«Леон». Фильм на все времена

Есть вещи довольно простые, но в то же время сложные для понимания. Например, 1990-е. Сейчас они снова в моде, конечно, в основном в плане одежды, но сам факт того, что люди могут истосковаться по смутным и вроде бы едва отгремевшим временам настолько, чтобы снова носить безвкусицу, настораживает. Однако эта «ностальгия» проявляется совершенно по-разному: молодёжь, те, что родились, кажется, уже в 2000-е, гоняется за модными тряпками прошлого. А вот поколению постарше просто есть, что вспомнить. Такая разномастная компания и собралась на единственном юбилейном показе полной версии культового фильма «Леон» в кинотеатре «Каро-Октябрь». Фильму 25 лет.

Был вечер, не по-весеннему холодный. Новый Арбат не Таймс-Сквер, конечно, но сверкал неоновыми огнями на своих домах-книжках, и в этом тоже был определённый символизм: половина из них уже отреставрирована, а половина прячет под подсветкой тот самый привет из прошлого. И, пожалуй, ни один из последних специальных показов, на которых я была, не собирал такого сумасшедшего количества зрителей. Казалось бы, фильм является классикой мирового кинематографа, все его видели, причём неоднократно, и всё же пришли посмотреть оригинал в длинной режиссёрской версии. Дело в атмосфере. Ни один фильм не станет классикой, если в нём нет собственной атмосферы, и наивысшее проявление кинематографического искусства заключается в умении сформировать её без сиквелов, приквелов и франшиз, а в рамках одного-единственного полнометражного фильма. Все знают, что одно время Люк Бессон подумывал над развитием сюжета, но лучшее враг хорошего: в этой истории настолько деликатно расставлены нотные знаки, что вряд ли после коды с синкопой уместна взрослая Матильда со своими взрослыми проблемами – это были бы герои не нашего времени. К счастью, Бессон сделал всё правильно и остановился на идеальном варианте.

©Photo credit: Gaumont

Странно другое: фильм существует в двух хронометражах (для американского и европейского проката), в двух вариантах дубляжа (английский и французский), и при этом совершенно не ясна логика выбрасывания некоторых эпизодов из американской версии. Напомню: то, что мы с вами в своё время увидели по телевизору и глаз не смогли оторвать – это и есть американская версия, которая короче оригинального фильма почти на 30 минут. Что же происходит в эти важные полчаса, которых большинство зрителей не видели? Не в моих правилах сыпать спойлерами, скажу лишь то, что в этих 30 минутах нет ничего такого, что можно было бы выкинуть как несущественное или даже вырезать по соображениям вкусовщины или цензуры – все эпизоды одинаково нужны для выстраивания логики сюжета.

©Photo credit: Gaumont

Упущенные сцены усиливают атмосферу фильма и расставляют дополнительные акценты, а ведь эта легендарная лента и без того сочетает в себе всё: глубокую мораль, отменный экшн, психологическое напряжение, драму самых разных отношений, грусть, юмор, жестокость, доброту и реализм в отражении как визуального, так и эмоционального портрета 1990-х, которые были лихими не только на обломках СССР. Эстетика фильма создана простыми, как всё гениальное, штрихами, деталями, в которых кроется то дьявол, то спасение: душный полусвет, неброская одежда, пакет молока, растение, шапка, очки, стволы, и самый настоящий Нью-Йорк. Город не декорация, город участвует в фильме, он никогда не спит, а если и спит, то вполглаза, как Леон.

©Photo credit: Gaumont

Много написано о том, что персонажи повязаны куда плотнее, чем кажется на первый взгляд. Леон работает на участке мафиози Тони (Дэнни Айелло), беря сложные заказы и редко вникая в детали. К тому же Тони обращаются и коррумпированные копы, значит, порой Леон, человек правильных жизненных устоев и киллер с высокими профессиональными принципами, мог невольно делать работу и для них. У большинства персонажей довольно очевидный бэкграунд: с неблагополучной семьей Матильды, где она оказалась лишней, всё ясно – если бы в её жизни была хоть минута внимания и понимания, вряд ли она стала бы девчонкой-провокатором, повзрослевшей раньше, чем успела вырасти, рассыпающей ругательства и неосмотрительные фразы и палящей из пистолета в окно. Роль получилась искренней и яркой благодаря настырности 11-летней Натали Портман, которая самоотверженно штурмовала пробы, не в силах сдержать тягу к актёрскому мастерству, хотя психологически такая роль требовала огромных эмоциональных затрат и от неё, и от её родителей, которые вполне естественно переживали из-за сцен жестокости и курения, и вообще были против участия дочери в этом фильме.

