Небольшой отзыв на фильм «Любовь и дружба» (Love & Friendship), приглашающий к дальнейшему обсуждению

Этот фильм – изящный мадригал, мелодия которого складывается из игривых интриг и утончённых диалогов. Снят по раннему рассказу Джейн Остин «Леди Сьюзан». Время действия: конец 18 века, место действия: классические английские поместья, плюс Лондон. Сюжет накручивает фуэте вокруг коварной вдовы Сьюзан Вернон (Кейт Бекинсейл). Не последнюю роль в её интригах играют дочь Фредерика (Морфилд Кларк), девушка нежная и возвышенная, и подруга Алисия Джонсон (Хлоя Севиньи), женщина «себе на уме».

love_friend 1

 

Прекрасная вдовушка так умело манипулирует мужчинами, что вызывает восхищение. Собственно, мужчины не против, они с удовольствием запутываются в сетях, расставленных расчётливой леди. Показательно поведение молодого и благородного Реджинальда де Курси (Ксавьер Сэмюэл), который успокаивает взволнованных родителей: «Нет, у меня не может быть с этой женщиной никаких отношений!», а затем падает к её ногам и просит руки. Леди Сьюзан осуждаема светом и… необыкновенно притягательна. Почему? Дело в красоте, шарме? А может в хитрости, природном уме, расчётливости, цинизме?

love_friend 2

Актёры интересны в костюмных ролях, особенно дамы, словно сошедшие с картин Томаса Гейнсборо – эти нежные ленты во вьющихся волосах, элегантные наряды, шляпки, кружева… Режиссер любит и умеет показать женщин с самой выигрышной стороны. Мужские роли тоже убедительны. Жаль только, что колоритный Стивен Фрай (мистер Джонсон) появляется в картине эпизодически. Том Беннет замечательно сыграл придурковатого сэра Джеймса Мартина. Очень точно подмечен характер болтливого богатого дурака, за которого можно выйти замуж только по расчёту.

love_friend 3

Особая роль отведена интерьерам и деталям повседневной жизни: письмам, книгам, сервировке стола, видам из окон и особенно – горящим свечам. Для У. Стилмана характерен литературный стиль постановки кадра – изящные надписи, возникающие при появлении персонажей на экране, как и текст «от автора», сопровождают весь фильм.

Обращаюсь к уважаемому Дилетанту с просьбой посмотреть (если ещё не видели) фильм. Очень интересно узнать, что Вы думаете о женских персонажах этой занимательной игривой истории?

Несколько слов о режиссере фильма Уите Стиллмане. Его называют одним из классиков независимого кино. Он из тех режиссеров, которые фильмы снимают редко, при этом выступают и сценаристами, и продюсерами собственных творений. Родился в Вашингтоне 64 года назад, пришёл в профессию в 37 лет. На его счету 5 полнометражных фильмов: «Золотая молодежь» (1990), «Барселона» (1994), «Последние дни диско» (1998), «Девушки в опасности» (2011), «Любовь и Дружба» (2016) и два сериала: «Убойный отдел» (1993-1999) и «Космополиты» (2014). Случайных фильмов нет.

Кто любит Испанию, Каталонию – посмотрите его «Барселону». Помимо сюжета фильм интересен городскими пейзажами, духом города. Режиссер женат на испанке, это многое объясняет. Сценарии он пишет, как романы – от начала написания сценария до воплощения «Барселоны» прошло почти десять лет (с 1983 по 1994).

Кто тоскует по дискотеке 80-х – посмотрите «Последние дни диско», итог творческого путешествия Стиллмана по ночным клубам Манхэттена. В этом фильме мы впервые видим прекрасный дуэт Кейт Бекинсейл и Хлои Севиньи, который порадовал зрителей в «Любви и дружбе». Режиссёр отредактировал «Последние дни диско» в 2009 году, так появилась новая авторская версия фильма.

В своих первых фильмах У. Стиллман обращался к темам студенчества, городской молодёжной субкультуры, а на новом этапе творчества – к комедийной мелодраме из старинной жизни. Стиллман снимался в кино и как актёр, иногда в роли самого себя.

Мила Северная

PS от Navis‘а: весьма изящная рецензия на весьма изящный, типично английский фильм – спасибо Миле Северной за качественный материал! Я сам этой осенью видел эту картину и подписываюсь под каждым словом данной статьи (подумывал даже написать рецензию, однако Мила Северная меня опередила – в последнее время я стал очень медлительным).

