Если друг оказался вдруг…

Давно анонсированная «Последняя дуэль» наконец вышла на экраны. И ожидания оказались не напрасны – Ридли Скотт создал потрясающую эпическую средневековую драму. Однако антураж XIV века явился лишь великолепной декорацией к вечному, актуальному во все времена разговору о том, что есть истина. И есть ли она вообще, раз для каждого человека она своя, а вера в собственную правоту искренне непоколебима.

Ридли Скотт прибег к известному в кинематографе приёму: показу одного и того же события глазами разных персонажей. Впервые этот прием в 1950 году использовал Акира Куросава в фильме «Расёмон», экранизировав рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Фильм завоевал многочисленные награды, среди которых венецианский «Золотой лев» и «Оскар» (за лучший фильм на иностранном языке), и привёл к появлению на культурном поле так называемого «эффекта Расёмона», означающий принцип субъективного восприятия и интерпретации событий действующими лицами. После Куросавы многие режиссёры прибегали к этому эффекту, выстраивая сюжетные линии на противоречивых воспоминаниях или показаниях разных героев: «Злые и красивые» (США, 1952), «Плёнка» (США, 2001), «Герой» (Китай, 2002), «Точка обстрела» (США, 2008), «Исчезнувшая» (США, 2014), «Невидимый гость» (Испания, 2016) и другие. В отечественном кинематографе «эффект Расёмона» использовал Рустам Хамдамов в фильме «Мешок без дна» (2017).

Этот же приём талантливо обыгрывается в «Последней дуэли». Простой, сильный, храбрый, верный правителю воин Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) не пришелся ко двору сюзерена графа Пьера д’Аленсона (Бен Аффлек). Он честен, но груб, не умеет льстить и пресмыкаться. А вот его боевой друг Жак Ле Гри (Адам Драйвер) оказался в фаворе, и немудрено. Этот высокий статный красавец не только отважный рыцарь, но и гибкий, обходительный, знающий себе цену, умеющий достойно держаться в любом обществе человек. Если де Карруж – солдафон, то Ле Гри – аристократ. Граф Пьер ценит его блестящий ум, организаторские способности, твёрдый характер и лёгкий нрав. Ле Гри поправил финансовые и имущественные дела графа, выбив долги из непокорных вассалов, и в награду за службу получил земли, конфискованные из приданого жены Карружа Маргариты (Джоди Комер). Из-за прав на землю первая трещина вражды пролегла между друзьями. Но пропасть разверзлась в тот день, когда против Ле Гри было выдвинуто обвинение в изнасиловании Маргариты. Случай беспрецедентный для Средневековья – женщина свидетельствует против мужчины, знатного человека, любимца сюзерена. Маргарита резко выделяется из девушек своего круга. Образованная, начитанная, знает несколько языков, с чувством собственного достоинства, вдобавок, красавица. Итак, кто же прав в таком непростом деле, где нет свидетелей, а есть только слово женщины, которое в те далёкие времена недорого стоило?

©Photo credit: 20th Century Studios

Правда или ложь Жана де Карружа. Храбрый воин де Карруж, большая часть жизни которого прошла в битвах, задолжал своему сюзерену графу Пьеру д’Аленсону. Выход один – выгодная женитьба. И он берет в жёны единственную дочь опального сэра Роберта д’Тибувилля (Натаниэль Паркер), красавицу Маргариту, за которой отец даёт большие угодья. Однако часть земли из приданного оказывается в собственности его друга Ле Гри. Отношения друзей обостряются, но они всё же находят силы примириться на званом торжестве, где Ле Гри впервые видит Маргариту. Де Карруж любит свою жену, но скорее как ценную собственность, заперев её в замке под присмотром строгой свекрови.

©Photo credit: 20th Century Studios

Правда или ложь Жака Ле Гри. Впервые увидев Маргариту и поговорив с ней, Ле Гри испытывает ранее неведомые глубокие чувства, видимо, любовь. Жена друга не выходит у него из головы, на других женщин он не смотрит, что совершенно не похоже на этого дамского любимчика. Ему кажется (или так и есть на самом деле), что Маргарита отвечает ему взаимностью: ласково смотрит и мило беседует о книгах. Это необычная девушка обладает естественностью и шармом. Поняв, что он ей интересен, Ле Гри решается на отчаянный шаг – проникнуть в замок, когда Маргарита по стечению обстоятельств оказывается там одна, и после недолгой борьбы овладевает ею.

©Photo credit: 20th Century Studios

Ему кажется, что не только он влюблён, но и она. И после того, что случилось, надо молчать о содеянном, так как свидетелей нет. Почему он с лёгкостью переступает через дружбу? Ле Гри не похож на человека, совершенно потерявшего разум от любви, как бы он ни хотел представить себя в выгодном свете, внутренние моральные табу его не сдерживают.

