Индиана Джонс и хэппи энд

Мир супергероев неизбежно стареет. Но это не значит, что сами герои и их аудитория становятся ископаемыми – напротив, они не перестают быть любимыми, их приключения готовы смотреть новые поколения зрителей. Вот и ветеран авантюрного жанра, человек без суперспособностей, простой археолог Индиана Джонс тряхнул стариной (ну, или продюсеры его встряхнули), и этим летом на экранах пятая, заключительная часть франшизы: «Индиана Джонс и Колесо Судьбы».

Поставить точку в легендарной франшизе, как мы знаем по печальному опыту «Бонда» и «Звёздных войн», не так уж просто. Работа над финальным аккордом неоднократно приостанавливалась из-за сценарных кризисов и пандемии, менялись претенденты на режиссёрское кресло, но в итоге фильм вышел более позитивным и менее глупым, нежели предыдущая выжатая из пальца фантазия на тему поиска всесильных артефактов. Кроме того, в пятом фильме больше внимания уделено традициям франшизы: антагонисты – нацисты (а не Советы, как в предыдущем фильме, многие критики сразу окрестили их «goofy Russians» – «карикатурные русские»); препятствия на пути легендарного археолога по большей части природны и реалистичны, нежели откровенно фантастичны; наконец, детально продуманы геолокации и связь с первыми фильмами.

Продюсеры фильма Стивен Спилберг и Джордж Лукас хотели, чтобы фильм правдоподобно отражал возраст заслуженного археолога, и выбрали временем действия 1969 год, разгар торжеств в честь астронавтов «Аполлона-11». Индиане Джонсу за семьдесят, он ведёт жизнь одинокого волка и преподаёт историю древнего мира в Городском университете Нью-Йорка, готовясь провести последнюю лекцию перед выходом на пенсию. Всё походило бы на рекламу «Московского долголетия», если бы не краткий флэшбэк, где в 1944 году Индиана становится свидетелем похищения нацистами произведений искусства и ценностей перед наступлением союзных войск, а заодно обнаруживает, что многие из древностей подделки. Вдобавок он спасает своего друга-археолога Бэзила Шоу, который в свою очередь пытался спасти от нацистской жадности артефакт, способный изменять пространственно-временные связи – «циферблат Архимеда». Без помощи Индианы Джонса Бэзил бы и себя не спас, и всё заканчивается хорошо, вот только на изобретение Архимеда нашёлся ещё один охотник, молодой немецкий математик Юрген Фоллер (Мадс Миккельсен). Сброшенный с поезда в 1944-м, он выжил и не оставил мечты изменить ход истории. Стоит отметить, что студия Disney и Lucasfilm не скупятся на CGI-графику, и поразительно реалистично моложавым Харрисону Форду и Мадсу Миккельсену достаётся изрядно экранного времени, чтобы продемонстрировать всю мощь современных технологий.

Естественно, судьба сводит героев самым неожиданным образом спустя 25 лет: Индиану находит его крестница Хелена, дочь помешавшегося на Архимеде Бэзила, а её находят люди Фоллера. Засекреченный ракетчик после войны перебрался в США и теперь работает на NASA, надеясь напасть на след архимедова устройства. Невольно вспоминаются карикатуры Херлуфа Бидструпа, на которых NAZI быстро превращались в NATO. Ну, а где NATO, там и NASA – имея высокооплачиваемую работу и мощные связи, Фоллер начинает играть по своим правилам. По сути, пятая и заключительная часть франшизы – это история соперничества двух учёных, одинаково высоко ценящих историю и артефакты. В прошлых фильмах злодеи гонялись за магическими предметами с запредельно беспринципной личной или идеологической корыстью, мотивы Фоллера оказываются более неожиданными (что, впрочем, не мешает победить старому доброму Индиане и его друзьям).

