Интервью с художником по костюмам Еленой Ушаковой

BlogProFilm неоднократно проводил интервью с актёрами, режиссёрами и операторами, нам интересно, как видят работу над фильмами их создатели. Сегодня мы посмотрим на профессию кинематографиста глазами художника по костюмам. С нами любезно согласилась побеседовать Елена Ушакова – член Союза кинематографистов России, художник по костюмам многих запомнившихся зрителям фильмов и сериалов: «Дети чугунных богов», «Пионерка Мэри Пикфорд», «Московская сага», «Юнкера», «Тарас Бульба», «Герой нашего времени», «Синяя роза», «Испытание», «Спитак» и других.

BlogProFilm: Елена, художник по костюмам – очень интересная профессия, где вы учились, как пришли в кино?

Е.У.:У меня это было так: сначала учёба на художественном факультете ВГИКа в мастерской рисованного фильма профессора И.П. Иванова-Вано, основателя советской мультипликации. Потом работа на «Мосфильме» в качестве художника по костюмам.

BlogProFilm: Скажите, есть ли на «Мосфильме» или других студиях специальные запасники, где хранятся костюмы по годам и эпохам? Или Вам приходится их шить «с нуля»?

Е.У.: Безусловно, на «Мосфильме» есть прекрасный склад костюмов и на других студиях тоже. Там есть такие вещи, которые почти невозможно повторить. Вообще, удачный «подбор» – это половина успеха. Но на конкретных персонажей, особенно на главных героев, конечно, приходится шить индивидуально.

BlogProFilm: Просмотрев Ваш кинематографический «послужной список», удивляешься, насколько разнообразны эти фильмы, какие разные исторические периоды они охватывают. Какое время Вам ближе, как художнику: костюмные средние века, XIX век или, может быть, недавнее прошлое, 80-е – 90- е годы ХХ века?

Е.У.: К сожалению, удалось прикоснуться далеко не ко всем эпохам. Мне интересно всё, но больше всего люблю советский период, военное время. Может быть потому, что тогда мои родители были молодыми.

BlogProFilm: Ваши родители имели отношение к миру кино?

Е.У.: Да, самое прямое. Отец, Ушаков Семен Лукич – художник-постановщик киностудии «Мосфильм». Его фильмы: «Семья Ульяновых», «На дорогах войны», «Анюта», «Взрослые дети», «Председатель», «Старшая сестра», «Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”» и другие. Мама, Ушакова Надежда Евгеньевна, была редактором Объединения телевизионных фильмов на «Мосфильме». Она работала на фильмах «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Михайло Ломоносов», «Николай Вавилов» и других. Вся их трудовая жизнь была связана с кинопроизводством.

BlogProFilm: То есть Вы – продолжатель творческой династии?

Е.У.: Получается, так.

BlogProFilm: А какой период оказался самым сложным для Вас, как художника по костюмам?

Е.У.: Как это ни странно прозвучит, сложнее всего современность. Очень много вокруг «знатоков», дающих «ценные» советы:  модно-не модно , носят- не носят. Это мешает работать.

BlogProFilm: С каким стилем одежды Вы ещё хотели бы поработать? И что интереснее для Вас – национальная, бытовая, парадная одежда или военная форма?

Е.У.: Очень привлекает национальная одежда. Это настоящая красота. В «Тарасе Бульбе» с удовольствием погружалась в XVII век, в создание костюмов для казаков Запорожской Сечи, польской шляхты. Запомнилась работа в фильме Александра Котта «Испытание» – это казахский колорит. Буду счастлива, если снова представится возможность прикоснуться к историческому материалу.

Работа над фильмом “Испытание”

BlogProFilm: Назовите, пожалуйста, фильмы, которые являются для Вас эталоном безупречного стиля и исторической точности, с точки зрения художника по костюмам.

Е.У.: Их много. Обычно там, где выдающаяся режиссура – всё отличное, и костюмы в том числе. В фильмах Тарковского разве можно представить другие костюмы?

BlogProFilm: Елена, знаю, что вы прекрасный художник, видела Ваши пейзажи в частной коллекции в технике пастели. От какой работы Вы получаете наибольшее удовольствие – от пейзажей, портретов, набросков костюмов?

Е.У.: Если сесть у моря, рисовать горы, руины старой крепости, солнце на закате или делать эскизы костюмов к интересному сценарию – всё прекрасно!

BlogProFilm: Ваши самые любимые живописцы?

Е.У.: Их очень много. Они недосягаемы. Это великие мастера Возрождения, голландцы, художники испанской школы и наши передвижники.

BlogProFilm: В завершении интервью – несколько слов о фильме «Спитак».

Е.У.:  Это для меня очень ответственная и интересная работа. Спасибо за неё.

Елена, благодарим Вас, что нашли время для интервью. Желаем творческих успехов, счастья в профессии и в жизни, новых работ в кино.

Желаем успеха всем создателям фильма «Спитак».

 

Беседовала Мила Северная

kot_pofigist

Комментарии

  1. V.M.
    December 11th, 2018 | 4:40 pm

    Спасибо за встречу с интересным человеком, художником по костюмам Е.Ушаковой. Запомнился сериал “Герой нашего времени” (его, к сожалению, редко повторяют) – костюмы выдержаны в стиле эпохи.
    В фильме “Спитак” одежда героев точно соответствует времени конца 80-х гг. И меховые шапки, и шляпы, и клетчатые мохеровые шарфы, и тяжелые пальто – все узнаваемо. Фильм очень понравился, он трагичен, но не безнадежен, талантливо срежиссирован и сыгран. И работа художника по костюмам очень важна – она не допускает фальши в передаче времени и места.
    Очень интересная творческая профессия.

  2. April 16th, 2019 | 7:33 pm

    Художник по костюмам действительно является одним из ключевых участников съемочного процесса – если будут допущены какие-либо ошибки в визуальном оформлении, то сразу же портится впечатление от просматриваемого фильма. Каким бы не был именитым режиссер, без талантливого художника по костюмам картина получится недостоверной. На мой взгляд, это касается, прежде всего, исторических костюмных фильмов и лент про недавнее прошлое, описывающих события 50-70 годов 20 века.
    Это – профессия, связанная с весьма тонкой материей, полной множества нюансов. Судя по творчеству Елены Ушаковой, она является настоящим мастером своего дела. Спасибо ей и Миле Северной за очень интересное интервью!

Оставить комментарий