Правда или ложь Маргариты. Когда отец выдавал её замуж, согласия девушки никто не спрашивал. Де Карруж в момент венчания торгуется за участок земли, он возмущен, что его обманули, оказывается граф уже отнял часть фамильных угодий из приданого. Девушка стоит под венцом, а мужчины недовольно спорят о куске земли. Де Карруж груб в постели, его не волнует, что чувствует женщина. Судя по всему, она страдает от физической близости с мужем. При этом Маргарита уважает и ценит Карружа, хотя согласиться с тем, что она его вещь, такой женщине трудно. Увидев Ле Гри и поговорив с ним, Маргарита понимает, что понравилась ему. Его мужское обаяние, обходительность и ум, безусловно, тоже привлекают её. Оказавшись с Ле Гри один на один, она как честная жена сопротивляется. Но, вопреки всем моральным устоям, испытывает ранее незнакомые ощущения.

©Photo credit: 20th Century Studios

Почему Маргарита всё рассказывает мужу? Загадочна женская душа. Скорее всего, Ле Гри оскорбил её, не выказав подобающего уважения, восхищения её красотой, не проявив нежность и любовь. Застегнул штаны, наказал молчать и ушёл. Если бы он повёл себя иначе, Маргарита, скорее всего. сохранила бы тайну. Её потряс не факт физической близости, а резкий контраст между «до» и «после»: сначала красивые слова и страстные объяснения в любви, а после победы потеря всякого интереса. И чем он лучше грубого мужа? Видимо, ею двигало оскорблённое женское самолюбие и мстительное желание наказать обидчика. Но какой ценой! Во всей этой истории Маргарита осталась один на один со смертельной опасностью, нависшей над ней дамокловым мечом. И, как оказалось, не только над ней. У неё будет ребёнок. То, что не получалось у них с мужем в течение 5 лет, вдруг свершилось. Суд, на который вынесено дело, обсуждает в подробностях и этот факт (как на современных ток-шоу).

Дело де Карружа – Ле Гри не смогли замять, заступничество графа Пьера не помогло, бумаги ушли в Париж. Король Карл VI (Алекс Лоутер) из династии Валуа, прозванный впоследствии Безумным, на момент подачи искового заявления в 1386 году был 18-летним странноватым юношей. Однако он принимает вполне законное по тем временам решение – назначить поединок между двумя рыцарями. Тот, кто останется жив, за тем правда. Если победит Ле Гри, Маргариту сожгут на костре. Если победа будет за де Карружем, все обвинения и позор с его жены будут сняты, родившийся ребёнок будет считаться законным наследником семейства де Карружей.

Последняя дуэль завершилась, а вопросы остались. Маргарита бросила вызов обществу со средневековой моралью и дикими законами. Она пошла на неоправданный риск, так как мог погибнуть ещё не родившийся ребёнок, поэтому её правда с изъянами. А мужчины – что с них взять, хитросплетения изворотливого ума не для них. Каждый из бесстрашных рыцарей прав и виноват по-своему. Запятнана честь жены де Карружа, то есть в большей степени его честь – он должен мстить? Должен! Ле Гри увидел в глазах и речах Маргариты интерес и согласие? Да, увидел. Он воспылал страстью, будучи уверен, что эта любовь взаимна. Но повёл себя неправильно, оскорбительно для женщины и, не задумываясь, вероломно предал друга. Такой клубок непримиримых противоречий мог быть разрублен только мечом. Убит умный Ле Гри. Несколько позже в очередной битве Столетней войны погиб простой и грубый де Карруж. Маргарита осталась с сыном (по смыслу – от Ле Гри), жила в достатке, но замуж больше не вышла. Судьба могла сложиться по-другому, счастливый итог для неё лишь дело случая, на который не стоит полагаться в судьбоносные моменты жизни. Может быть, истина в том, что не надо рубить с плеча, когда дело касается дружбы, любви и верности?

P.S. Маргарита в фильме выступает как представитель новой эпохи, хотя до изменения законов в отношении женщин было очень далеко. Ещё не родилась Жанна д’Арк, ставшая одной из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне, той самой, на которой сражались де Карруж и Ле Гри. А что привело к началу Столетней войны? Сдув пыль со старых учебников истории и переворошив несколько книг по Средневековью, с удивлением узнала, что причиной были женщины! Маргарита Бургундская, жена короля Людовика Х Сварливого в 1314 году была уличена в супружеской неверности (на пару с Бланкой Бургундской) и заточена в крепость Шато-Гайяр (кто увлекался Морисом Дрюоном, помнит его роман «Узница Шато-Гайяра» из серии «Проклятые короли»). Точных данных нет, но, скорее всего, Маргарита была там убита, так как Людовику нужно было срочно снова жениться. Насчет единственной дочери Маргариты – Жанны – были сомнения: рождена она от короля или от любовника, конюшего Филиппа д’Онэ. Жанна была отстранена от наследования короны Франции вследствие применения нормы Салического закона о престолонаследии (не признавалось наследование по женской линии), хотя оставалась единственной прямой претенденткой на престол. Именно это событие и последующая династическая чехарда привели к прерыванию основной династии Капетингов и началу Столетней войны. Однако Жанна не только не была поражена в правах, но фактически считалась законнорожденной, получив в 1329 году титул правящей королевы Наварры. Ей и её наследникам не досталась корона Франции, но Жанна II Наваррская была не в претензии. Вот только война затянулась на сто долгих лет.

Мила Северная

 

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий