Да пребудет с вами Сила

Разменяв пятый десяток, самая легендарная кинофраншиза продолжает свой путь сквозь далёкую-далёкую Галактику. Помимо новых эпизодов, режиссёров и персонажей в её багажнике скопились мультсериалы и спин-оффы, комиксы и графические новеллы, многочисленные объединения косплееров и даже официальные почтовые марки нескольких государств. Но есть в этом бардачке «Сокола Тысячелетия» и один странный предмет – то ли сундук с сокровищами, то ли ящик Пандоры – анонсированное студией Disney продолжение саги в виде четвёртой трилогии под концептуальным руководством Райана Джонсона (режиссёр «Последних джедаев»). Так что же такое хорошо, а что такое плохо во вселенной «Звёздных войн»? Позволим себе устроить мини-марафон и начнём с самого начала…

В чём Сила, брат?

Не прогневайтесь, искушённые фанаты, если некоторые рассуждения или факты покажутся вам общеизвестными, но не могу не напомнить, что, когда всё только начиналось, сам Джордж Лукас усиленно обращал внимание аудитории на две вещи:

  • Фильм создавался как подростковый экшн, рассчитанный на зрителя 12 – 14ти лет
  • Во время первого просмотра «Новой надежды» друзья сказали ему: «Джордж, что это за фигня про Силу? А где стрелялки, где кровь, где, собственно, войны?»

Сейчас многие взрослые и на вид сознательные люди записывают в графу «вероисповедание» заветное «джедай» (ну, или «ситх»), но в чём Лукас был изначально безоговорочно прав, так это в выборе целевой аудитории. Снять качественный подростковый фильм значит не только окупить съёмки, но и обеспечить двойную популярность (комиксы и плакаты на стенах детских комнат приносят больше зрительского интереса, чем любая серьёзная картина). А также на сто процентов гарантировать себе зрителей на много лет вперёд, ведь подростки 1970-х с нетерпением ждали выхода продолжения приключений любимых героев, а затем передали традицию своим детям. Это всё равно что всей семьёй болеть за один футбольный клуб – почётно, весело, и объединяет поколения. Так что Сила именно  в этом гениальном решении сделать большую растянутую франшизу, с хорошо расставленными паузами, чтобы в перерывах между эпизодами и трилогиями по «Звёздным войнам» успевали соскучиться.

Так было во времена Lucasfilm и единоличного контроля Джорджа Лукаса не только за процессом съёмок, но и за развитием концепции в целом. Другое дело сейчас, когда у руля франшизы находится Disney, который стремится выпускать едва ли не по два фильма в год (эпизод + спин-офф). Такими темпами изрядно иссякающая фантазия создателей новых «Звёздных войн» и их студийных боссов пришла к, наверное, непростому решению объявить о том, что 10-й, 11-й и 12-й эпизод будут посвящены приключениям совершенно новых персонажей. Но не будем забегать вперёд.

Сила – в дружбе

«Звёздные войны» не стали бы столь популярны, не объедини они самые заманчивые тренды и жанры на все времена: космос, фантастика, приключения, боевик, плюс харизматичные персонажи, колоритные злодеи, магический элемент Силы, невиданная зрелищность картинки и, конечно же, доля юмора. При этом задумка Джорджа Лукаса была абсолютно уникальной и авторской, что и сформировало «Звёздные войны» как отдельный жанр со своими законами и стандартами. И, помимо уникальности замысла и массовой популярности, немалую роль в успехе сыграла дружба двух величайших режиссёров – Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. Именно Спилберг одобрил первоначальный замысел Лукаса и был одним из немногих его друзей, кто пришёл в восторг от «Новой надежды» после первого просмотра. Дружба помогла и дальнейшему творческому сотрудничеству режиссёров: они совместно работали над сценарием «Индианы Джонса», фильмы снимались на студии Lucasfilm, режиссёрское кресло занял Спилберг, и даже многие актёры из «Звёздных войн» плавно перекочевали в каст «Индианы Джонса».

