Дом Gucci, который построил Ридли Скотт
Последние премьеры вызвали бурный отклик наших авторов, в особенности всех впечатлил Ридли Скотт и его неуёмная творческая энергия, за один кинематографический сезон воплотившая на экране две реальные истории, замешанные на любви, деле и женщине. Роль женщины в судьбоносных моментах интересует режиссёра, но «Последняя дуэль» и «Дом Gucci» раскрывают эту роль совершенно по-разному. Во всяком случае, мне это видится более контрастно и совсем иначе, чем другим авторам, уже опубликовавшим свои мнения на BlogProFilm. С вашего позволения, поделюсь своими соображениями.
В средневековой «Последней дуэли» роль Маргариты в разразившемся конфликте видится мне скорее эпатажной, нежели претендующей на истину. Женщина решила бросить вызов порядкам и нравам общества своего времени, не осознавая при этом собственных рисков и рисков своей семьи. Безусловно, ею двигал мотив борьбы за оскорблённую честь, но вряд ли её поступок при этом можно считать дальновидным. «Дом Gucci» уже отнюдь не предания старины глубокой, но мораль и этой правдивой басни такова: и средь слабых мужчин сильная женщина бывает не права. Многие мои коллеги по перу считают, что печальная предыстория убийства наследника модной империи Маурицио Гуччи по заказу собственной жены показана невероятно близко к тексту, а персонаж Патриции Реджани воплощает лучшие качества сильной женщины, сделавшей себя с нуля, добившейся успеха и богатства, проявившей себя в семейном бизнесе как дипломат, стратег и психолог, умеющей быть жёсткой и принимать сложные решения, и лишь в конце перегнувшей палку собственной алчности.
Увы, не могу согласиться. Я не буду оценивать и судить реальную Патрицию Реджани (суд уже вынес своё решение в 1998 году), но как персонаж она не вызывает никакого восхищения, и никаких особенных качеств, кроме беспощадной страсти к деньгам, в ней не заметно. Дипломат, стратег и психолог? – Навряд ли. Удивительно, но именно она сумела рассорить всю большую семью Гуччи, а также, оставаясь совершенно глухой к призванию и склонностям своего тихого мужа, втянула его в жестокий бизнес, не видя конечной цели своих поступков. Ссорить людей и навязывать им готовые решения можно, только имея предельно чёткий, выстроенный по всем законам военной науки план. У Патриции такового не было. Вместо дальновидности она демонстрировала лишь напористость и веру в гадалок, невольно прибавляя массу нелестных штрихов к имиджу задиристой курицы. Более того, у неё не было и достаточно ума, чтобы преподносить мужу свои решения не как свершившийся и не подлежащий обсуждению факт, а как его собственное гениальное озарение, которым ей, женщине, остаётся только восхититься (вспоминается реплика гениального Александра Калягина – тётушки Чарли: «Именно так ведут себя порядочные женщины!»). Да, Патриция Реджани была не из «порядочных» кругов, а всю юность вместо образования и карьеры потратила на поиск стоящей партии, которой и стал молодой и мягкий, как домашняя рикотта, наследник дома Gucci Маурицио. На свою голову.
Но, насколько не вызывает уважения и эмпатии персонаж Патриции Реджани, настолько же восхищает актёрская работа исполнительницы роли – Леди Гаги. В её оскароносном дебюте «Звезда родилась» ей досталась роль певицы, привычная и органичная, здесь же распирающий её актёрский кураж вырвался на свободу, продемонстрировав мощь драматического потенциала. Помнится, у неё была песня Applause, где есть такие слова: «Поп-культура была искусством, теперь же искусство в поп-культуре и во мне»: воистину, Леди Гага достигла всего как певица, как икона стиля, как новое явление в поп-культуре, наконец, а теперь дайте ей играть, она способна создавать больше искусства! Она подвижна, она эмоциональна, она вживается в роль, будучи не гротескной, а убедительной, она может значительно больше, чем разгуливать по ковровым дорожкам MetGala в странных нарядах. В прежней роли певицы Элли она предстала искренней, простой, мечтательной, целеустремлённой и любящей, в роли же Патриции она становится алчной, мстительной, эгоистичной, прямолинейной, бестактной и разрушительно страстной. Леди Гаге-актрисе удалось выплеснуть на экран деструктивную энергию, переполнявшую Патрицию Реджани с первых её шагов в семье Гуччи. Более того, ей удалось передать и возрастные изменения своей героини – действие фильма охватывает без малого 20 лет, от юной беззаботной охотницы за богатыми мальчиками до разъярённой бывшей жены бывшего владельца Gucci.
