Леон и другие

Писать о «Леоне» после такой серьёзной и интересной статьи (автор kot_pofigist) очень сложно. Но впечатлений от юбилейного просмотра так много, что каким-то образом хочется ими поделиться. Попробую кратко рассказать о своём видении персонажей культового фильма Люка Бессона.

Леон (Жан Рено) – главный персонаж этой криминальной трагедии, несчастная заблудшая душа. Киллер-профессионал (кстати, в американском прокате фильм так и назывался «The Professional»), но при этом человек порядочный, честный, с принципами («никогда не стрелять в женщин и детей»). Это парадокс, но он положительный герой этого фильма. Считает, что уничтожает плохих парней, наркоторговцев, и называет себя «Чистильщик». В сущности, так оно и есть, но беда в том, что делает он это по заказу других плохих парней, о чём не задумывается или предпочитает не знать. Совершенно одинок, ведёт аскетичный образ жизни. После трагической гибели любимой девушки в Италии окаменел душой и омертвел сердцем (подробности этой истории Леон рассказывает Матильде только в полной версии фильма).

Ведет здоровый образ жизни – не пьёт спиртного (только молоко!), не курит, не имеет вредных привычек, постоянно тренируется. Из увлечений – только музыкальные фильмы с участием Джина Келли. В быту обходится малым – деньги, причитающиеся за выполнение «заказов», не тратит, держит их у итальянца-мафиози Тони.

Почему-то сразу понимаешь, что Леон хороший, надёжный, добрый, и он не обидит Матильду. Относится к ней, как старший брат, не позволяет курить и ругаться плохими словами, но учит своему преступному ремеслу, потому что всерьез воспринимает намерение девочки мстить за убийство семьи, и особенно за младшего братика. Вендетта ему, как итальянцу, понятна и кажется законной.

Одет в чёрное мешковатое пальто, под которым скрывается полная разгрузка, черную шапочку, крепкие ботинки и почему-то белые носки. На глазах знаменитые тёмные круглые очки, в руках чемоданчик с полным арсеналом. На улицах Нью-Йорка они с Матильдой представляют из себя заметную, странную и стильную парочку.

Приехав из провинциальной Италии в Америку, Леон не утратил детской наивности, деревенской скромности и целомудрия. Ни читать, ни писать по-английски не научился, и только под нажимом Матильды взялся за учёбу. Леон очень смущается от провокационного поведения Матильды. Но под влиянием этой маленькой разбойницы он оттаивает, очеловечивается, к нему возвращается желание жить нормальной жизнью. Поэтому он говорит Матильде перед смертельной схваткой, что любит её.

Норман Стэнсфилд или Стэн (Гэри Олдмен) – самый загадочный и злодейский персонаж. Начальник отдела по борьбе с оборотом наркотиков, на самом деле – коррумпированный полицейский-оборотень (он даже не отражается в зеркалах, как подметил внимательный kot_pofigist – см. рецензию на сайте).

Стэн отъявленный подонок, сумасшедший наркоман, гениально сыгранный Гэри Олдменом. Подчиненные боятся его, что уж говорить о «подконтрольных»! Папаша Ландо сразу понял, что облажался, присвоив часть партии наркотиков Стэна, и что его дела очень плохи. Когда к нему явился отряд полиции, главный помощник Стэнсфилда Малки не случайно предупредил наркодилера о нечеловеческом чутье своего босса – ему невозможно соврать, не получится обмануть.

Зловещий Стэнсфилд любит классическую музыку, она явно звучит в его безумной голове. Знаменитый эпизод начала бойни в квартире Ландо Стэнсфилд сопровождает возвышенной тирадой: «Ты любишь Бетховена? Я тебе наиграю!», и отмечает выстрелом каждый последующий такт и нотный знак своей воображаемой увертюры. Барьеров для Стэна не существует, он убивает с наслаждением и всегда выходит сухим из воды, какие бы бесчинства не были на его счету.

Леон и Стэнсфилд – антиподы, в их противостоянии главная интрига фильма. Думаю, не случайно внимание акцентировано даже на их одежде: Леон одет в чёрное, но он человек светлый, Стэн – всегда в светлом костюме и белой рубашке, но с чёрной душой.

Матильда Ландо (Натали Портман) – рано повзрослевшая 12-ти летняя девочка-подросток. Ничего хорошего в жизни она не видела – живёт в семье, где никто её не любит, кроме маленького сводного братишки. От мачехи и сестры слышит одни грубые окрики, от отца постоянно получает оплеухи. У Золушки были хотя бы добрый отец и фея-крёстная, а у Матильды никого. Слова участия она впервые слышит от постороннего человека – соседа Леона, который спасает ей жизнь после налёта полицейских. Сила и благородство Леона покоряют её сердце. Живя в тотальной нелюбви и отчужденности, она так хочет теплоты, внимания, любви и ласки. Как бы ни куражилась Матильда, она ещё ребёнок: засыпает в слезах, прижимая к себе кухонную прихватку Пигги, которой Леон пытался отвлечь её от тяжёлых мыслей, дурачится, придумывает разные игры, догонялки, обнимает старого плюшевого зайца, найденного в своей разорённой квартире, наверняка, он такой же надёжный молчаливый друг, как цветок у Леона. Она обожжена жестокостью того мира, в котором растёт. Не случаен её вопрос Леону: «Жизнь всегда такая или только в детстве?». Леон не живёт иллюзиями: «Всегда».

Два одиночества встретились трагически и трагически расстались. В желании мстить Матильда бесстрашна и безрассудна. Именно её неоправданный риск приводит Леона к гибели. Маленькая роковая девочка в стильных шортиках, ковбойских сапожках и фирменном украшении – чокере со своим большим другом и защитником Леоном всегда будут брести по улицам Нью-Йорка в поисках счастья. Мне кажется, это лучшая роль в карьере Натали Портман. История, рассказанная в фильме, вдохновила группу Alt-J на песню «Mathilda».

Малки (Питер Эппел) – помощник Стэнсфилда, преданный своему начальнику, несмотря на все его безумства. Да, под крылом Стэна можно заниматься незаконной деятельностью и иметь дополнительный барыш, но подчиненные откровенно боятся его непредсказуемости. И только Малки, похоже, искренне заботится о слетевшем с катушек Стэне. Он олицетворяет тип верного оруженосца или, скорее, обломовского Захара, верного слуги, который ходит за своим барином, как за малым ребёнком. Бережёт от пуль, прикрывает в перестрелке, и прикурить даст, и истерику усмирит, и гнев потушит.

Малки не головорез и, судя по поведению, не наркоман. Побаивается своего сумасшедшего начальника, но является самым близким человеком, которому Стэнсфилд многое может доверить. Одет в чёрную кожаную куртку, типичную для бандитов и полицейских 90-х годов. Гибель верного Малки, единственного кто способен держать Стена под контролем, тот воспринимает как трагедию. Месть Стэна будет страшна.

Тони (Дэнни Айелло) – мафиози в итальянском квартале Нью-Йорка, где держит небольшой магазинчик и кафе. Чтит семейные ценности и земляческие связи, помогает соотечественникам, правда, не из альтруизма, а заботясь о собственной выгоде. Много лет Тони снабжает «работой» Леона, а плату за выполненные «заказы» оставляет у себя. «У Тони надёжнее, чем в банке», –  уверяет он доверчивого киллера. Через его руки проходят немалые деньги, чего не скажешь по его внешнему виду. Одет просто: белая майка, да иногда гавайская рубашка неброских тонов. Из мафиозного «прикида» только золотая цепь и перстни. Тони никуда не спешит – сидит за столиком кафе, работает, как мы бы сейчас сказали, «решалой». Стэнсфилд оставил его в живых, хорошенько «отметелив» (судя по синякам на лице), только потому что итальянец сдал ему квартиру, где прячутся Леон и Матильда.

Главный вопрос, который не даёт мне покоя, сколько бы не смотрела фильм: выполнит ли Тони клятву, данную Леону – отдать все его деньги Матильде, если с ним что-то случится. Тони отсылает девочку в школу и обещает, что будет давать ей по 100 долларов в месяц, но до совершеннолетия всю сумму не отдаст. Наверняка обманывает. У Леона должен был скопиться капитал, но прохиндей Тони заявляет несчастной девочке, что тот дал ему на хранение «немного денег».