Credit: Getty Images

Так, Харрисону Форду/Хану Соло/Индиане Джонсу в «Последнем крестовом походе» составили компанию Джулиан Гловер (Генерал Вирс, «Империя наносит ответный удар») в роли злодейски богатого охотника за реликвиями Уолтера Донована, а также другой британский актёр Майкл Ширд (Адмирал Оззель, «Империя наносит ответный удар») в роли самого Адольфа Гитлера. Ширд снимался также в «Поисках утраченного ковчега» вместе с бессменным снежным штурмовиком, тускеном и патрульным на «Звезде Смерти» Питером Даймондом.

Я так вижу!

А ведь всё могло быть совсем иначе, если бы звёзды сложились в другие созвездия. К примеру, какими стали бы классические «Звёздные войны», если бы в режиссёрском кресле «Возвращения джедая» оказался Дэвид Линч? Между прочим, Лукас предлагал ему такую возможность, впечатлившись его работами, однако режиссёр отверг предложение, отдав предпочтение собственному проекту на галактический сюжет – экранизации романа Фрэнка Герберта «Дюна». Фильмы вышли буквально подряд: «Возвращение джедая» – в 1983 году, «Дюна» –  в 1984 году, ознаменовав собой пик интереса к научной фантастике на экране. Совершенно разной научной фантастике – приключенческой и комиксной, серьёзной и идейной, – ведь каждый режиссёр воплощал индивидуальное видение вымышленных событий космического масштаба. Чем же вдохновлялся Джордж Лукас, создавая неповторимую стилистику своего собственного жанра?

Не все знают, что Лукас был большим поклонником стиля операторской работы Павла Клушанцева – советского режиссёра и оператора, автора множества изобретений в сфере киноаппаратуры и техники съёмки (в том числе подводной), занимавшегося постановкой документального научного кино, применившего в документалистике метод игровых и художественных вставок, фактически соединив хронику и sci-fi. В годы перестройки Джордж Лукас даже обращался к советским властям с просьбой организовать ему встречу с Клушанцевым, однако советские чиновники не знали (или делали вид, что не знали), кто это такой, и встреча так и не состоялась. Между тем именно его Лукас называл «крёстным отцом Звёздных войн»! Поэтому тем, что мы видим сагу такой, какой привыкли её видеть, мы обязаны советской операторской школе, а также тому, что вплоть до недавнего момента Лукас не выпускал из-под контроля свою задумку, единолично формируя её канон.

Долго пришлось ждать, прежде чем после триумфального завершения оригинальной трилогии тема успешного sci-fi и «Звёздных войн» в частности снова возродилась, спустя годы пародийной фантастики. Следующая большая волна интереса к sci-fi всколыхнулась лишь когда на экраны вышел пусть и комедийный, но всё же блистательно-фантастический и яркий «Пятый элемент» (1997). И эту волну незамедлительно подхватили «Звёздные войны» («Скрытая угроза» в 1999, «Атака клонов» в 2002 и «Месть ситхов» в 2005). Трилогия приквелов – пожалуй, самая неоднозначная часть франшизы. С одной стороны, все они сняты лично Лукасом на его собственный вкус без влияния сторонних студий, с другой, они породили бурную дискуссию об окончательной коммерциализации «Звёздных войн». Иначе как трактовать тот факт, что на объяснение феномена появления Дарта Вейдера и становления Галактической Империи потрачено целых три фильма? Три самых длинных, затянутых фильма саги?

Но всё же Лукас есть Лукас. Потребовалось почти двадцать лет, чтобы он решился поведать всю предысторию. И, взявшись за дело, он до мельчайших деталей продумал и сюжетные увязки (что впоследствии было утеряно в новой трилогии Disney), и стилистику, задействовал полюбившихся актёров и не забыл друга Спилберга: припомните-ка существ инопланетных рас в Галактическом Сенате в Эпизоде I (отсылка к «Инопланетянину») и жителей планеты Камино в Эпизоде II (отсылка к «Близким контактам третьей степени»).

Места Силы

Приквелы также ознаменовали собой новую эру визуальных эффектов в «Звёздных войнах»: наконец стали возможными сверх-массовые батальные сцены, пейзажные декорации, и, конечно, зрители наконец увидели, как пластично и мастерски Йода орудует световым мечом. Но в этом же и коварный минус: актёры практически перестали выезжать на натурные съёмки (за исключением Эпизода I, вернувший всё к истокам съёмок в Тунисе), весь антураж заменили павильоны с зелёным фоном для наложения компьютерной графики. Пейзажи разных планет были сняты в Италии, Таиланде, Китае и Швейцарии. Эти три эпизода больше других насыщены поединками на световых мечах – кроме цифровой обработки зрителю нужна и реальная динамичная зрелищность. Хейден Кристенсен, Юэн Макгрегор, Рэй Парк и Кристофер Ли посвятили много месяцев фехтовальной подготовке. И всё же во время просмотра приквелов лично меня не оставляет ощущение, что им чего-то не хватает.

