Нуреев. Белый ворон.
Биография Рудольфа Нуреева вдохновила актёра и режиссера Рэйфа Файнса на художественный фильм о жизни легендарного танцовщика начиная с момента рождения и до гастролей Кировского театра во Франции, во время которых он попросил политического убежища. Не раз приходилось слышать, что Нуреев был гениальным танцором. Интересно было понять, в чем заключалась его гениальность, в чем крылось хореографическое и сценическое отличие его танца от мастерства десятка других талантливых артистов балета. Думалось, что «белый ворон» это и о творчестве тоже. Но в фильме движения Нуреева тяжелы и далеки от неподражаемости.
С точки зрения подбора актёров каст идеальный: маленький Нуреев убедительно похож на Нуреева-солиста. При этом ребенок, на мой взгляд, явно переиграл юношу (артист балета Олег Ивенко) психологически. Эмоции взрослого танцора выглядят надуманной бурей в стакане.
Соблазн задействовать в фильме о балете лучшего танцовщика современности Сергея Полунина, думается, был слишком велик, чтобы отказаться от этой идеи. Но и Полунин, занятый, увы, лишь в эпизодах, выглядит блекло. А ведь он тоже «белая ворона» нашего времени! Однако танец героя Полунина (современника и коллеги Нуреева по Кировскому театру) украшает фильм, его движения явно контрастируют с движениями «гения» Нуреева. Что касается творчества, то лишь документальные кадры в конце фильма подтверждают истинную гениальность Нуреева-танцора.
Нуреев – бунтарь, но не ясно, против чего он бунтует. Юношу мучают детские комплексы… А у кого их нет? При чём здесь труппа театра, педагоги, страна, Родина, где он родился и научился танцевать? Он выглядит обиженным на весь мир человеком. С болезненной озабоченностью он ищет лучшую игрушечную железную дорогу как символ своего рождения (рожден в поезде), но бросает ее, убегая «за кордон». Версия причин его побега не столько в невозможности танцевать так, как он того хотел, сколько в нежелании принимать множество окружавших его условностей. Таких, как вынужденное проживание в квартире своего педагога и его жены в формате странной полу-шведской семьи. Он просто сбегает. Но не видно цели.
Много внимания уделено в фильме сотрудникам КГБ. Это традиция! Погоня за ней сделала фильм скучным и затянутым. Мне кажется, что получился фильм не о творчестве, не о творце-гении танца, а о человеке с непростым взрывным характером, но совершенно без мотивации. Кроме необъяснимого неприятия всего, что его окружало, и мечты о западной «красивой» жизни, зрителю больше ничего не предлагается. Свобода, которую ищет танцор, сомнительна, он, скорее, бежит от самого себя, но от себя не убежишь!
Так почему «белый ворон»? Вопросов больше, чем ответов. Что особенного было в этом человеке, кроме неожиданной агрессии и упрямства. Хотели о гениальности, а получилось о непредсказуемости.
Марина Докучаева
С интересом ознакомилась с авторским взглядом на новый фильм «Нуреев. Белый ворон». Согласна, что Олег Ивенко не передает магнетизма великого танцовщика ХХ века, да и как актёр он не очень убедителен. Для такого образа нужны «соль и перец» в передаче характера. Олег Ивенко – молодой солист Татарского театра оперы и балета, много выступает, участвует в конкурсах, он весьма амбициозен, судя по интервью в прессе, но актёрского мастерства не хватило. К сожалению, роль не досталась Сергею Полунину – вот у него танец соответствовал бы нуреевскому по страсти и силе, но видимо внешние данные не совпали.
Оказывается, на роль Нуреева пробовался не только Сергей Полунин. Ещё одна звезда современного российского балета Игорь Цвирко рассматривался на главную роль. Он и внешне мог подойти, да и в танце показал бы себя во всей красе. Почему режиссёр Рэйф Файнс решил остановить свой выбор на Олеге Ивенко? Может быть, главным оказался фактор внешнего сходства с молодым Нуреевым, а также его возраст и то, что молодой танцор работает в Казани? Сложно сказать.
Однако меня картина не напрягла, смотрела с интересом. Мотивы бегства Нуреева точно не были связаны с политикой. Человек взрывной, импульсивный, очень грубый, отношения портил со всеми коллегами, никакой диктат над собой не признавал, часто распускал руки. При этом был фантастически работоспособен, в танце гениален. Не мог работать под диктовку, ходить по линейке, быть как все. Знал себе цену. Ему хотелось свободы во всём. Складывается впечатление, что не прыгнул бы он ни к какой западной «свободе» в тот раз, если бы его не стали грубо ломать об колено, не отозвали бы от с гастролей в Лондон. Все его покупки: сценические костюмы и железная дорога с паровозом, о которой он мечтал всё детство, явно куплены для своей жизни на родине. Этот багаж доставили потом его педагогу Александру Пушкину, в доме которого действительно проживал молодой Нуреев в достаточно двусмысленной обстановке.
Сложный человек, трагическая судьба при необыкновенном успехе и огромном богатстве. Достиг бы таких высот Нуреев останься он в СССР? Вопрос риторический, но он скорее всего уехал бы не в этот раз, так в другой, поскольку давления и «чуткого» руководства терпеть не мог. Он и на Западе показывал свой норов, да ещё как! Но там он получил большую свободу для творчества и личной жизни.
Такая неординарная личность всегда будет вызывать интерес и споры, думаю, будут и другие фильмы о Нурееве.
Да, да, Нуреев был не столько политическим невозвращенцем, сколько бунтарём по жизни. И, безусловно, слишком “не таким” для, в общем-то, размеренной, устоявшейся и неброской советской действительности. Он трезво оценивал и свои способности, и ситуацию, понимая, что ему не дадут танцевать так, как он того хочет – с бурной экспрессией, новаторскими экспериментами, привнесением в мужской танец традиционно женских элементов. Но в фильме мы понимаем этот мотив только со слов героя – действительно, актёрские способности Олега Ивенко не на высоте. Впрочем, вряд ли стоило ожидать от профессионального танцора выдающегося актёрского мастерства в первом же полнометражном фильме.
Тем не менее, ругать фильм не хочу, напротив, на меня самое положительное впечатление произвело режиссёрское видение СССР-овских реалий 1960-х годов. Рэйф Файнс истинно проникся этой атмосферой, снял её достоверно, душевно, совершенно вопреки традиционному западному взгляду. И его желание показать, как он выучил русский, вовсе не безосновательно – видно, что он не просто заучил реплики, а всерьёз заинтересовался Россией, её языком и культурой.
Согласна, главному герою не хватило харизматичности, но в целом фильм понравился. Тех, кто ожидает там “жареных фактов”, ждет разочарование. А всем остальным бережное отношение к биографии известного человека, мне кажется, придется по душе.