Пожилая леди (Джесси Кеосиан), по-нашему просто – Бабка-соседка. Экзотический, забавный и симпатичный персонаж. Бабка возникает в самый разгар перестрелки и вносит комическую нотку в какофонию стрельбы, затеянную безумным «музыкантом» Стэнсфилдом в квартире Ландо. Она появляется из соседней двери в стёганом халате и розовых бигуди под газовым платочком со словами: «Что здесь происходит?». Малки кричит ей: «Идите в квартиру, здесь работает полиция!». Отважная бабка, оказавшаяся на линии огня, не только не пугается выстрелов, но увещевает полицейских: «Что вам нужно от этой семьи?». Причём, произносит свои тирады таким менторским тоном, как если бы стыдила школоту, типа: «Нехорошо хулиганить в подъезде, мальчики, всё родителям расскажу!».

В чём только душа держится у бабули, но нервы у неё стальные. Стэн мог запросто пристрелить соседку, так как она выползла из своей квартиры явно не вовремя и весьма некстати. Он даёт залп в стеклянную перегородку и орёт: «Вам сказали идите в квартиру!!» Похоже, только пролетевшая перед носом пуля заставляет бабку повернуться вокруг своей оси и медленно удалиться с места действия, не проронив больше ни звука. Мощная старуха, замечательная режиссёрская находка.

Растение в горшке. Леон представляет его как своего лучшего друга. В некоторых статьях о фильме его ошибочно называют «фикус». Нет, это аглаонема. Рассмотреть растение можно, когда Леон опрыскивает его, любовно протирает листочки или ставит на подоконник на солнышко. Судя по внешнему виду, это аглаонема переменчивая, самая неприхотливая из всех аглаонем, не требующая особого ухода. А если говорить про сорт, то окраска и форма листьев подсказывают нам разновидность – Silver Spear (Серебряное копьё).

Знаю, что многие зрители, помимо переживаний за героев, волнуются и о судьбе цветка. Матильда сажает его как-то спонтанно, на лужке под деревом около своей школы. Это не клумба, где растение чувствовало бы себя в безопасности, а открытое пространство. Дети запросто могут его затоптать. Но кадр красивый, вид сверху: дерево, лужайка, девочка выкапывает ямку и сажает растение, как бы выполняя желание Леона «пустить корни». Звучит красивая и грустная песня Стинга «Shape of My Heart».

Mila S.

kot_pofigist

Комментарии

  1. Mila Severnaya
    April 12th, 2019 | 10:05 pm

    А кто ваш любимый персонаж (или персонажи)?

  2. Diletant
    April 13th, 2019 | 7:27 pm

    Уважаемая М.S.!
    Спасибо за Вашу «шутку юмора»!)) В нашем случае, как почти во всех остальных, трудно выбрать одного. Персонаж без других персонажей, как мне кажется, не живет.
    Для меня исключение – Bond, он же James Bond. Который воплощает персонаж вне зависимости от исполнителя. Как его воплощают – это другой вопрос. Несмотря на «временные трудности», явный провал Lasenby, общего снижения актерского уровня по сравнению с Ш.Коннеси и Р. Муром, персонаж жив (хотя «так долго не живут»).
    Ваш,
    Дилетант

  3. Diletant
    April 13th, 2019 | 7:30 pm

    Коннери, сорри.

  4. Mila Severnaya
    April 24th, 2019 | 10:38 pm

    Конечно, сложно выбрать кого-то одного в великолепном актёрском ансамбле. Это относится к любому культовому фильму. Пожалуй, пальму первенства в “Леоне” отдаю Леону – Жану Рено, хотя… как же хорош Гэри Олдмен в сумасшедше-злодейской роли Стэнсфилда! Да уж, в этом случае не приходится говорить о “театре одного актёра”:)
    А с Бондом, как персонажем, пожалуй, соглашусь – он сам по себе, особняком, супер-агент, человек-миф. Пусть таким и остаётся в новых реинкарнациях, законы жанра должны соблюдаться.

Оставить комментарий