Плащ Казановы
В период недавней самоизоляции совсем не хотелось смотреть новинки, появились ностальгические настроения, захотелось вспомнить свои впечатления от фильмов прошлых лет. Собственно, о таких фильмах в последнее время и пишу. Уверена, что всё по-настоящему талантливое со временем не теряет ни остроты, ни глубины, хотя не уверена, интересны ли кому-нибудь рецензии в стиле «былое и думы»? Попробую сегодня достать из кино-сундука стильный российско-итальянский «Плащ Казановы».
Фильм снял в 1993 году по собственному оригинальному сценарию известный советский и российский драматург Александр Галин. Это, по-моему, его единственный художественный фильм как кинорежиссёра, но дебют оказался очень удачным. История создания ленты такова. В начале 90-х годов в Москву приезжала группа итальянских артистов и во время дружеских встреч в театре «Табакерка» у Олега Табакова родилась идея совместного российско-итальянского фильма. Актёр Лука Барбарески предложил А.Галину написать сценарий конкретно под себя, и в результате не только блестяще сыграл главную мужскую роль, но и успешно выступил продюсером – именно Барбарески нашёл деньги на постановку. В России 90-х, несмотря на заслуги маститых режиссёров и заслуженных артистов, денег на искусство не было совсем (и на многое другое тоже). Кому довелось, тот помнит. Если бы не энергичный Барбарески, фильм, возможно, и не состоялся бы.
Роль главной героини Хлои писалась тоже под конкретную актрису – Инну Чурикову, которую А.Галин хорошо знал по совместной работе в театре. Картина была снята быстро – за 3 недели, в основном, в Венеции. К началу фильма И.Чурикова сумела выучить итальянский язык. Премьера состоялась в апреле 1994 года в Риме. Все актёрские работы сыграны на высоком профессиональном уровне (не только главные роли, но и второстепенные персонажи).
Фильм получился атмосферный, тонкий, грустный, но и трагикомичный. Действие разворачивается в зимней Венеции. Не сезон, холодно, нет обычной туристической суеты, город в тумане и воде. Гондолы, мосты, колеблющийся свет фонарей, уютные кафе – всё это создаёт особый романтический настрой. Именно в это время по линии профсоюзов из России в Италию прибывает небольшая группа передовиков производства (вернее – передовиц). За достижения в работе их поощрили поездкой в «капиталистический рай» и поселили в дорогой отель. Российские туристы 90-х за границей сама по себе интересная тема. Жизнь была такова, что наши люди мечтали за границей купить побольше барахла на всю семью, немного расслабиться, посмотреть на красивую жизнь. В небольшой группе российских туристок выделяется переводчица-искусствовед Хлоя. Она умная, элегантная, возвышенно-воздушная, вынуждена обслуживать как переводчик людей, с её точки зрения, необразованных и ограниченных. Кто же эти женщины? Девушка-модель Маша («мисс» какой-то провинциальный город), победительница конкурса парикмахеров Валя, единственная женщина-водолаз Волжского пароходства Клава Воронцова, установившая рекорд нахождения на глубине, и руководитель делегации Нина Михайловна, суровая профсоюзная чиновница. Одним словом, простые русские бабы, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут…
Хлоя выполняет работу переводчицы через силу, а в последний день откровенно саботирует свои обязанности, ей неинтересно с этой группой, благодаря которой, собственно, она и поехала в любимую и ранее недосягаемую Италию. Именно в Венеции она отказывается сопровождать женщин по городу, поскольку их интересуют только покупки. Хлоя откровенно презирает их за неумение себя вести, простую речь, отсутствие интереса к итальянской культуре.
Драматургия фильма построена очень интересно. Вроде бы симпатии должны быть на стороне возвышенной Хлои, так сначала и происходит, ведь буквально из нескольких фраз мы узнаём её непростую судьбу. Она родилась в тюрьме, мать была репрессирована, в тот же день там родился мальчик. Матери, явно из среды культурной элиты, попавшие в молох сталинских лагерей, назвали детей мифическими именами Дафнис и Хлоя. Мать Дафниса сильно били, поэтому он родился больным, но стал художником. Дафнис, наверное, в других обстоятельствах должен был стать мужчиной всей жизни Хлои, если бы не несчастье. Она трогательно и нежно заботится о нём. Хлоя рассказывает свою историю простым итальянцам в кафе, когда уходит «в отрыв» от группы, в сердцах бросая женщинам обидные слова о том, что они тёмные и отсталые, и она больше не может мотаться с ними по магазинам.
Хлоя светится счастьем в городе влюблённых, она целует каменные стены зданий, подпевает местным жителям, смотрит на всё восторженными глазами, дышит воздухом свободы. Её антиподы – шаржированные «руссо-туристо», казалось бы, должны вызывать только насмешку: они сгребают в полиэтиленовые пакеты продукты со шведского стола, не очень хорошо или вовсе вульгарно одеты, не могут объясниться со служащими отеля по причине незнания языков. Но «плюс» и «минус» довольно быстро меняются местами (говорю о своих ощущениях), и вот почему. Хлоя презирает и стыдится своих соотечественниц. Но почему же её так умиляют такие же простые и незатейливые итальянцы в небогатом кафе, да попросту забегаловке, и не вызывает отторжения видимо малограмотная, но хорошая бабушка-итальянка, которая напевает для Хлои «Катюшу»? Наши женщины тоже искренни в своём поведении и поступках, в них тоже нет фальши. Но свои для Хлои – лапотные, примитивные одноклеточные, а в прекрасной Венеции любой забулдыга говорит на итальянском, о! Вечная беда русской интеллигенции – не видеть хорошее в своём, не любить и не уважать свой народ.