С нетерпением ждем видеорелиза этого замечательного фильма, о котором, пока, к большому сожалению, нет никакой информации.

Navis

Комментарии

  1. Diletant
    December 11th, 2016 | 10:57 pm

    Уважаемая Мила Северная,
    Спасибо за великолепную рецензию на ‘LOVE&FRIEDSHIP’. Если бы не она, то, наверно, не посмотрел бы этот фильм никогда. Не то, чтобы я был ленив или не любопытен. Просто в кино хожу редко. По времени и по настроению. А тут «зацепило»: англичане сами о себе, неопубликованный эпистолярный роман классика Джейн Остин, которая то ли написала, то ли не написала его, да еще и роман женский…
    А фильм, действительно, чудесный. Здесь и добрая старая Англия (где мне довелось прожить несколько лет), и старинные замки, и детально прописанный быт, любовно воссозданный англичанами для самих себя, и британское высшее общество, и – редкость для британского кино – чудесная музыка (наверно, для чистоты жанра здесь должно быть упоминание автора-композитора, ну да Бог с ним). Здесь и «по-остиновски» незамысловатый сюжет – великосветская вдова, обремененная взрослой дочерью на выданье, как может – и в конце концов, успешно устраивает свою жизнь исключительно по своему желанию и разумению, вопреки светским условностям и сплетням, которые окружают ее повсюду, проникая даже в британскую глубинку – countryside… И великолепные актеры, которые увлеченно, самозабвенно и азартно играют роли старинных героев. Наконец, не всегда понятный для всего остального мира английский юмор.
    И – безусловно – главная героиня леди Сьюзан Вернон в великолепном исполнении Кэйт Бэкинсэйл. В этой роли ей удалось все: и женская красота, и ум, и интеллект, и понимание великосветских условностей и приличий, их границ и – как ни странно – возможностей, которые они создают для нее (скажем, родня, дальняя и ближняя, которая не смеет отказать ей не только в визите, но и в возможности «провести у них некоторое время» фактической нахлебницей, да еще и предъявлять претензии). А еще – умение, на грани инстинкта, предугадывать реакцию мужчин, «разводить» их – нет, не только на деньги, хотя как же без них, – но и на нужное ей в тот или иной момент поведение. Впрочем, леди Сьюзан манипулирует не только мужчинами, но и женщинами – всеми, кто ее окружает, включая собственную дочь и «лучшую подругу», такую же записную интриганку миссис Джонсон… Умение лицемерить, хитрить и манипулировать людьми составляет для нее главное содержание ее жизни. Это наследие она с гордостью передает своей дочери, которая демонстрирует, что вполне усвоила уроки матушки и готова применять их на практике. Заключительные кадры фильма, где Сьюзан уверенно стоит на великосветской свадьбе своей дочери между богатым мужем-дурачком и любовником, с чисто английским цинизмом поселившимся в ее новом «семейном гнездышке», – наглядное свидетельство результативности и эффективности ее психологических приемов. А сколько в леди Сьюзан цинизма, чисто женской интуиции, умения скрывать свои мысли и эмоции! Она – безусловный центр сюжета, средоточие всех типично женских черт характера, которые в своей совокупности укрепляют мои подозрения в том, что женщина – особый, более высоко организованный и развитый в интеллектуальном и психологическом отношении вид homo sapience по сравнению с нашим братом.
    Мужские роли в фильме (все мужчины вместе взятые, хотя и каждый по-своему) лишь подтверждают это подозрение: независимо от различий в характере и семейном статусе, умен ли мужчина или глуп, – все они выступают жертвами если не прямого обмана, то уж точно лицемерия и искусных манипуляций. Даже мистер Джонсон (Стивен Фрай), которого, очевидно, ожидает довольно мучительный конец от подагры, накликанный совместными усилиями леди Сьюзан и миссис Джонсон. Чем не манипуляция, да еще и на высшем, пара-нормальном уровне… Печально, но факт. Немножко обидно, поскольку сам такой же (в смысле женских манипуляций, самых разных).
    Что же касается других женских ролей в «Любви и Дружбе», то они явно меркнут по сравнению с героиней Кэйт Бэкинсейл. И дело здесь не в актрисах, которые все великолепны и точны в попадании в свои роли, а в авторском замысле, в соответствии с которым они, как и мужские персонажи, поставлены в рамки объектов манипулирования и интриг Леди Сьюзан, и в не меньшей мере выступают как ее жертвы. И здесь авторы фильма, режиссер и сценарист, тоже были ограничены сюжетом литературного оригинала. Хотя не могу не выделить одну женскую роль второго плана – Фредерики Вернон в исполнении Морфидд Кларк, которая смогла весьма убедительно показать развитие в своей героине лучших качеств своей матери.
    Название фильма мне не понравилось. В фильме нет ни любви, ни дружбы, ни вместе, ни раздельно… Но это не имеет никакого отношения к рецензии уважаемой Милы Северной, которая и подвинула меня на этот короткий комментарий.
    Еще раз спасибо,
    Искренне Ваш,
    Дилетант