Когда же франшиза оказалась в Микки-Маусовских перчатках Disney, создателями новых фильмов был сделан дополнительный акцент на зрелищность. Отрадно, что студия не жалеет бюджетов не только на цифровые эффекты, но и на самые сумасшедшие съёмки в самых красивых уголках мира: янтарно-волнистая пустыня Руб-аль-Хали в ОАЭ (Джакку), уникальный лес Паззлвуд в британском Глостершире (владения Маз Канаты на Такодане), солнечные Мальдивы (имперская база на Скарифе), загадочный солончак Уюни в Боливии (кристаллическая планета Крейт), суровые и первозданные острова Скеллиг в Ирландии (убежище джедая-отшельника Люка Скайуокера) и известный по множеству фильмов замок в хорватском Дубровнике (планета-казино Канто Байт).

Хотя справедливости ради стоит отметить, что и во времена старой доброй оригинальной трилогии с кукольным Йодой и пенопластовыми шагоходами натурные съёмки проводились на широкую ногу: виды заснеженного Хота снимали в Норвегии, на леднике Хардангерйокулен (Hardangerjøkulen) близ городка Финсе к югу от Флома. Повстанческую базу на Явине IV снимали в Гватемале, воплощением поросшего высокими и густыми лесами Эндора стал национальный парк Рэдвуд в Северной Калифорнии, а пустынного Татуина – не только общеизвестный Тунис, но и пустыня Юма в Аризоне и парк каньонов Долина Смерти на границе Калифорнии и Невады (а стоит отметить, что съёмки в национальных парках США – удовольствие дорогое и сложное).

Death Valley photo credit: kot_pofigist

Тунис, безусловно, стал своеобразным «тотемным» местом съёмок «Звёздных войн». В общей сложности съёмки велись в 9 тунисских городах для эпизодов I, II и IV. Интересно, что, несмотря на сложные погодные условия, выбор режиссёров новых «Звёздных войн» также частенько падал на Исландию во всех её проявлениях: то грозный и внушительный вулкан Эйяфьядлайёкюдль в качестве угрожающе заснеженных пейзажей базы Старкиллер (Эпизод VII), то усыпанный пеплом чёрный пляж Мюрдальсандур (Myrdalssandur), по которому гордо шествовал директор Кренник в сопровождении своей элитной охраны («Изгой Один»).

Свой среди своих

 К слову, первый в истории «Звёздных войн» спин-офф по праву занял нишу связующего звена между приквелами и оригинальной трилогией, и не только в силу хронологии событий. Стилистически «Изгой Один» сделан куда ближе к оригинальной классике, чем какой-либо из всех созданных впоследствии фильмов. Безусловно, он более жесток и суров, чем привычный приключенческий канон, но всё в нём говорит в пользу того, что создатели ставили перед собой задачу максимально попасть в ритм первых эпизодов.

В фильме задействованы все самые сильные визуальные образы оригинальной трилогии: Звезда Смерти, Дарт Вейдер во всей мощи своего гнева, повстанческая база на Явине IV, знакомые дроиды, Звёздные Разрушители, колонны AT-AT, имперские интерьеры, динамичные X-Wings, флот Мон Каламари и сам пафос жертвенной борьбы с системой. А эффектнейшая компьютерная графика, с помощью которой на экране восстановлены гранд-мофф Таркин и юная принцесса Лея, вне всяких сомнений войдёт в историю кинематографа не только как самая дорогая, но и как одна из наиболее поразительных и запоминающихся. Мне повезло увидеть первую реакцию на появление Таркина на экране как знающих фанатов, так и тех, кто, в общем-то, впервые увидел что-то из «Звёздных войн»: одни были здорово ошарашены и приятно удивлены неожиданным возвращением полюбившегося и значимого персонажа, другие вообще не заметили графики.