©Photo credit: Gaumont

Главный герой Леон (Жан Рено), словно замаливая грехи, ведёт аскетичный, почти монашеский образ жизни в компании молчаливого друга в цветочном горшке, его нелюдимость не только дань профессии, но и собственной печальной истории. Её мы узнаём, опять же, только из полной версии фильма, и она устами самого героя объясняет то, что мы невольно вынуждены были додумывать. Сложнее было, наверное, не столько выглядеть крутым и решительным, сколько вдохнуть в образ киллера человечность, не фальшивую, не вызванную обстоятельствами, а словно дремавшую в нём и не имевшую возможности проявиться раньше.

©Photo credit: Gaumont

Множество копий было сломано на тему взаимоотношений Леона и Матильды, Люку Бессону припоминали и его собственные «автобиографические» штрихи к портрету взрослого мужчины, общающегося с юными девочками, однако я в упор не вижу в фильме ничего запретного и неправильного: Матильда не по годам знает жизнь, и не с лучшей стороны, Леон же, напротив, в чём-то «большой ребёнок», однако обстоятельства создают альянс куда более прочный, чем любовь – дружбу. Это то, чего никогда не было ни у Матильды, ни у Леона, обоим некуда идти, нечего и некого терять, оба нуждаются в искренности, заботе и понимании. Матильда, конечно, вызывающая хулиганка, ей словно не терпится жить авансом, но поправьте меня, если я не права – прошлое этих персонажей и благородство Леона не оставляют шансов для грязи.

©Photo credit: Gaumont

И только Стэнсфилд, как абсолютное зло, является из ниоткуда. Придумать неадекватность едва ли не сложнее, чем её сыграть, и в создании этого образа проявилась весь совместный творческий экспромт Гэри Олдмэна и Люка Бессона, который видел в этой роли только его и никого иного. Сделать антагонистом полицейского – такое уже бывало, но сделать этого полицейского полоумным наркоманом с неконтролируемым шизофреническим тиком и по совместительству офицером наркоконтроля – это уже больше чем ирония. Это практически политика. В «Леоне» затрагивается очень серьёзная тема коррупции и подпольной наркоторговли, в которую вовлечены как раз государственные службы, призванные с ней бороться. Стэнсфилд же подходит к своей работе более «творчески», нежели среднестатистический оборотень в погонах: если на первых минутах фильма этот странноватый персонаж, отстранённо слушающий музыку, кажется не столько опасным, сколько пофигистичным лунатиком в своём мире, то впоследствии его безумие повергает в откровенный шок и оторопь. При этом в его внешнем облике не задействованы никакие приёмы киношного утрирования, он не имеет особых примет, просто и неброско одет и выглядит как обычный человек, тем и страшен.

©Photo credit: Gaumont

К слову, минутка отсебятины: в своих космических экспериментах Люк Бессон вдохновлялся музыкой Дэвида Боуи и даже выкупил его трек Space Oddity для фильма «Валериан и город тысячи планет», уж не родная ли улица Стэнсфилд Роуд в Брикстоне, где прошло детство певца, подсказало Бессону фамилию для персонажа Гэри Олдмэна? Меломанам на заметочку: Гэри Олдмэн и сам является большим поклонником творчества Боуи, они были друзьями, в 1995 году совместно записали песню You’ve Been Around, а позже Олдмэн снялся в клипе Боуи The Next Day. Сейчас Гэри часто выступает на вечерах памяти Боуи, послушайте, как он исполняет The Man Who Sold The World, не пожалеете.

©Photo credit: Gaumont

А если уж вернуться к географии, то повторюсь – Нью-Йорк делает весь фильм, от первого до последнего кадра. Настоящий Нью-Йорк, не рекламно-прилизанный, не отфотошопленный для туристических проспектов, а такой, каким его видишь, гуляя по нему пешком. Увы, некоторых мест съёмок на его карте сейчас уже не сыскать, например, ресторанчик Тони на Девятой авеню. Там, на юге Адской Кухни и недалеко от Таймс-сквер, нынче всё перестроили. В 2015 году также закрылся реально функционировавший продуктовый магазин на углу дома 71 по 97-й Стрит, куда Матильда своевременно ушла за покупками. Однако более монументальные архитектурные достопримечательности Нью-Йорка, задействованные в фильме, никуда не делись и ждут своих посетителей. Нет нужды представлять знаменитый отель Chelsea неподалёку от Мэдисон-сквера и Дома-Утюга: в нём снималось огромное число фильмов, а список именитых постояльцев делает его едва ли не объектом культового поклонения. А вот помпезный офис Управления наркоконтроля, где служит Стэнсфилд, и куда является Матильда с намерением замочить его в сортире (буквально) – не что иное, как административное здание муниципалитета города Нью-Йорка на углу Сентер и Чэмберс Стрит. Оно живописно расположено у Бруклинского моста и поразительно напоминает сталинскую высотку на Котельнической набережной в Москве.

©Photo credit: filmmediaKatie

Дальнейший обзор фильма будет, наверное, больше интересен джентельменам, поскольку речь пойдёт об оружии. В мире полно боевиков, где задействованы разные образцы вооружений любой степени реалистичности, но в этом плане «Леон» выгодно выделяется из большинства: оружия здесь не просто много, здесь его очень много, и всё оно отлично формирует кадр. Дамы могут не волноваться, всё оружие либо заряжено холостыми, либо не заряжено вовсе, что иногда видно. Стволы для фильма подобраны с утончённым изяществом и, если угодно, вполне логично характеризуют и дополняют персонажей. Леон, имея огромный арсенал, где есть и «Льямы», и кастомные спрингфилды, и даже олд-скульный Ruger SP-101, остаётся верен «Беретте» 92FS, надёжному и безотказному пистолету, анатомически удобно лежащему в руке и словно продолжающему прицеливание и движение стрелка.

©Photo credit: Gaumont

Матильду он учит стрелять из «базового комплекта для новичков» – сборной винтовки SGW Multimatch AR15, для тренировки они используют канадские красящие шарики, напоминающие пейнтбольные, и применяемые обычно на соревнованиях. Однако есть просчёт: тренировочные шарики не покрывают дальность полёта реальной пули, поэтому в жизни, стреляя с крыши, Матильда вряд ли попала бы в зазнавшегося политика в Центральном Парке, будь он дальше 130 метров от неё.

©Photo credit: Gaumont

Стэнсфилд танцует по квартире с гладкостволкой Ithaca-37, плюс этого дробовичка не только в скорострельности, но и в универсальности – он одинаково подходит правшам и левшам, так что с какой руки ни дирижируй Бетховена, а гильзы всё равно сбросятся вниз, а не в сторону. Кроме того, он использует модификацию Stakeout, отличающуюся укороченным стволом для удобства стрельбы в замкнутых пространствах и пистолетной рукояткой.

©Photo credit: Gaumont

Другое его «табельное» оружие не менее примечательно: полоумный коп гордо носит несерийный револьвер Smith&Wesson 629 модели Classic Hunter конца 1980-х. Стандартный вариант Classic Hunter-a можно видеть в фильме Люка Бессона «Никита», в «Леоне» же и без того редкое оружие с характерным гладким барабаном без насечек ещё более кастомизировано: вместо привычных 8 дюймов ствол револьвера короче почти в два раза. Всё это говорит лишь о том, что Стэнсфилд, при всей неадекватности, человек практичный, не собирается таскать на себе весь день тяжёлое оружие и выбирает комфорт и удобство.

©Photo credit: Gaumont

Гэри Олдмэну, между прочим, было не впервой играть коррумпированных копов, уютно устроившихся между службой, мафией и большими деньгами. Однако если его авантюрный персонаж в Romeo Is Bleeding взяткоёмок, но простоват и даже предсказуем в своих поступках и эмоциях, то Стэнсфилд в его исполнении недаром попал в список лучших злодеев всех времён: бесконтрольный психоз, при этом с претензией на интеллигентность – это мастерство. И, безусловно, кураж – Люк Бессон предоставил Олдмэну полную свободу импровизации, поэтому всё, что он творит в кадре – танцы с оружием, переходящие в погром квартиры, выпендрёжная манера употребления наркотиков, спонтанные монологи о музыке, шизофренический ор на подчинённых, да и добрая половина всех реплик – это его личный бонус к сценарию. Его Стэнсфилд – режиссёр собственной анархической галлюцинации, которого не волнует ничто, кроме азарта убийства, стрельбы и всеобщей паники, он настолько безразличен к реальности, что зачастую влезает в линию огня своих же сотрудников и готов перебить хоть пол-Нью-Йорка не столько из-за денег, сколько ради веселья. Такого персонажа очень сложно представить, скажем, с девушкой в кафе, или идущим в магазин, или даже спящим, вряд ли у него бывают выходные или отпуск. Но в фильме это сглажено гениальным сюжетным и режиссёрским ходом: в эпизоды со зверствами Стэнсфилда вставлены его взаимоотношения с коллегами, дающие понять, что одни для него мебель, а другие по-своему незаменимы, как его помощник Малки (Питер Эппел), не от хорошей жизни несущий крест управления гневом своего буйного начальника.

©Photo credit: Gaumont

Вообще все персонажи в «Леоне» предельно реалистичны и человечны, даже сволочь Стэнсфилд стараниями Гэри Олдмэна выглядит харизматично, что уж говорить про эпизодические, но яркие роли: пугливый толстяк-мафиози, разномастные, как цыгане, «плохие копы», старушка-соседка в колоритных копеечных бигуди (последняя роль Джесси Кеосиан, которая начала сниматься, когда ей было далеко за 80), наконец, растение – многие зрители, между прочим, больше всего переживали именно за него: не пострадает ли в перестрелке, не помёрзнет ли, будучи посаженным в парке.

©Photo credit: Gaumont

Возвращаясь к главным героям: Жану Рено также уже приходилось примерять на себя образ киллера в модных круглых очках, равно как и никнейм Леона «Чистильщик» позаимствован Люком Бессоном из его же собственной «Никиты». И вот парадокс – в «Леоне» Жан Рено не выглядит цитатой на самого себя, при схожести времени действия и внешнего облика роли получились совершенно разные, не перекликающиеся и оставляющие совершенно разный след в душе. Однажды посмотрев «Леона», уже невозможно забыть образ благородного героя, профессионала в своём безжалостном деле, мужественного и одновременно ранимого, знающего цену жизни не только в долларовом эквиваленте, и не только на заказ.

©Photo credit: Gaumont

«Леон» – шедевр нуара в цвете. Французский нуар исторически является эталоном жанра, но здесь все его элементы выведены на совершенно новый, так сказать, глобализированный уровень. Экранное действие пронизано музыкой Эрика Серра: дышащей опасностью, полной саспенса и нехорошего предчувствия, пробирающей до костей. Этими же красками можно описать и операторскую работу, в которой задействованы приёмы не только нуара, и не только кинореализма. Есть и элементы добротного триллера: обратите внимание, эпизод в мужской уборной снят так хитро, что Стэнсфилд почти ни в одном кадре не отражается в зеркале. Ситуация пугающая, персонаж тем более, и ракурс выбран устрашающий.

©Photo credit: Gaumont

В уличных и интерьерных съёмках игра света и тени выжжена на плёнке нью-йоркским солнцем, подчёркнутая естественность и бедность обстановки – неизгладимый след времени, одежда героев и интерьер – всё аутентично. Ещё бы, ведь действие, если верить календарю на стене в управлении наркоконтроля, происходит летом 1993-го (разве что календарь магическим образом отматывается в одном и том же кадре с августа на июль, но, надеюсь, никто, кроме меня, этого не заметил). Итак, 1993-й: в квартире семьи Матильды на холодильнике стоит открытое тёпленькое пиво Miller и дешёвая кола, на столе – Corn Flakes, завтрак 1990-х. По телеку аэробика, полицейские ездят на старых «фордах», у бандитов кожаные куртки, угловатые пиджаки и несуразно огромные рации. Продукты в магазине, куда ходит Леон, самые настоящие, равно как и вывески на улицах.

©Photo credit: Gaumont

Люк Бессон снял придуманную историю, но в интерьере реальной нью-йоркской жизни. Он снял фильм, сразу ставший классикой, но, по необъяснимому стечению обстоятельств, оставшийся без кинонаград даже на родине режиссёра, во Франции. Где вы были, киноакадемики, где были ваши глаза, о модные фестивальные критики – жизнь прошла мимо вас в пальто, сверкнув стёклами круглых очков.

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Ахмедов Рустам
    April 7th, 2019 | 4:07 am

    Да, удался фильм товарищу Бессону, удался)
    Тогда казалось, что круче и динамичнее истории, рассказанной в фильме и быть не может (тем более, что на Руси стояли похожие времена, одновременно интересные,смешные и жуткие). А типажи бессоновские из этого фильма переигрывать пытались, а уж очечки такие как у Леона многие себе покупали. Когда, кстати, в первый раз увидел этот фильм (в 96-м), действительно, было не оторваться – зрелище завораживало, персонажи были – оторви да брось: бандос, дававший Леону задания – этакий хлыщ на закате, сам Леон – киллер-аскет, которого пробовали переиграть в “Псе-призраке. Пути самурая”, и его растение тоже (быковский Игорь в “Интернах”), внешне нелюдимый головорез с неочерствевшей людской душой, Матильда – малолетний тролль-провокатор, ставшая такой, потому что к этому её вынудила жизнь, которую ей пришлось вести, и, конечно, Стэнсфилд, нелюдь и нежить в обличье человека, настоящий отморозок, по сравнению с которым многие бандиты – просто ангелы с крыльями (Гэри Олдман сыграл его просто замечательно, эталонно). Леон и юная Натали (будущая Падме Амидала) тоже очень хороши. И хорошо то, что Бессон всё же не стал снимать продолжение “Леона” – оно вышло бы уж совсем никаким и оторванным от оригинала. Ибо времена изменились. И многое уже не так. И не то.

    РS. Отдельное спасибо автору kot_pofigist за статью, она получилась просто замечательной☺

  2. Mila Severnaya
    April 7th, 2019 | 9:52 pm

    Великолепное эссе о «Леоне», спасибо автору за глубокий анализ этой культовой картины!
    Мне тоже посчастливилось побывать на том самом единственном показе полной версии «Леона» в Москве, приуроченном к его 25-летнему выходу на экраны (спасибо организаторам из «Каро-Октябрь»!). Фильм, знакомый до эпизодов, потряс своей новизной. Почему вырезаны такие важные, ключевые моменты в судьбах Леона и Матильды – непонятно. Там нет ничего плохого, предосудительного, запретного, но есть ниточки, связывающие прошлое Леона с настоящим, и другие ситуации, имеющие продолжение в дальнейших поступках героев.
    Кроме того, статья открыла совершенно удивительные факты. По прочтении возникло желание ещё порассуждать о фильме.
    1. Не замечала, что Стэнсфилд почти во всех эпизодах не отражается в зеркалах! Когда прочитала, мурашки пробежали. Он же дьявольски хитёр и циничен, чудовищно проницателен, обладает звериным чутьем, предельно жесток, не знает жалости ни к женщинам, ни к детям. А вдруг Бессон в этот персонаж вложил «второе дно», некий символ, т.е. представил его, как справедливо пишет автор, воплощением абсолютного зла? Там, где появляется Стэнсфилд всегда пахнет порохом и наркотиками (серой!), и исчезает он в огне и дыме – Леон уничтожает это исчадие ада единственно возможным способом, взрывая вместе с собой. Пули не берут Стэнсфилда. Казалось бы, отец Матильды стрелял в него в упор, а только костюм немного порвал. В связи с этим вопрос к внимательному автору: а Стэнсфилд отбрасывает тень?
    2. Совершенно справедливо отмечается в статье, что фильм затрагивает тему коррупции, слияния преступного мира и властных структур. Так, как сыграл этого персонажа Гэри Олдмэн – шедевр. Безумный, страшный человека при власти – Стэнсфилд возглавляет Управление наркоконтроля и неуязвим, несмотря на все бесчинства. Скорее всего, есть покровитель или покровители. Интересный факт: в 70-80 гг. ЦРУ возглавлял адмирал Тёрнер Стэнсфилд, после ухода с поста занимался литературной деятельностью (написал книгу «Секретность и демократия»), читал лекции и был членом совета директоров Monsanto Company (транснациональная компания, мировой лидер биотехнологии растений, один из главных лоббистов генномодифицированных продуктов, а также производитель продукции военного назначения, в т.ч. химических отравляющих веществ). Вот такой реальный однофамилец был у вымышленного персонажа Нормана Стэнсфилда.
    3. Главного героя, итальянца, зовут Леон, то есть Лев. В древней мифологии лев ассоциируется с мощью, силой, огнём, властью. Его образ символизирует храбрость и благородство. Образ льва получил широкое распространение в Европе, причудливые изображения зверя встречаются на гербах, в архитектурной пластике (например, романских или владимиро-суздальских церквей). Его назначение понималось как «бдительный страж». В средневековой книге «Физиолог» говориться, что «лев спит с открытыми глазами». Мы помним, что Леон спит сидя и вполглаза. В Средние века лев также стал символом отшельничества, уединения и одним из самых противоречивых персонажей, заключающий в себе добро и зло. Опять очень похоже на нашего героя.
    Вот такие размышления.