Но самое поразительное, почему Хлоя, такая умная и замечательная, не разглядела в новом случайном знакомом обыкновенного гостиничного жиголо? Лука Барбарески в роли Лоренцо великолепен. Он не обманывает свою «добычу», так как искренне полагает, что женщина из шикарного отеля богата и ищет приключений, он просто подыгрывает её романтическому настроению. Но Хлоя ничего не слышит и с глупой страстью «тургеневской девушки в возрасте» влюбляется в профессионального любовника, принимая его то ли за писателя, то ли за художника. Где были её глаза и уши? Дурацкий романтизм и совковая глупость заводит Хлою далеко – прямиком в постель к Лоренцо. Но утром надо платить по счетам – за шикарный номер в отеле, катание на гондоле с серенадами, ужин в ресторане. И платит в этом случае женщина. Ошеломлённая Хлоя ничего не понимает – это же любовь, какие деньги?! При всей начитанности, знаниях и тонкой душевной организации она оказывается круглой дурой. Раздражает в образе Хлои именно это – установка, что хорошее и культурное может быть именно «там», а в родных пенатах – только «быдло». Все метаморфозы Хлои – от уверенной в себе интересной дамы до морально раздавленной немолодой женщины – сыграны Чуриковой гениально. Хлоя получила жестокий урок от встречи с циничными мужчинами – работниками отеля, весьма грязно насмехавшимися над ней и незадачливым Лоренцо, отчего-то решившим, что она богатая американка. Он не хотел делиться с ними прибылью от обслуживания одиноких туристок, вот его и проучили, намерено не предупредив, что выбранная им для «работы» женщина – русская, а значит, бедная.
При этом сам Лоренцо никаких отрицательных чувств не вызывает. Он хорош собой, внимателен к женщинам, умеет красиво ухаживать, честен в своём деликатном «ремесле». Да, он ничего не скрывает, это интеллектуалка Хлоя не слышит его прямых намёков, рассуждая о Гёте и цитируя классиков. Он даже беседует со странной Хлоей по душам, рассказывает о мечте – желании танцевать на сцене Бродвея, покорить Америку. Сам себе удивляется: «Зачем я тебе всё это рассказываю?» (так и хочется добавить: «она – русская, это многое объясняет»). Понятно, что жизнь красавчика Лоренцо тоже не задалась и горьких раздумий ему хватает. Встретились два одиночества.
А что же простые русские женщины? А вот они-то на высоте и ничем себя не опозорили. Да, они несколько экзотичны, но и только. Но не менее экзотична парочка туристов-японцев, сутки напролет просиживающая в холле отеля, и тупо наблюдающая за всеми соседями. Они не общаются между собой, просто смотрят на проходящих, кланяются, как болванчики, и фотографируются с другими постояльцами, точно с экспонатами. Вот и вся культура. Знание или незнание языков или светских манер не делает никого лучше. Оказалось, что грубоватая парикмахерша Валя (Елена Майорова) – действительно высококлассный мастер своего дела, какие прически она сотворила подругам по группе! Правильная и надёжная Клава-водолаз (Екатерина Граббе) – хорошая и заботливая жена и нежная мать. Модель Маша (Татьяна Гальченко) – просто молодая весёлая девчонка. И даже строгая чиновница Нина Михайловна (Тамара Котикова) – человек долга, всегда на посту, а по сути – одинокая и несчастливая женщина.
Отмечу ещё один интересный момент – фильм снимался во времена, когда о разгуле воинствующей толерантности не было и речи. Персонажи говорят естественно, как свойственно людям в повседневной жизни. Негров называют неграми и ничего плохого в этом нет. Для водолаза Клавы все иностранцы – «чучмеки». Обращаясь к разряженной и ничего не понимающей публике в ресторане отеля, она произносит пламенную речь, о том, что русские спасли их, чучмеков, «…и от Мамая, и от Карла, и от Фридриха, и от прочих. Так что же вы нос-то от нас воротите? Скажите нам за это хотя бы «спасибо»!». Ошарашенные иностранцы боязливо молчат, чувствуя могучую силу этой женщины.
А Хлою жалко, конечно. Её возвышенные мечты разбиты о жестокую действительность. Но она как всегда приезжает в больницу к Дафнису, привозит ему кисточки и венецианскую маску. Очень грустная, и он чувствует это. Роль Дафниса эпизодическая, бессловесная, но сыграна известным кинорежиссёром, актёром и драматургом Андреем Смирновым пронзительно, одними глазами. Хлоя всё-таки улыбается на заключительных кадрах фильма. Жизнь продолжается!
Сейчас кажется удивительным, что в 90-е на полуразвалившихся российских студиях снимались не только тупые боевики и похабные комедии, но и качественные драматические фильмы, к которым, безусловно, относится «Плащ Казановы». Однако телевидение такими фильмами зрителей балует редко, в интернете их тоже особо никто не ищет. Трудно не согласиться с точкой зрения известного кинокритика Сергея Кудрявцева, который относит эту ленту к числу недооценённых картин российского кинематографа.
М.С.