При этом новые персонажи, существа, планеты, корабли и дроиды нисколько не раздражают и не выбиваются из единого стилистического контекста. Может быть, секрет в том, что режиссёр Гарет Эдвардс и весь актёрский состав спин-оффа – это 100%-ные поклонники «Звёздных войн»? «Строители Звезды Смерти» Бен Мендельсон (имперский Директор передовых вооружений Орсон Кренник) и Мадс Миккельсен (гениальный учёный Гален Эрсо) на пресс-конференциях спорили, кто из них раньше зафанател от «Звёздных войн», а первый во время съёмок вообще не мог сконцентрироваться, потому что «ну мы же сейчас будем снимать сцену с самим о божечки Дартом Вейдером!!». Ну ладно Мендельсон – гик, геймер и киноман – он чуть ли не с детства мечтал о роли в космической саге, что уж говорить о более молодых актёрах, которым повезло не просто стать частью франшизы, а (теперь уже точно) одного из ключевых её фильмов, так называемого «Эпизода Три-с-Половиной».

Создатели спин-оффа следовали заповедям Джорджа Лукаса не только в стилистике. Помимо актёров, впервые присоединившихся к касту «Звёздных войн», в фильме своих известных персонажей сыграли Женевьев О’Рейли (сенатор Мон Мотма, в 2005 она исполнила эту роль в «Мести ситхов»), Джимми Смитс (сенатор Бэйл Органа в «Атаке клонов» и «Мести ситхов») и, конечно же, Энтони Дэниелс (неизменный для всех фильмов саги С-3РО). К слову, Гарет Эдвардс и Райан Джонсон создали и свою преемственность: режиссёры снялись в камео в фильмах друг друга. Райана Джонсона можно заметить в роли имперского технолога в «Изгое Один», а Гарета Эдвардса в образе солдата Сопротивления в окопе в бою на планете Крэйт в «Последних джедаях». Эдвардс сыграл бойца Альянса повстанцев и в своём собственном фильме.

Сейчас, спустя два года после завершения работы над фильмом, много пишут о том, что картину, якобы, спасло от сюжетной катастрофы решение продюсеров Disney переснять почти 35 минут финальных сцен и пригласить для этого нового режиссёра монтажа. Взявшийся за пост-продакшен Тони Гилрой, как цитирует его собственные слова издание The Hollywood Reporter, никогда не интересовался «Звёздными войнами», оттого не испытывал никакого особого почтения к работе и просто выполнял требования продюсеров – признаться честно, мне сложно комментировать такое, ведь «Звёздные войны» это своего рода призвание. Не думаю, что поклонникам саги было приятно услышать подобные слова. Однако, как бы там ни было на самом деле, фильм получился успешным, а я не теряю надежду однажды увидеть режиссёрскую версию Гарета Эдвардса на каком-нибудь лимитированном юбилейном Blue-Ray.

Герои нашего времени

Новые «Звёздные войны», безусловно, привнесли в канон целый ряд полюбившихся харизматичных персонажей. Да, в седьмом эпизоде было откровенно много нестыковок и натянутых логических связок, но сагу уже сложно представить без Кайло Рена, Рей, По Дэмерона, Финна, генерала Хакса, капитана Фазмы и милашки ВВ-8. Оригинальная трилогия тоже смотрится по-другому, когда знаешь её предысторию, рассказанную в «Изгое Один». Кроме того, вселенная «Звёздных войн» давно уже не ограничивается фильмами – можно по-разному к этому относиться, но её формируют и лицензированные мультсериалы, и комиксы, и, самое главное, новеллы. Самым признанным писателям и визуализаторам «Звёздных войн» – Джеймсу Лусено, Тимоти Зану и Пабло Идальго – мы обязаны рассказом о повстанческом и имперском закулисье, а также такими запоминающимися и органично влившимися в канон персонажами, как гранд-адмирал Траун.

