Особая статья: Уильям Фихтнер
– нестандартный –
27 ноября празднует свой день рождения самый парадоксальный голливудский актёр. Ему 60, но он может выглядеть на абсолютно любой возраст. Он живёт в Голливуде, но вы скорей встретите его на рыбалке, чем в светской тусовке. Он сыграл более чем в 70 фильмах и сериалах, при этом ни разу не засветившись в главной роли. Он окончил факультет криминалистики, а стал одним из самых востребованных актёров современности. Автогонщик, хоккейный фанат, завсегдатай пражских пивных и коллекционер табличек с неправильным написанием своей фамилии – это Уильям Фихтнер.
Нет такого кинозрителя, который бы ни разу хоть мельком его не видел. Вне зависимости от ваших жанровых предпочтений, этот утончённо-элегантный джентельмен может встретиться вам практически в любом фильме. Истинный талант и высочайший профессионализм позволяют ему не иметь конкретного амплуа, быть многогранным и одновременно крайне разборчивым в выборе сценария – он играет лишь то, что ему действительно интересно. Менеджеры и поклонники могут сколько угодно пожимать плечами, когда он отказывается от значимых ролей, а сам он говорит: «Я всегда тяготел к таким [нестандартным ролям], просто потому что не хочу играть самого себя. Мне интересно пытаться поймать ритм другой личности».
– исключение из голливудских правил –
Я прочла тьму мусорных статей о том, что Фихтнер «недооценён», «недораскручен», «почти знаменит» и так далее. Отбросьте эти недо-эпитеты, он талантлив, но не гонится за славой, вот и всё. Словно издеваясь над подобными оценками, он как-то раз заметил: «Ну да, я не Брэд Питт. Вряд ли моё имя выскочит на первые полосы». Слукавил. Конечно же, он известен и невероятно популярен, но он не придаёт этому никакого значения. Порой люди не знают, что делать со своей известностью, и это меняет их не в лучшую сторону. А Фихтнер ничего не менял в своей жизни, кроме переезда из Нью-Йорка в Калифорнию, и в итоге остался всё тем же хорошим парнем из Баффало.
Он не приверженец импровизаций и не любитель вдаваться в значимость роли, играя лишь то, что вызывает у него подлинный интерес. Эти вторые планы, камео и даже голоса за кадром порой формируют атмосферу всего фильма. Всё как в жизни – счастье в деталях, и настроение картины тоже в деталях. Фихтнер это настроение создаёт.
Есть множество «так себе фильмов», которые вытаскивает с того света лишь его присутствие. Хоть пять минут экранного времени, как тут же следует поправка «Но вот этот парень шикарен!». Воистину, даже пара кадров с ним способна спасти любую картину. Иногда становится жаль, что зачастую ему приходится именно «спасать» фильмы, а не блистать в них в полной мере, но следует уважать выбор профессионала – он знает, что делает.
– хороший плохой парень –
Есть мнение, что Фихтнер своего рода «идеальный негодяй», ведь в его арсенале целая палитра плохих парней. Однако все эти образы не столь однозначны и имеют оттенки, чувства, внутренние конфликты, стремления, сомнения. Самоуверенный на грани безумия Лоу в «Альбино аллигаторе» (Albino Alligator, 1996), раздражённый жизнью Салливан в «Идеальном шторме» (The Perfect Storm, 2000), странный полицейский в «Экстази» (Go, 1999), дьявольски великолепный Счетовод в «Сумасшедшей езде» (Drive Angry, 2010), безрассудно-маньячный Кавендиш в «Одиноком рейнджере» (The Lone Ranger, 2013), фанатичный учёный в «Черепашках-ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles, 2014) и, конечно же, агент Махоуни в «Побеге» (Prison Break, 2005 – 2009), которого зачастую легковесно записывают в отрицательные герои – эти персонажи не менее яркие, чем его положительно-героические образы в «Падении «Чёрного ястреба» (Black Hawk Down, 2001), «Армагеддоне» (Armageddon, 1998), «Эквилибриуме» (Equilibrium, 2002) или «Дне независимости – 2» (Independence Day: Resurgence, 2016).