Каст фильма стал настоящим созвездием. Харрисон Форд собственной персоной в свои восемьдесят исполнил массу трюков, актёр снимался в удовольствие, приключения часть его индивидуальности, так же, как и его героя. Индиане Джонсу вновь помогает Саллах (Джон Рис-Дэвис) – египетский археолог стал работающим пенсионером, оставив раскопки, он устроился в такси. Авантюрную и поначалу раздражающе алчную крестницу Хелену сыграла Фиби Уоллер-Бридж, известная своими провокационными сценарными находками, театральными и сериальными ролями. В роли её отца, сумасшедшего учёного Бэзила Шоу, оказавшегося не готовым ни к опасностям, ни к ответственности за всесильный артефакт, появляется Тоби Джонс. Жаль, что создатели фильма поскупились на хронометраж для ныряльщика Ренальдо в исполнении Антонио Бандераса – при просмотре на языке оригинала невозможно отделаться от голоса Кота в Сапогах, но это даже мило, сказочно и наивно. Возвращается на экран и любовь Индианы Джонса, Марион (Карен Аллен).

Фильм по определению легковесный, и всё же одного персонажа удалось «нагрузить» многослойностью и серьёзными смыслами – конечно же, антагониста. Флэшбэк с 1944 годом дан зрителю не только чтобы понять, откуда взялась магическая штука, но и чтобы проследить становление злодея: доктор Фоллер был бы обычным учёным, преданным режиму, не разочаруйся он в нём, видя стратегические просчёты военного командования и потребительское отношение к историческим артефактам. Словно о нём написали в своей песне «The Butterfly Collector» британцы The Jam в 1979-м: «Кругом полно сволочей, но ты их превосходишь; Ты из другого теста, тебе нужно завладеть умами». Его характер раскрывается постепенно, он словно раскрепощается, позволяя себе всё больше вольностей и преступлений. В начале погони за архимедовыми часиками он порой выглядит напуганным, затем внезапно проявляет авантюризм и словно наслаждается опасностями, и лишь в финале фильма вновь возвращается в турбулентную раковину своего подсознания. А в ней, помимо амбиций и учёной гениальности, прячется опасность неонацизма: Фоллер приставлен к награде президента США, но работает на американскую космическую отрасль с явным презрением к новым хозяевам положения. В кинематографе, тем более приключенческом и развлекательном жанре, нечасто появляются аллюзии на обратные стороны американских внешнеполитических успехов, и вдруг в «Индиане Джонсе» показана изнанка реальной операции «Скрепка» по вывозу нацистских учёных. Заканчивая умничать, скажу, что отличным решением для отрицательного персонажа стало и то, что Миккельсен отказался от стандартного немецкого акцента и использовал вместо него родной датский, он мягче, зловещее и загадочнее.

Интересный факт: злодей всея мирового кинематографа Мадс Миккельсен стал вторым после Джулиана Гловера актёром, кто сыграл антагониста во всех топовых кинофраншизах XX и XXI века: «007», «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Гарри Поттер», разве что Гловер снялся ещё в «Докторе Кто», «Игре престолов» и «Короне», на что Миккельсен может ответить ролями в марвеловском «Докторе Стрэндже» и «Ганнибале». Интересные факты номер два и три: Миккельсену невероятно идёт и скучный летний костюм, и немецкая форма, и в паре сцен в художественную постановку прокрадывался вайб «Казино Рояль».

Режиссёр Джеймс Мэнголд сумел собрать паззл подлинной атмосферы Индианы Джонса из множества составных частей: костюмы и художественное оформление эпохи, ловкие приёмы обезоруживания врага, погони и транспортные средства. Не обошлось без погони на поезде, на мотоциклах, яхтах, самолётах, на своих двоих и, отдавая дань духу запада, на лихом коне, причём в нью-йоркском метро. После этого фильма, несомненно, нарицательным станет слово «тук-тук» – разговорное название восточной моторизованной рикши. На этих смешных трясучих тарантасах Индиана Джонс с друзьями составляет конкуренцию роскошным автомобилям, которые придутся по вкусу любителям авто в кино: Jaguar MkII 1960 года и Mercedes-Benz 280 SE (а вот с модификацией не подскажу, но рискну предположить, что случился анахронизм, и в 1969 году мы видим модель 1971-72 года, но это неважно, такая машина создана для ностальгической зрелищности).