Между тем, некоторые персонажи вызывают нешуточные споры и дискуссии. Уже отгремел восьмой эпизод, а поклонники всё ломают копья на тему кто такой Сноук и зачем он был нужен, вписывается ли Лора Дерн в эстетику и атмосферу «Звёздных войн», и не слишком ли много экранного времени досталось Роуз Тико. И фанатов, и критиков заинтриговал персонаж Бенисио Дель Торо: нет сомнений, что он не раз проявит себя в девятом эпизоде. Но главное – уход Кэрри Фишер поставил перед сценаристами девятого эпизода крайне сложную сюжетную задачу. Она успела сняться в восьмом эпизоде, в то время как девятый начнут снимать только этим летом. И если привнести персонажа в огромный мир «Звёздных войн» относительно легко, то вывести его за рамки вселенной не так-то просто (тем более, такого ключевого, как принцесса Лея). В режиссёрское кресло возвращается Джей Джей Абрамс, остаётся надеяться на его богатую фантазию. Которая, к слову, теперь фактически ничем не ограничена – руководство Disney объявило, что следующая трилогия (Эпизоды X, XI и XII) будет посвящена совершенно новым персонажам, никак не связанным с оригинальной историей.

Мы встретились с Джулианом Гловером, легендой всех возможных кинофраншиз («007: Джеймс Бонд», «Индиана Джонс», «Гарри Поттер», «Игра Престолов») и исполнителем роли Генерала Вирса в Эпизоде V на благотворительной встрече с актёрами «Звёздных войн» в голландском Утрехте и узнали его мнение об эволюции космической саги:

“Я из того поколения, кто видел самый первый фильм в кино в самый первый раз. Помню, я ходил на него дважды, когда он только вышел, и для нас, молодёжи, он был просто ошеломляющим: все эти космические корабли, снующие между астероидов, для нас это было невероятно круто, просто потому что никто раньше не делал такого кино. Второй и третий фильм укрепили эмоциональный и идейный компонент, становилось всё интереснее и интереснее. Мы сначала, конечно, посмеивались над всей этой Силой, но ведь в итоге именно это объединило три фильма вместе. И именно первые фильмы объясняют необъяснимый феномен Силы лучше всех других – вне всяческих сомнений, это целиком и полностью заслуга Алека Гиннесса.”

“Я рад, что сыграл во втором фильме, поскольку, на мой взгляд, он вышел наиболее зрелым из первых трёх. Нет, не потому что я в нём снялся, конечно. Именно этот фильм создал основы для замечательной третьей части. Но потом пришлось ждать целую вечность, прежде чем вышел следующий фильм. Я, конечно же, пошёл его смотреть, мне понравилось, но осталось впечатление, что чего-то недостаёт. Чего-то особенного. Сейчас, когда дело дошло до съёмок совершенно новых историй, не очень-то связанных с оригиналом, я не могу отрицать того, что они очень качественно сделаны, и задумка грандиозная, и эффекты просто потрясающие, но они уже не оставляют того первозданного впечатления, как оригинальная трилогия. Ведь сейчас зрители уже видели на экране весь sci-fi, какой только можно вообразить. Да, фильмы здорово сделаны, не придерёшься, но мне кажется, что «Звёздные войны» утратили свою душевность.”

Photo credit: BlogProFilm

Трудно не согласиться с прославленным актёром – «Звёздные войны», похоже, сдалали решающий шаг с собственного пьедестала в бездну коммерции. Сможет ли кто-нибудь спасти мечту?

Всегда в движении будущее

Сейчас, когда Disney официально заявил, что намерен в дальнейшем опираться исключительно на своё видение саги, всё выглядит примерно как «Мои поздравления, «Звёздные войны», вас спасают, не пытайтесь сопротивляться». Весь мир застыл в ожидании второго спин-оффа, но, несмотря на скорые споры об актёрском мастерстве Олдена Эренрайка и пригодности Эмилии Кларк к вселенной «Звездных войн», на руку франшизе вновь сыграла карта дружбы.

После изрядной режиссёрской чехарды проект «Соло. Звёздные войны: истории» возглавил Рон Ховард, старинный друг Джорджа Лукаса, работавший с ним и с Харрисоном Фордом ещё в далёком 1972-м над «Американским граффити». Он не только уверенно взялся за съёмки, но и завершил пост-продакшн в соответствии с идеями Лукаса. Таким образом фильм, стартовавший как скандал и чуть не превратившийся в производственный ад, спасла дружба. Не только восстание живёт надеждами, но, быть может, и вся вселенная «Звёздных войн». Увидим их воплощение своими глазами уже в конце мая и в следующем году, когда предварительно откроется тематический парк развлечений в Калифорнии, а на экраны выйдет Эпизод XI.