  3. April 8th, 2019 | 9:51 am

    Друзья, большое спасибо за ваш интерес и такие развёрнутые комментарии. Откровенно говоря, на это и был расчёт: не просто написать исчерпывающий список фактов, а спровоцировать вопросы и дискуссию. Спасибо Миле за ценное замечание насчёт Тёрнера Стэнсфилда и его генномодифицированной лавочки, я этого не знала, а теперь начинаю думать, что именно с его лёгкой руки в начале 1990-х на распроданные колхозные поля начали распылять всякие «полезные реагенты» как подарочек от вашингтонского обкома. Символика тоже не менее важна, хотя всё же я не склонна причислять Люка Бессона к символистам. У него, скорей, много пасхалок, нежели философских символов.
    По этой же самой причине призываю чрезмерно не демонизировать Стэна – тень наш друг отбрасывает, как и все прочие персонажи. Другое дело, что, коль скоро стилистика классического нуара в «Леоне» сплетена с цветной эстетикой реализма, то можно заметить, что Бессон часто использует искусственное освещение поверх естественного: в квартире семейства Ландо открыты окна, на улице светит солнце, однако на кухне и в коридоре у них горит свет, из-за чего беспорядочно бегающие плохие копы и хозяева квартиры отбрасывают едва заметные и быстрые тени, то же происходит и со Стэном, который в определённый момент устраивает хэви-метал и громит кухню сковородкой. Плюс не надо забывать, что он сам назначил час икс на полдень, когда тени, как известно, исчезают. Сочетание искусственного и естественного освещения Бессон использует и далее: в квартире Леона, в отеле, у Тони, в управлении наркоконтроля, в подъездах и на лестничных площадках, где Леон с Матильдой отрабатывают работу в паре. На улице же все без исключения персонажи исправно отбрасывают тень.
    Однако взаимоотношения с зеркалом у Стэнсфилда действительно сложные. Я не знаю, было ли это задумано Бессоном, или подстроено гениальным оператором Тьерри Арбогастом, или же вышло по случайности, но эпизод в туалете не единственный, где у Стэна проблемы с отражением. Более того, я вижу в этом определённую закономерность: кадр логически выстроен так, что отражаться он «перестаёт» после приёма своих таблеточек: вероятно, своеобразный намёк на тотальную деформацию личности под влиянием наркотиков. Могу проиллюстрировать на примере другого эпизода из фильма: когда дружный коллектив Стэнсфилда врывается в квартиру, мы видим обречённого папашу Ландо, выпивающего перед висящим на стене зеркалом. Он стоит слегка под углом, но отражается. Стэн, уже под кайфом, колбасится под Бетховена и прекращает стрелять, когда утихает музыка в его голове – в этот момент он затевает разговор о классике и стоит ровно там же, где стоял потрясённый отец семейства, но в зеркале не отражается. Затем он делает шаг или два навстречу Ландо, посмотреть на дорогие часы на своей руке, а на его прежнем месте возникает верный оруженосец Малки – и, конечно же, отражается в треклятом зеркале. Стэн возвращается на место и под прямым углом к зеркалу воспевает Моцарта – никакого отражения. Тот же приём мы видим и в уборной: он выследил Матильду, будучи в трезвом уме и твёрдой памяти, прошёл вдоль зеркал, отражаясь, после чего принял свои препараты, и тут же перестал отражаться. Поспорьте со мной, если вам так не показалось, но, по-моему, это довольно очевидно.
    Кстати, немножко поправлю Милу: Стэнсфилд, конечно, крут, но не настолько, чтобы возглавлять Управление наркоконтроля целиком. Скорее всего, он начальник одного из департаментов, об этом сценарий умалчивает. Но полностью соглашусь в том, что у него предельно высокая «крыша» (хотя у него самого она поехала давно и далеко). Надеюсь, у вас возникнут ещё вопросы и комментарии.