«Фирменная» роль Фихтнера – агент ФБР Алекс Махоуни, блещущий то дедуктивными способностями и сверхзвуковой скоростью реакции, то стеклянистыми глазами с бликом медикаментозной ломки, мотивированный местью и спящий с одержимостью, расчётливый стратег и противоречивый антигерой. Без него целых три сезона «Побега» были бы, без сомнения, метаниями блёклой моли в пыльном шкафу детективного сюжета. И дело не в том, что истории нужен был свой злодей. Махоуни, как многие персонажи «Побега», не положителен, но и не отрицателен. Фихтнер сделал его дисциплинированным, но непредсказуемым, изломанным, но сильным. Мутно-хрустальный Махоуни, ему полшага до раздвоения личности, и сыграть на таком оргáне экстремальных эмоций под силу только актёру высочайшего класса.
Но сколько бы Уильям ни играл негодяев, его всегда будут выдавать глаза – синие, глубокие и очень тёплые.
– странности –
Уровень актёрского мастерства позволяет Фихтнеру сниматься в чём угодно, лишь бы был азарт, интерес и профессиональная новизна. Именно поэтому в его фильмографии множество талантливых короткометражек и фильмов со странностями. Их жанровый спектр крайне широк, от эксцентрического детектива «Утопим Мону!» (Drowning Mona, 1999) до лас-вегасской байки «Экстази» (Go, 1999).
В меньшей степени в нашей стране известны авторские фильмы вроде «Неверно» (Wrong, 2012) – мастерски снятой безумной трагикомедии с алогично развивающимся сюжетом, где ни зритель, ни главный герой в какой-то момент уже не понимают, что происходит на самом деле, а что является плодом их воображения. Если вы любитель историй не в себе, то повесть о пропаже любимой собачки, за которой стоит философски настроенный и слегка звезданутый мужик арийской внешности по имени Мастер Чан – то это для вас. Фихтнер бесподобен, не сомневайтесь.
И в ещё меньшей степени у нас известны иностранные короткометражные фильмы. Тренд последних лет – короткометражная анимация, между тем и игровые фильмы снимаются отменные. Фихтнер часто берётся за роли в короткометражках, опять же, поскольку находит их увлекательными. Посмотрите «Переигравшую одиночество» (She, Who Excels In Solitude, 2012) об американке, чьей мечтой было стать первой в космосе, или юморной «Ад на Земле» (Hell on Earth, 2010) про рутинные трудовые будни симпатичного дьявола, получите колоссальное удовольствие и откроете безусловные прелести короткометражного жанра.
– ценности –
В профессиональном плане Уильям Фихтнер представляет не то чтобы «старую школу», но определённую традицию качества игры и завышенных требований к себе как к исполнителю. Он не терпит отсебятины, уважительно подходит к сценариям, которые столь тщательно выбирает. С юмором относится к тому, что, будучи криминалистом по первому образованию, сыграл множество «полицейских» ролей. И строго отделяет работу от личной жизни, не делая из последней достояния общественности и пищи для хищных соцсетей.
Гений второго плана, Фихтнер увлечённо совершенствуется в исполнении необычных ролей, которые привлекают его своей оригинальностью и индивидуальностью. Если главные герои могут позволить себе быть более прямолинейными и однозначными, то второстепенные персонажи Фихтнера – всегда немного «коты в мешке». Неожиданно безбашенный банковский менеджер в «Тёмном рыцаре» (The Dark Knight, 2008), карикатурный миллиардер в «Лезвиях славы» (Blades of Glory, 2007), романтичный любовник в «Двух жизнях» (Passion of Mind, 1999), циничный детектив в «Большом взрыве» (The Big Bang, 2010), советский подводник в «Фантоме» (Phantom, 2012) – все они разные, у каждого свой подтекст, неповторимый имидж и характер.