Фильмы об Индиане Джонсе в плане географии съёмок не уступают «Бонду» и «Звёздным войнам», я неспроста часто упоминаю три франшизы в связке: авторами «Индианы Джонса» и галактической саги являются Джордж Лукас и Стивен Спилберг, при этом, работая над созданием героя-археолога и придумывая его историю, Спилберг хотел, чтобы по динамике и масштабу приключений их фильмы не уступали «007». Заключительная часть не исключение, действие начинается в Германии, которую снимали в Англии и Шотландии, продолжается в Нью-Йорке, которым, трудно поверить, стал Глазго, затем переносится в Танжер, восточный колорит которого был отснят далеко от моря, в Фесе и Ужде, после чего перемещается в Италию, где съёмки охватили всю Сицилию. Всё это под неизменную и ставшую классикой музыку Джона Уильямса, 91-летний композитор сам дирижировал симфоническим оркестром на премьере фильма в Лос-Анджелесе.

Конечно, всегда можно найти, к чему придраться, что я и сделаю. Фильм изобилует неправдоподобными моментами повышенной живучести главных героев: в старика Индиану сто раз могла попасть пуля, врезаться машина, наконец, от скачек на коне посреди толпы в большом городе и сердечко может прихватить. В конце он получает огнестрельное ранение, кажется, всё, конец истории, но не тут-то было: хватает сил и врагов победить, и с парашютом прыгнуть. Впрочем, таков закон жанра, в прошлом фильме он и вовсе спасся от ядерного взрыва в холодильнике. Следующий вопрос к логике сюжета: и положительные, и отрицательные герои не прочь отправиться в недалёкое прошлое, чтобы кое-что исправить, вот только что они будут делать, если с ними в итоге случится временной парадокс, и они, попав в прошлое, сделают путешествия во времени невозможными или повстречают там молодых самих себя? Кому душно от моих придирок, откройте форточку, но я принципиально отстаиваю науку, совсем как Индиана Джонс со своим оппонентом. Наконец, мне непонятно, откуда в русском переводе названия взялось «колесо», ведь сам артефакт состоит из двух половин, а слово «dial» в английском языке означает что-то вроде шкалы, циферблата или наборного диска на телефоне. Словом, это сложный прибор, а не просто колесо, иначе получается «Крутите барабан, в эфире «Поле чудес».

Всё это мелочи. Главное, что пятая часть не стала пятым колесом в телеге, фильм не набрал бешеных сборов в прокате, но получил положительные отзывы зрителей разных возрастов. Меня премьера застала в Риме, на сеанс в атмосферном старом кинотеатре Cinema Barberini пришли очень разные люди: экспаты, молодёжь, пожилые фанаты. Создатели грамотно продумали рекламную кампанию, в социальных сетях до выхода фильма публиковались многочисленные варианты арт-постеров, краткие интервью актёров, их селфи с премьерных показов, голосование «кнут или шляпа» и «Грааль или Ковчег», видео дегустации Харрисоном Фордом национальных печенек всех съёмочных локаций – это помогает поддерживать связь со зрителем, без которой кино бессмысленно. В интервью создатели картины и актёры неоднократно говорили, что чем больше в кино реального и человеческого, включая трюки и эмоции, тем нужнее и ближе такие фильмы зрителю. И они правы, забастовка сценаристов и актёров против использования искусственного интеллекта и замещающей графики тому подтверждение. Не знаю, как вы, а я верю в счастливый конец и считаю, что всё встанет на свои места: прогресс пойдёт своей дорогой, не мешая творческому потенциалу человеческого разума.