  4. Diletant
    April 8th, 2019 | 1:22 pm

    Браво, kot_pofigist! У Вас в комментарии (3) получилось такое же содержательное, глубокое, тонкое продолжение Вашей же статьи “”Леон”. Фильм на все времена”. Мне даже показалось, что Вы специально прервали статью, чтобы продолжить в последнем комментарии, не повторяясь и не теряя сюжетной линии. Просто материала оказалось так много, что Вы поставили точку, чтобы продолжить.
    Если коротко, Ваша работа о двух частях по своему уровню не уступает фильму Люка Бессона.
    Спасибо!
    Diletant

    P.S.: А отсутствие тени или отражения в зеркале – прямое указание на “нечистую силу”. Она водится не только в кино, но и в жизни. Вспомните Михаила Булгакова.

  5. April 8th, 2019 | 1:44 pm

    Благодарю Вас, многоуважаемый Diletant! Отчасти так и есть, кот бил себя по лапкам, пытаясь остановиться вовремя и написать именно статью, а не диссертацию. К тому же, мне всегда приятно, когда мои статьи оставляют ощущение творческого многоточия и дают повод для обсуждения. Материала и вправду много, не исключено, что в голову придёт ещё какой-нибудь неожиданный факт, а то и аргумент. Но что же вы все так дружно накинулись на бедного Стэнсфилда, право слово! Не то, чтобы я его оправдывала, но повторюсь, Люк Бессон – не Дэвид Линч, и я бы не расценивала этого персонажа как мистическое, потустороннее и булгаковское существо. Просто отличная операторская работа, многократно усиливающая впечатление от картинки на экране. А вообще так и знала, что Стэнсфилд станет самым обсуждаемым персонажем по итогам этой статьи: как зачастую бывает в фильмах о торжестве справедливости, положительные персонажи куда понятнее, чем отрицательные. Возвращаясь к комментарию Милы по поводу того, что Стэна не берут пули, и отец Матильды не сумел завалить его в упор с трёх метров, скажу только одно: как всякий псих, он движется очень быстро и по совершенно непредсказуемой траектории. Кроме того, профессиональных качеств у него явно не отнять: он прекрасно стреляет, у него реакция, как у кошки, обострённая интуиция, память и внимание, он вёрткий, в него и не попадёшь, даже при очень большом желании. Кроме того, он ведёт себя парадоксально: с одной стороны, с азартом лезет под пули, с другой – избегает опасных для себя ситуаций. Многим не даёт покоя логичный вопрос: как Леон ухитрился не застать его в офисе, явившись вызволять Матильду? Был день, и, по идее, Стэнсфилд должен был быть в кабинете, ведь на разборки к Тони он поехал уже вечером. Это звено остаётся без сценарного ответа.

  6. Рустам Ахмедов
    April 9th, 2019 | 12:53 pm

    А вот сам Леон где поднатаскался в столь мастерском владении оружием?) Просто пребыванием в делах криминальных так не обучиться, таких ребяток обычно государство дрессирует. Уж не в “белых кепках” ли Леон в своё время отпахал? Уж очень он ухватками на бывшего легионера смахивает – аскетичен, незаметен, спокоен, даже хладнокровен, хорошо владеет снайперским оружием, действует быстро и чётко, запросто зашивает на себе пулевые ранения… Будь он обычным бандосом, действовал бы он совсем по-другому.

  7. April 9th, 2019 | 1:26 pm

    Не могу согласиться с Вашей гипотезой, Рустам: Леон, фактически, нелегальный мигрант. В начале фильма в своём солидном возрасте не умеет ни читать, ни писать по-английски, владеет, фактически, только разговорным. Таким же образом устраиваются в Штатах тысячи других мигрантов, образующих диаспоры: китайцы, малайцы, мексиканцы, ямайцы. И в ряды доблестного Корпуса морской пехоты они вступают только после получения официального разрешения на работу (даже не вида на жительство, в Америке, объятой тотальным контролем миграционных властей, полиции и ФБР, можно парадоксально долго прожить без какой-либо регистрации, если не высовываться). Поэтому я подвергаю сомнению версию о том, что Леон мог получить свои навыки во время прохождения срочной/контрактной. Он, безусловно, не обычный среднестатистический бандит, он – элита, но итальянская мафия вполне может позволить себе подготовить квалифицированные «кадры» собственными силами, а вот американскому государству лучше бы посмотреть внимательнее на принимаемых на работу Стэнсфилдов.