В его собственном строгом рыцарском образе с оттенком стильной небрежности тоже есть некая загадочность. Парадоксальное сочетание его известности с простотой в общении, внешней серьёзности с обезоруживающим обаянием. Неформальная скромность, бархатисто-металлический голос, улыбка, затмевающая Голливуд искренностью, любимые ковбойские сапоги и высочайшее актёрское мастерство. Он точно иллюстрирует жизненный принцип своего героя Алекса Махоуни – «Профессионал тот, кто не ошибается в мелочах».
– постскриптум –
Сейчас Уильям Фихтнер занят на съёмках сразу пяти фильмов и двух сериалов. Уже в конце 2016 года выйдут новые эпизоды комедийного сериала «Мамаша» (Mom), а серьёзные поклонники замерли в ожидании многосерийной криминальной драмы «Стрелок» (Shooter).
2017 год обещает порадовать долгожданными главными ролями Уильяма – в детективе «Если…» (If), триллере «На мели» (Stranded), а также широким прокатом «Американского рестлера» (American Wrestler: The Wizard) и фестивального фильма 2016 года «Последние дни лета» (Last Days Of Summer), взявшего гран-при Международного фестиваля в Род-Айленде в августе 2016 года. Не забываем и про динамичный детектив об ограблении века «В поисках Стива Маккуина» (Finding Steve McQueen), социальную драму «Жаркие летние ночи» (Hot Summer Nights) и комедию «Кристал» (Krystal).
И ещё. Новость должна порадовать нашего идейного вдохновителя Navis-а. Пусть это немного странно, но в творческой биографии Фихтнера не было опыта ужастика. Это упущение решил исправить Дэнни Де Вито, пригласив его несколько лет назад в свой хоррор-проект «Сан-Себастьян» (St.Sebastian). Постапокалиптический авторский хоррор снимался в помещении заброшенной больницы в Калифорнии. Фильм находится в пост-продакшене, дата релиза неоднократно переносилась и пока официально не объявлена, ходят слухи о конце 2018 года. Ждём с нетерпением!
Статья об актёре к его юбилею – уже интересно. На сайте такой обзор читаю впервые. Уильям Фихтнер вызывает уважение, как актёр и человек. Видела его в «Одиноком рейнджере» и именно этот негодяйский персонаж запомнился в широко разрекламированном, но весьма слабеньком фильме. Ну, он там и злодей! Классика жанра – страшный, жестокий, коварный, циничный, алчный, бесстрашный. Ещё и с посягательствами на главный женский персонаж (не чужда ему злая бандитская любовь), одним словом, весь букет «достоинств». Для вестерна такой подонок – находка. А завлекали-то на «Рейнджера» Джонни Деппом, который оказался ни-ка-кой при вроде бы выигрышной роли индейца. Фихтнер – безусловно выдающийся актёр, возможно недораскрученный, но ему вся эта мишура с рейтингами не особо и нужна, как справедливо предполагает автор статьи.
Хорошо, что на сайте появилась рубрика “Персоналии”. Интересно будет и в дальнейшем знакомиться с талантливыми актёрами первой величины (по сути) даже если они – второго плана (по факту). Хочется узнать больше и о режиссёрах, снимающих «штучные» фильмы, музыке в кино, работах художников по костюмам. Будет очень здорово, если тематика статей и обзоров расширится.
М.С.
Мила, огромное спасибо за высокую оценку, и ещё раз добро пожаловать на сайт в качестве автора постоянной рубрики!
Мне, выражаясь терминологией “17 мгновений весны”, приятно, когда “Личное дело” предоставляет “информацию к размышлению”. Как вы правильно заметили, Фихтнера часто запоминают именно по негодяйским ролям, между тем он сыграл массу самых разных, порой откровеено странных персонажей. Этим меня и привлекла идея написать персональную статью, к тому же, он сам дал неплохой информационный повод))
Вообще в планах ещё несколько персональных статей, в этом жанре меня привлекает возможность написать об актёрах “без амплуа”, способных на самые невероятные перевоплощения, а также об актёрах не из топового голливудского “списка А”, ибо и среди них есть множество талантливых людей!