kot_pofigist

 

 

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    July 22nd, 2023 | 11:02 pm

    После прочтения рецензии так и тянет в кино на новый фильм про Индиану Джонса, но… в наших кинотеатрах он не пойдёт. Есть альтернативные варианты просмотра, но самое интересное в премьерных показах именно атмосфера кинотеатра: наличие большого экрана, тёмного зала, качественного звука, большого ведёрка поп-корна и хорошей компании друзей-киноманов. Судя по рецензии Кота-Пофигиста, фильм интересный, актёрский состав отличный, и возраст Харрисону Форду не помешал. Да ещё Мадс Миккельсен в роли злодея! Вывод напрашивается: найти возможность посмотреть последнюю часть знаменитой киносаги.

  2. July 23rd, 2023 | 7:04 am

    Огромное спасибо kot_pofigist’у за живую, очень интересную (как всегда) и, что лично для меня, старого поклонника Индианы Джонса, очень важно – положительную рецензию на долгожданный финал приключений обаятельного и по-настоящему героического археолога всех времен и народов. Я очень боялся (особенно после не совсем удачного “Хрустального черепа”), что эта великолепная кинофраншиза скатится до глупой пародии на саму себя, однако после этой статьи я воспрянул духом – не все еще потеряно! Отрадно, что заключительный этап приключений Индианы оказался достойным продолжением (и завершением) блестящей “тройки” фильмов про этого героя (про “Череп” умолчу). Примечательно, что моя старшая дочь, дипломированный киновед, не воспринимающая развлекательное кино и предпочитающая в основном артхаусные ленты, также очень тепло отозвалась об этом фильме и посоветовала обязательно его посмотреть (что, к большому сожалению, в нынешних условиях возможно только на пиратском видео). Еще раз огромное спасибо нашему талантливому автору за то, что она своим материалом возродила забытую любовь к этому великолепному персонажу!

  3. Рустам Ахмедов
    August 7th, 2023 | 8:27 pm

    Низкий поклон kot_pofigist’y за (как всегда) отличную рецензию. А некий “возврат к истокам” в пятой части франшизы не просто хорош, а, как говаривал (правда, по другому поводу) один человек, “это было подобно адреналину, впрыснутому в вену” – всё, как и должно быть – доктор Джонс с одной стороны и очередной злодей – с другой сходятся в схватке, в которой Индиане Джонсу придётся очень даже нелегко, но он всё равно победит, ибо, по законам жанра, добро всегда побеждает зло, сколь бы сильным оно ни было.А вот с архимедовыми часиками интересный вопрос – это, часом, не атикитерский ли механизм?)

  4. Diletant
    August 28th, 2023 | 12:22 am

    Великолепно!
    Это я не про фильм, который я пока не видел, а про «Мнение» Кота _ Пофигиста.
    Профессиональный киноведческий анализ. Детальное знание всей истории кино-франшизы. Раскрытие сюжета без «спойлеров». Чудесное и емкое описание «каста». Потрясающее знание деталей (от операции «Скрепка» до родного языка Мадса Миккельсена и ссылки на The Jam 1979 года (они же спели это задолго до рождения Кота_Пофигиста!). Сравнение Мадса Миккельсена с Джулианом Гловером. И еще много-много чудесных и тонких деталей – например, описание моделей автомобилей, на которых катаются герои Фильма). Внимание к locations, где проходили съемки фильма (Англия – Шотландия – Фес) и tribute композитору Джону Уильямсу, который дирижировал оркестром на премьере фильма…
    А еще – сравнение франшизы «Индиана Джонс» с «Бондианой» и спилберговскими же «Звездными войнами».
    И весьма атмосферный сюжет про присутствие автора «Мнения» на премьерном показе в римском Cinema Barberini…

    Спасибо за чудесную рецензию! Очень хочу посмотреть, не важно, в кинозале или нет.

    Sincerely yours,

    Diletant

Оставить комментарий