  8. Mila Severnaya
    April 9th, 2019 | 4:29 pm

    Мысль уважаемого Рустама очень интересная – если посмотреть, как тренируется Леон, как профессионально действует в любой ситуации (в том числе имеет навыки в медицине – вынуть пулю и зашить рану на себе – каково!), то закрадывается мысль о его особой выучке.
    Однако всё-таки не думаю, что Леон проходил какую-то спецподготовку в спецчастях. В полной версии картины есть намёк на то, что «дело», которым он занимается, «семейное». Когда они с Тони обсуждают риски работы вместе с Матильдой (она ассистентка-наводчица Леона), Тони напоминает историю приезда Леона в Нью-Йорк. Если я правильно поняла, он приехал к отцу, который работал на Тони, т.е. выполнял «заказы» (Леону тогда было лет 19).
    Рассуждаем далее: парень сбежал от серьёзных проблем на родине (совершил акт возмездия, но формально, его должны были арестовать), он нелегал. Куда идти работать, когда даже английского не знает?! Отец учит его своему делу, вплоть до тонкостей (быть скрытным, невидимым, бесшумным, метким, владеть любыми видами оружия, не иметь вредных привычек, постоянно тренироваться). Скорее всего, его обучил «премудростям» профессии именно отец. Развития этот рассказ не получает, возможно, в борьбе кланов, отец погиб, и о семье Леона больше ничего не известно.

  9. Mila Severnaya
    April 13th, 2019 | 9:56 pm

    Раз уж развернулась дискуссия, не могу не спросить об одном эпизоде этого фильма, кто как его понял? Когда только-только избежавшая гибели Матильда засыпает в слезах, прижимая к себе Пигги (ну, ребёнок), на Леона, похоже, находит затмение. Помните, он берет пистолет с глушителем и подходит к кровати, направляя ствол в голову девочки. Но у него же принцип – “ни в женщин, ни в детей”! Да, он тут же опускает пистолет и уходит на кухню в полном смятении. Но почему он так поступил, т.е. имел намерение убить её? Скорее всего Леон понимает, что эта девочка погубит его. А вот спит ли Матильда? Думаю, что нет. Значит, она ждёт выстрела! Ребёнок осознаёт, что если не полицейские, то этот киллер запросто может убить её, как опасного свидетеля. Сцена небольшая, беззвучная, но очень страшная по тому внутреннему напряжению, в котором находятся герои.

  10. April 14th, 2019 | 3:10 pm

    Вот, отличная тема! Неоднозначный и многогранный эпизод, который я, признаться, упустила в своей статье – как хорошо, что у нас внимательные читатели и комментаторы! Итак, Леон спас Матильду, однако ночью на него находит НЕЧТО. У меня несколько иной взгляд на его затмение: мне вовсе не кажется, что это своеобразный намёк на нависший над ним рок и на то, что “всё из-за женщин”. Мне этот эпизод всегда казался итогом тягостных раздумий Леона о дальнейшей судьбе не его самого, а Матильды. Она едва избежала смерти, но её видели её потенциальные убийцы. Что может ждать её дальше? Страх, преследование, бесконечная, неизлечимая боль от потери самого дорогого в её жизни человечка, а потом? Пуля из ружья какого-нибудь полоумного Стэна? Такое ощущение, что Леон, нисколько не думая о своей собственной судьбе и совести, в момент затмения принимает решение избавить девочку от страданий. Но принцип перевешивает, да и мысль, что, может, не так всё безнадёжно, приходит к нему, вызволяя его сознание из ночного лабиринта. “Проверять” Матильду ему также нет смысла: чего может бояться человек, большой или маленький, но потерявший всё? Вряд ли смерти. Скорей, предательства. Но, к счастью, Леон вмиг одумывается, раз и навсегда выбирая сторону.

Оставить комментарий