Словно на контрасте, её партнёр по фильму Адам Драйвер, сыгравший Маурицио, держится в тени, давая ей блистать. Опять же, в этом изрядная доля исторической достоверности: Маурицио был инфантильным и нерешительным молодым человеком, предпочитавшим жить в стороне от бизнес-процессов, однако прекрасно осознававший, что, чем бы он ни занялся в жизни (или же ничем), столь могущественная и богатая семья его не бросит. Позволив Патриции себя женить (исключительно по любви), он надеялся, что она разделит его праздный гедонизм, однако скоро был по уши втянут ею в бизнес, к которому не имел ни малейшей склонности, и способностей, вероятно, тоже. Семья зажала Маурицио в тиски, он стал рабом фамильного бренда, но понял, что хотя бы от жены можно сбежать. Адаму Драйверу удалась эта многоступенчатая роль: от стеснительного парня, ищущего себя среди книг, до видящего в семье только родственников, а не бизнесменов жениха; от сомневающегося в правильности выбранного пути делового человека до разочаровавшегося в корыстном браке мужа; от впервые попробовавшего принять самостоятельное решение взрослого до бездумно промотавшегося и потерявшего место в собственном бизнесе наследника империи. Трансформации его поведения и характера отражены во взгляде актёра, и, хотя внешне его персонаж почти всегда остаётся бесстрастен, что-то неуловимое пробегает по его лицу каждый раз, когда в нём происходит перемена. Нет, он не доктор Джекилл и не мистер Хайд, он просто человек, проживший жизнь под чужую, увы, не самую умную указку. В своём бизнес-браке его жена оказалась гораздо более Гуччи, чем он, а он со своими простыми и наивными мечтами оказался больше Реджани. Его было бы жаль, если бы он сам не позволил начать то, что привело его к дурацкой гибели.
Контрасты в актёрском ансамбле неслучайны и отражают характеры своих прототипов. Представители старшего поколения Гуччи, два брата – Родольфо (отец Маурицио) и Альдо (отец его беспутного кузена Паоло) контрастируют, точно ледяной полюс и пламенный экватор. Альдо (Аль Пачино) – само обаяние, средоточие карнавальной энергетики, итальянского жизнелюбия и азарта истинно делового человека (хоть и очень консервативного), в то время как Родольфо (Джереми Айронс) сохраняет бесстрастность и являет собой старомодного эскаписта, навеки уединившегося в своём замке воспоминаний, точно Снежная Королева. Их времена прошли или стремительно уходят, но достойной смены старикам ждать не приходится – а вот исполнившим их роли актёрам не должно быть стыдно за молодых коллег. Хотя, признаться, именно Аль Пачино – мой number one в этом фильме, он, вопреки череде своих более ранних брутальных и острых, как кинжал, образов, искрится живостью и позитивом и затмевает молодёжь с первого кадра своего экранного времени.
Здесь следует немного отвлечься и порассуждать о довольно странном решении режиссёра передать итальянский колорит при помощи звукоряда. Если бы это был саундтрек в духе фестиваля Сан-Ремо, по мне вечно звучащего как прошлогодний снег – это бы ещё полбеды. Но Ридли Скотт применил приём с внедрением подчёркнутого итальянского акцента в речь всех без исключения персонажей, причём акцента настолько явного и деланого, что граничит со смехотворностью персонажей скверной оперетты. И ладно бы речь шла об итальянских эмигрантах, которые на ломаном английском изъясняются где-нибудь в Нью-Йорке, напротив – фильм повествует об итальянском семействе у себя на родине, в Италии, в италоязычной среде. Эпизод с поездкой в Нью-Йорк в офис дяди Альдо также нельзя считать поводом для коверкания речи, как и путешествия героев в Альпы и Швейцарию – там они среди друзей и деловых партнёров, и по логике все говорят на родном языке. В основном же действие происходит в Милане, поэтому сомневаться в том, что все говорят на одном языке, не приходится. Возможно, и с этим нестандартным решением можно было бы смириться, но не у всех актёров получилось достоверно передать итальянский акцент, периодически с экрана звучала откровенная каша, притом с комочками, и очень выручали субтитры. Поэтому, увы, этот ход сыграл фильму в минус.
На фоне большинства актёрского ансамбля (и даже Леди Гаги, итальянки по происхождению) безусловным фаворитом номера с акцентом является Джаред Лето. Знаменитый человек-хамелеон, способный адаптироваться под любую роль и вжиться в любой образ, живущий и работающий в бесконечном цикле метаморфоз, когда от фильма к фильму он то окукливается, то расправляет новые крылья, Джаред не перестаёт удивлять. Чем радикальнее его образы отличаются друг от друга, тем ему интереснее. Мало того, что для роли кузена Паоло ему понадобились тонны пластического грима, накладной пивной животик, походка неуверенного в себе пингвина и жестикуляция отвергнутой творческой бездарности, так он ухитрился ещё и воспроизвести тот самый итальянский акцент удачнее всех своих коллег. Поговаривают, что на репетициях и в перерывах между съёмками он так погружался в роль, что не на шутку достал своего экранного отца Аль Пачино нытьём и упрямством.