 

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Ахмедов Рустам
    May 5th, 2018 | 10:10 pm

    Как чётко и ёмко всё в статье сазано. Поддерживаю автора в его мнении о ЗВ.
    А статья написана просто отлично)

  2. Diletant
    May 9th, 2018 | 7:03 pm

    Энциклопедия звездной жизни

    Всегда с огромным удовольствием читаю эссе, очерки и репортажи Кота – Пофигиста, независимо от их темы. В каждом из них – тонкое ощущение кино, глубокие знания истории жанра, точные и профессиональные оценки режиссуры, актеров, киномузыки, картинок, настроения, наконец…
    Читаю, радуюсь и – молчу. В конце концов, не писать же рецензию на рецензию. Коту-то, может, и по фигу, он же – Пофигист. А мне – нет. И не удержался… Пишу.
    1. Покажите мне историю «Звездных войн». Всю, от начала и до конца. И с «ответвлениями»? Да нигде не увидите. А у Пофигиста – есть. Сжато. И емко.
    2. Покажите историю режиссеров/ продюсеров/ актеров, которые снимали свое кино, но объединились в «Звездных войнах»? Да еще кто – Лукас и Спилберг! А здесь – есть!
    3. И много чего еще есть. Скажем, «Да пребудет с нами Сила!». Ничего не понял. Но в этом что-то есть. Явно. С Силы начинается и Силой заканчивается. А зачем она пребудет с нами, эта Сила, одному Аллаху известно…

    А еще есть живое интервью с участниками событий и несколько аутентичных авторских фотографий, на одной из которых, если присмотреться, угадывается сам Кот Пофигист, который отстраненно смотрит на своих героев…

    И есть талантливый автор, которому я желаю дальнейших успехов.

    Ваш,

    Diletant

  3. May 10th, 2018 | 11:26 am

    Уважаемый Diletant!
    Благодарю за столь развёрнутый комментарий и в целом за положительную реакцию на статью (непонаслышке знаю, что под Ваше острое перо лучше не попадаться).
    Однако же не могу не прокомментировать кое-что в ответ:
    1. Во-первых, Коту вовсе не по фигу. Кот всячески приветствует плюрализм мнений в комментариях.
    2. Во-вторых, насчёт всегалактической истории «Звёздных войн» – это Вы, пожалуй, чересчур. Мы не справочное издание, целью данной статьи было скорее порассуждать на тему эволюции франшизы, нежели изложить историю и факты (на это потребовалась бы целая диссертация). А вот если Вас действительно интересует история создания космической саги, то рекомендую иллюстрированный гид Ultimate Star Wars, а также отдельную книгу об истории оригинальной трилогии The Making of Star Wars: The Definitive Story Behind the Original Film. Думаю, там будет куда больше фактов и режиссёрских решений, чем мне удалось вписать в формат обзорной статьи. К слову, многие вещи будут интересны и не только фанатам «Звёздных войн»: например, решение Лукаса продумать дизайн костюмов так, чтобы не было понятно, как они застёгиваются и застёгиваются ли вообще (обратите внимание на платья принцессы Леи или на форму имперских офицеров). Или реальные исторические прототипы космического оружия (доработанный Маузер в руках лихого стрелка Хана Соло, изящная модификация отечественного МЦ 1927 года в арсенале отчаянной принцессы Леи, узнаваемый шедевр рейнского металлозавода MG-34 на вооружении имперских штурмовиков, британский Lee Enfield, замаскированный под кольё-дубьё песчаных кочевников-джав на Татуине). Или любопытная история создания персонажа Чубакки и его связь с франшизой про «Индиану Джонса» (вот, кстати, ещё один фактик в объединённую Лукасовско-Спилберговскую копилку). Впрочем, кажется, об этом мне стоит написать отдельную статью))
    3. В-третьих, пассаж про Силу – скорее игра слов, чем цитата из фильма. Неофициальный Всемирный День «Звёздных войн» празднуется 4 мая, и название статьи обыгрывает сходство джедайского напутствия «May The Force Be With You» с поздравлением «May The Fourth Be With You», не более того.

    И – да уж, высмотрели Вы Кота-Пофигиста на фотографии, как ни прятался он в рядах заслуженных и народных имперцев))

Оставить комментарий