Меня приводит в движение свет
В конце апреля в прокат вышел документальный фильм Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет» (латинское название A lumine motus). Если коротко — эта картина о весеннем пробуждении природы. На самом деле это не просто красивые виды, фильм философский — о бесконечном круговороте жизни, таинстве её зарождения, угасания и нового возрождения.
К сожалению, о широком прокате этой уникальной ленты говорить не приходится. Фильм крутят в ранние утренние часы — по одному сеансу в разных кинотеатрах, надо ещё постараться отследить его показ. А посмотреть есть на что. Режиссёр предоставила нам редкую возможность увидеть микромир русских лесов, лугов и рек. Зритель знакомится с удивительной жизнью насекомых, улиток, лягушек, змей, цветов и деревьев со своими радостями, драмами и трагедиями.
Камера следит за героями фильма с самого близкого расстояния. Понятно, что операторы буквально ползали по земле вместе с букашками, сидели в болотах и муравейниках в любую погоду — иначе макросъёмку не провести . Вот раскрываются цветы — как же долго надо было следить за бутонами, разворачиванием лепестков, тычинок и пестиков. И вот уже за сладким цветочным нектаром слетелись, отпихивая друг друга, пчёлы. Клоп-солдатик спешит к своим товарищам, у них важные личные дела (весна!), ненасытная гусеница методично объедает листья, паук плётет свою паутину. А вы когда-нибудь видели, как он начинает своё «ткачество»? Съёмочная группа поймала такой момент: паук поднимает брюшко вертикально и выстреливает тонкой клейкой нитью в нужную точку, он всё точно рассчитывает!. Впечатляет метаморфоза стрекозы, когда она меняет одно тело на совершенно другое, вылупляясь как бы сама из себя. Две виноградные улитки «проходят» через весь фильм в качестве главных «актёров».
Режиссёр Светлана Быченко в одном из интервью говорила, что домик улитки вызывает у неё ассоциацию со спиралью времени, именно поэтому они стали сюжетообразующими героинями. Какого терпения стоило команде снять, как улитки выползают после зимней спячки из-под листвы. Жизнь растения пролески сибирской показана от появления тонкого ростка из земли, цветения до образования семян, которые растаскивают деловитые муравьи. Совершенно очаровательна лупоглазая лягушка в лесном болотце.
После просмотра почему-то вспомнилась мне замечательная детская книжка «Баранкин, будь человеком!», в которой два школьника-лентяя Баранкин и Малинин, чтобы облегчить себе жизнь и не делать уроки, превращаются сначала в воробьёв, потом в бабочек, потом в муравьёв, проговаривая нехитрые заклинания: «Вот я, вот я превращаюсь в воробья (мотыля, муравья)!». Но лёгкой жизни ни в одной ипостаси у них не получается. За воробьями охотится кошка, в них же стреляет из рогатки соседский хулиган, бабочек хотят склевать птицы, муравьи работают от зари до зари, не разгибая спин. Борьба за существование и постоянный труд — вот с чем сталкиваются ребята, поняв наконец, что в мире прекрасной природы лени нет места, не будешь трудиться — погибнешь. В фильме всё это есть — обзор окружающего мира с мест обитания героев фильма (растений-улиток-бабочек-муравьёв-жучков-стрекоз) и их ежеминутная борьба за выживание.
За уникальными завораживающими кадрами стоит тяжёлый и долгий труд сёмочной группы, фильм снимался 2 года в заповедниках Белгородской, Липецкой , Тамбовской и Псковской областей, а также в Ботаническом саду МГУ. Интересно его звуковое оформление — это классическая музыка, жужжание насекомых, кваканье лягушек, пение птиц, шум ветра и дождя, шорохи и странный «шаманский» шёпот на гэльском языке, как будто мы слышим самих духов леса.
За исключением эпизода с пионами тонколистными, в фильме нет людей. Именно эти кадры оказались самыми обсуждаемыми. Согласна с теми, кто считает их лишними. Не хочу никого обидеть, но вполне нормальные люди — полная женщина, сутулый дядька и нескладная девица, выпадают из стилистики этой ленты, выглядят негармонично. Правда, кадры с людьми занимают немного времени, поэтому особо не раздражают.
Фильм рассказывает не только о вечном возрождении жизни, но и о её хрупкости. Эта авторская картина имеет большое просветительское значение, однако рекламы у неё маловато. Всем, кто интересуется документальным кино о природе, рекомендую. Фильм хорош как для индивидуального, так и для семейного просмотра, но его, конечно, лучше смотреть на большом экране в зале с качественной акустикой. Надеюсь, что «Меня приводит в движение свет» доберётся до авторитетного международного фестиваля.
Мила С.
За что люблю наш блог и ценю его авторов, так это за мотивацию к новым знаниям после чтения буквально каждой статьи. В частности, внезапно задалась вопросом, откуда у фильма такое название, в чём символизм? Оказалось, это не просто красивая латынь, а отсылка к философскому эссе “Разум цветов” бельгийского лауреата Нобелевской премии по литературе Мориса Метерлинка.
Благодарю за комментарий! Не поленилась, пролистала книгу М.Метерлинка “Разум цветов” (а заодно и “Жизнь пчёл”) – интереснейшее чтение! В главе “Мера часов” Метерлинк расказывает о солнечных часах, которые в Провансе и некоторых итальянских селениях украшали надписями на латыни. “Изречения глубокие или наивные, но всегда значительные, благодаря занимаемому месту и участию, которое они принимают в какой-то огромной жизни, стараются приобщить человеческую душу к непостижимым явлениям”. Перечисляя далее разные надписи, автор выделяет и эту: “A lumine motus” – “Меня приводит в движение свет”, – гордо возвещают другие лучистые часы”. Как оказалось, латинскую часть названия фильма при его презентации иногда переводили неправильно, как будто с английского языка, а не с латыни – “Лёгкое движение” (“А” – это не артикль, а личное местоимение “меня”, отсюда и ошибка). А вот авторы ленты увидели в этом символичном изречении ту глубину, которую им и хотелось передать, что вполне удалось.
Сообщаю тем, кто интересуется документальным кино и, в частности, фильмом “Меня приводит в движение свет” – он будет показан 9 августа на 31-м кинофестивале российского кино “Выборг” (до этого года он носил название “Окно в Европу”). Фестиваль открылся 4 августа в Выборгском замке и продлится до 10 августа. В конкурсе принимают участие полнометражные игровые фильмы признанных мастеров и дебютантов, документальные и анимационные ленты. Надеюсь, уникальный фильм Светланы Быченко будет по достоинству оценен зрителями и жюри.