  2. Мила Северная
    December 13th, 2016 | 5:44 pm

    Согласна с уважаемым Дилетантом – название для фильма не очень подходящее, как будто что-то о школьниках из советского достаточно недавнего вчера. А кино-то из английской жизни два века с гаком тому назад. Фильм прекрасный, стильный, с хорошей литературной основой, диалогами, актерами, да-да, и музыкой. Приятно, что совпадаешь с уважаемыми критиками во мнении.
    Но – есть один нюанс. Уважаемый Дилетант похоже солидарен с Шекспиром, который устами Гамлета восклицает: «О женщины, вам имя — вероломство!». Мне кажется, не стоит обобщать, среди мужчин манипуляторов и коварных обманщиков не меньше. И книг, и фильмов об этом снято много, да и жизненный опыт подсказывает, что… оба пола хороши. Да, женщины действуют тоньше, хитрее, но понятно же почему. Не выжить иначе, особенно в те времена, о которых рассказано в романе и фильме. Зависимость заставляла оттачивать нужные черты характера. Вдовушка использует красоту и природную обольстительность, чтобы удержаться на плаву, о чём вполне серьёзно без ужимок рассказывает своей дочери, помните? Она не хочет спускаться по социальной лестнице. В похожей ситуации и мужчина поступил бы так же – и женился бы по расчёту, чтобы поправить финансовые дела, и любовницу бы себе завел (а то и не одну). Леди Сьюзан неплохой дипломат – лавирует, приспосабливается, убалтывает. Положение у женщины довольно шаткое, несмотря на её красоту и хитрость: мнение света негативное, да и родственники могут в любой момент расстелить скатертью дорогу. А по характеру она такая… штучка, не может не быть в центре внимания, нравится, заманивать в свои сети. Она вся в этой любовной игре, потому и желанна. И, знаете, в этой истории в результате все счастливы, хэппи энд.
    Меня приятно удивило отношение чопорных англичан к бедным родственникам – благородно приютили вдову с дочкой. Конечно, так поступили аристократы, которые могли себе позволить широкие жесты. Кстати, вспомнилось, что не только англичанам свойственно гостеприимство, и в наших дворянских семьях была такая практика. Жили по чужим домам не только бедные, но и вполне состоятельные люди. Вот взять Н.М.Карамзина, 250-летие со дня рождения которого отмечали в России в этом году. Выдающийся историк 12 лет жил в подмосковном имении Остафьево у своего друга А.И.Вяземского, писал «Историю государства Российского», вторым браком женился на побочной дочери Андрея Ивановича и даже был назначен опекуном его сына Петра. Усадьбы дворянские большие, места много, хозяева чаще всего хлебосольные, живи – не хочу. При наличии большого загородного дома такие хорошие традиции можно продолжить и в наши дни. Правда, вряд ли кто-нибудь из богатых замужних хозяек вилл приютит у себя такую вдовушку, ей точно укажут от ворот – поворот.
    М.С.

  3. Мила Северная
    January 12th, 2017 | 12:04 pm

    Для тех, кто интересуется литературной основой фильма, сообщаю: вышла книга ранних произведений Джейн Остин, объединенных общим названием “Любовь и дружба” (Издательство АЗБУКА, СПб, 2016, тираж 7000 экз., 16+).
    В данном издании представлены (впервые на русском языке) произведения в письмах “Любовь и дружба” и “Леди Сьюзан”, а также ряд набросков, заметок, незавершенных романов,рассказов и пьес знаменитой писательницы.
    Книжка небольшая, изящная, с героями фильма на обложке. Вышла в серии “Азбука-бестселлер” со слоганом: “Читайте книгу! Смотрите фильм!”
    М.С.

Оставить комментарий