниоткуда, он как фокусник, достающий из шляпы случайные и бесполезные предметы на воскресной ярмарке. Обилие персонажей нисколько не помогает скрепить воедино хронометраж фильма: если в 8-м эпизоде «провисают» единицы, то в 9-м «провисла» целая группа товарищей, причём куда более существенных и значимых, чем, в общем-то, объективно бесполезная Роуз Тико. Потерялся Финн, блёкло и незначительно выглядит роль Леи (согласна, к 9-му эпизоду было всё сложнее найти подходящие кадры с ушедшей в 2016-м Кэрри Фишер, но сбавлять уровень канонического персонажа не следовало ни в коем случае), растрачена впустую харизма рыжей бестии генерала Хакса, а хуже всех, пожалуй, смотрится ставшая совершенно картонной Рей. Она была однообразна с самого начала, но в 9-м эпизоде она вызовет раздражение даже у самого невзыскательного зрителя.
Новые персонажи никак не помогают исправить ситуацию. Хорош был бы Ричард Э. Грант в своей одиозной роли, которую можно было бы прописать гораздо ярче и сочнее, но у режиссёра явно разбегались глаза, начав множество новых линий, он не закончил ни одну, кидаясь от невесть откуда взявшихся рыцарей Рен к новым сопротивленцам. В этой сборной солянке есть лишь одна безусловная находка и, по сути, спасение всего этого несуразного нагромождения неподходящих друг к другу деталей от конструктора – Император Палпатин. В этом нет никакого секрета или спойлера, его возвращение было анонсировано ещё летом, и, стоит сказать, создатели фильма не ошиблись, применив проверенный принцип из игры «Что?Где?Когда?»: «Не знаешь, что отвечать, отвечай «Пушкин». Сработало – не знали, откуда взять харизму, антагонизм, напряжение, интригу – Палпатин выручил. Достать его из небытия было плёвым делом: как и всякий уважающий себя ключевой персонаж «Звёздных войн», он не мог просто провалиться в небытие вентиляционной шахты «Звезды смерти» в конце 6-го эпизода, а, значит, должен был сослужить славную службу потерявшимся сценаристам. Поддержать зрительский интерес и спасти фильм от беспощадного краха дедушке Палпатину помогли Кайло Рен (талант Адама Драйвера воспламенять его энергетикой, к счастью, неугасим) и – внезапно – По Дэмерон (Оскар Айзек здесь чертовски хорош, его персонаж доказывает свою невиданную уместность и вызывает азарт наблюдать за его лихими гусарскими приключениями).
Но даже несмотря на их героические усилия фильму не хватает эпичности, он решительно не захватывает. А ещё и на удивление бедный визуальный ряд, сделанный некачественно по сравнению с не менее спорными, но эффектно безупречными «Последними джедаями» Райана Джонсона. Во многом «Скайуокер.Восход» подвело чересчур однообразное цветовое решение: фильм по большей части выглядит тёмным, остальные тональности, по традиции, представлены пустыней и повстанческими джунглями. В качестве неадекватной замены в основном никудышним и простым эффектам Джей Джей Абрамс сделал заметный акцент на деталях, в 9-м эпизоде много, так скажем, «бытовых» сцен – всегда вспоминаю вопросы не фанатичных зрителей «Звёздных войн» из серии «Как же так, всё-то у них война, а как они живут?». Но ни одна из его попыток приподнять завесу закулисной жизни персонажей не смогла переплюнуть химчистку Первого Ордена в 8-м эпизоде или, скажем, житейские моменты в спин-оффе «Изгой Один». А ведь у самого Абрамса были и удачные эксперименты на этом поприще, вспомните-ка, как Рей готовила мгновенный хлебушек в 7-м эпизоде. Так же невыразительно вышло у него создание новых планет и существ для завершающей части третьей трилогии: воображение явно подвело, а коммерческие сроки поджимали.
9-му эпизоду более всего подойдёт определение «бестолковый». Слишком многое в нём предсказуемо, а то, чего зритель не ожидал увидеть, либо длится слишком мало, чтобы насладиться моментом, либо вызывает реакцию «ну нет, только не это!». За это я и люблю просмотр фильмов в кинотеатре: подлинная реакция людей бесценна, и ни один стриминговый сервис её не заменит. Важно, чтобы люди приходили в кинотеатры в фирменных футболках, в костюмах любимых персонажей, с игрушечными световыми мечами. Но ещё важнее, чтобы они уходили довольные и одухотворённые, а не в недоумении, как такая сага могла кончиться столь бездарно.
kot_pofigist