В целом итальянцы в фильме показаны эмоциональными, неустойчивыми, скандальными, склонными к открытости, нежели к чему-то тайному и молчаливому, страстными, громкими и коллективными – и знаете, вопреки отзывам многих коллег-критиков о том, что это какая-то карикатура, а не фильм, скажу, что такой портрет вполне отвечает моим критериям правдоподобности итальянцев. Да, это вполне по-итальянски, это ярко, это бросается в глаза, и, в конце концов, за этой экранной историей стоит история реальной семьи и реального преступления, к которому реальных людей подтолкнули реальные нешуточные страсти и реально непомерные деньги. Так что же карикатурного в их спорах, слезах, брани и нервном курении? Патриция Реджани была осуждена на 29 лет тюремного заключения, из которых отсидела 18 и была выпущена на свободу в 2016 году, но даже тюрьма не уняла в ней ненасытной жажды денег – получив свою часть ренты от недвижимости Гуччи, она забрала и причитавшиеся ей после развода деньги на содержание дочерей, которые были ей недоступны из-за приговора суда. Теперь дочери пытаются вернуть деньги, находившиеся в их управлении, из когтей своей хищной матери, заказавшей убийство их отца. Ох, уж эти итальянцы, решающие семейные и деловые вопросы истинно итальянским способом!
При этом не могу отделаться от мысли, что у Патриции ничего бы не вышло на почве внутрисемейных заговоров и интриг, будь в семье Гуччи хотя бы ещё одна женщина. С мужчинами сражаться легче: старик Родольфо, хоть и не одобрял невестку, но долго не прожил, обрадовался появлению внучки и, вероятно, смирился бы с чем угодно, лишь бы сын был счастлив; дядя Альдо купился на притворное обаяние Патриции и многое делал из любви к племяннику; кузен Паоло позволил себя одурачить красивой лестью о его мнимом таланте. Жена Паоло не в счёт – такая же безобидная и не от мира сего, как и он сам, она не могла ничего противопоставить натиску Патриции, бравшей семейные бастионы один за другим. Будь в семье Гуччи мудрая женщина, этой разрушительной экспансии ни за что бы не случилось. Другие женщины показаны в фильме эпизодически, буквально несколькими штрихами – давняя подруга и новая возлюбленная Маурицио Паола Франки (Камилль Коттен) производит впечатление такой же «серой мышки», как и он сам, на контрасте с взрывной Патрицией это видно особенно отчётливо. Гадалка Джузеппина «Пина» (Сальма Хайек), кажется, напугана агрессивной энергией своей клиентки и подруги, но деньги слишком велики, и она становится посредником в преступном деле. Любопытно, что муж Сальмы, французский бизнесмен Франсуа-Анри Пино в начале 2000-х объединил в рамках своей Kering Group активы крупнейших модных брендов, в числе которых и Gucci.
Вернусь к сравнению недавних работ Ридли Скотта, ведь оно неизбежно. Два фильма, две роковые женщины, снова Адам Драйвер, снова юридические вопросы, снова дела семьи. Но художественная постановка «Дома Gucci», на мой взгляд, вышла не в пример качественнее. Во-первых, история развивается последовательно, без флэшбэков и взглядов со стороны, более того – она выдержана в единой стилистике и цветовой гамме экранной картинки, что делает восприятие более комфортным. Вообще я всё чаще ловлю себя на мысли, что при тенденции к увеличению хронометража визуальный ряд фильма должен быть сделан в высшей степени профессионально, чтобы не вызывать банальной усталости глаз. Согласитесь, впечатления от фильма могут выйти размазанными просто потому, что зритель устаёт от почти (или более) трёхчасового просмотра. Единый стиль наравне с потрясающим портретным сходством актёров наверняка сослужат «Дому Gucci» добрую службу, зарекомендовав его с лучшей стороны среди зрителей и критиков. Мне лишь остаётся напомнить, что впереди наградной сезон-2022, и оба фильма Ридли Скотта достойны участия в гонке за наградами BAFTA, Золотым Глобусом и Оскаром. По крайней мере, в двух недавних фильмах мастера я вижу крепких претендентов на номинации «Лучший грим и причёски», «Лучший дизайн костюмов», «Лучший актёр второго плана» и «Лучшая женская роль».
kot_pofigist