Робин Гуд: начало конца франшизы?

Любопытные эксперименты ставят порой кинематографисты не только с жанрами, но и с острыми политическими темами в формате популярного фильма. Посмотрим, как такое вообще возможно, на примере нового «Робин Гуда». Казалось бы, экшн как экшн, с чего бы мне придираться. Но есть границы, переходить которые в развлекательном кино совершенно ни к чему. Что же такого острого добавил в хрестоматийную историю создатель «Острых козырьков» – сейчас узнаем.

Отто Баферсту отменно удаётся бунтарская и революционная тематика. Возможно, поэтому режиссёрское кресло досталось именно ему. Все эти резкие реплики, динамичные кадры народного протеста, дерзкие и яркие в своём геройстве или отвратительности персонажи – все это вполне в духе Баферста. Однако сама история о Робин Гуде внезапно трансформировалась в набор осуждаемых или воспеваемых современным обществом клише, уйдя далёким и отнюдь не Шервудским лесом от романтически-залихватского оригинала. На этот диссонанс и направлены острые стрелы моей критики.

Я не сторонник спойлеров и не терплю пересказа, поэтому обозначу лишь некоторые пункты, без которых не могу обсуждать этот фильм и строить своё критическое мнение. Во-первых, сам Робин Гуд поначалу представляется инфантильно-беспомощным и даже потерянным, а весь блестящий креатив исходит от Малыша Джона, который – внимание! – мавр, увязавшийся за своим бывшим противником по крестовым походам. Во-вторых, всё зло и проблемы вовсе не в том, что «богатый так богатым и остаётся, а бедного сколько ни крути, он всё бедный», и даже не в местном авторитете шерифе Ноттингемском, а в диком по своему размаху конспирологическому сговору властей и христианской церкви с врагами-мусульманами во имя свержения короля Англии. Взятки, поборы, проплаченные войны, счета на арабском, безбожная церковная мафия – вот что, господа кинематографисты: браться за такие темы в формате легковесного экшна не только неосмотрительно, но и опасно. Одно дело, если вашу идею поймут правильно – многие войны провоцируются искусственно, ни один народ не хочет отдавать за это деньги, и среди представителей всех рас и конфессий есть и плохие, и хорошие люди. И совсем другое дело, если это будет истрактовано как пропаганда религиозных конфликтов и антиправительственных протестов. Поэтому на будущее: не начиняйте безобидный, в общем, фильм спорами о Боге и Аллахе и идеями свержения дышащей на ладан монархии под лозунгами «ничё святова». Взрывоопасная смесь получается.

Кстати, насчёт взрывов. Вот к чему я не могу и не хочу придираться, так это к спецэффектам. Пиротехника, взрывы, конные погони, драки – всё сделано на уровне. Особенно впечатлила добротная работа тренеров по стрельбе из лука: Тэрон Эджертон и другие актёры в кадре стреляют сами, если кому-то интересно – на официальном аккаунте фильма в социальных сетях даже размещался материал о тренировках и подготовках к съёмкам.

Сами съёмки, помимо павильонов, проходили в Будапеште и Дубровнике (хорошо известные всем любителям кино места). И всё же несколько удивили декорации Ноттингема: в них есть что-то несуразно-восточное. Сходу возникает ассоциация с «Крадущимся тигром», «Домом летающих кинжалов», третьей частью «Пиратов Карибского моря» и немного с «Голодными играми» – словом, с чем угодно, только не с Англией с её замками, соборами и рыцарями. Отчасти эта эклектика объясняется тем, что создатели фильма вовсе не ставили перед собой задачи соблюсти историческую точность – напротив, и в одежде, и в обстановке подчёркивается оторванность от временного контекста. Всячески демонстрируется, что год, век – понятия относительные, а «Робин Гуд» – история на все времена. Костюмы героев и вправду сделаны необычно, вполне современно и несколько экстравагантно – в сочетании с декорациями, опять же, напоминает «Голодные игры», «Лигу выдающихся джентельменов», недавний 8-й эпизод «Звёздных войн» и даже «Пятый элемент».

Итак, у нас есть искажённый политизированный сюжет, отличные спецэффекты, эклектичные, но немного вторичные декорации. Рука поднялась бы назвать «Робин Гуд: начало» «так себе фильмом на один раз», если бы не два существенных «но»: действительно добротный экшн и отличный актёрский состав. Можно по-разному относиться к столь вольному пересказу бравой легенды, но в этом фильме прекрасно выстроен кадр, и не раздражает ни один персонаж (думаю, многим знакомо ощущение, когда кто-либо из героев по необъяснимым причинам бесит, но здесь такого нет). В Тэроне Эджертоне есть юношеский задор и безбашенность, без которого немыслим благородный разбойник. Его «наставник» в разбойничьем деле Джейми Фокс отлично передал фанатичное упорство, преданность и месть. Неоднозначна роль Джейми Дорнана в этом фильме, напрасно милые дамы ожидали от него образа сладкого красавчика или брутального мачо-мэна – вышло ни то, ни другое, впрочем, сами увидите, на что способен парень из Белфаста в фильме про бунт и революцию.

Хорош австралийский дуэт мельбурнского разлива: Тим Минчин (монах Тук) и Бен Мендельсон (шериф Ноттингема). За первого я искренне радуюсь в плане развития его актёрской карьеры: эпатажный шоумен и острый на язык комик, сотрясший Роял Альберт Холл сатирическими куплетами босиком и в макияже, давно напрашивался на большой экран своим куражом и талантом. За второго тоже радуюсь, хотя, признаться, роль шикарного злодея для Мендельсона давно не в новинку: такое впечатление, что после его участия в «Звёздных войнах» режиссёры наперебой просят от него сделать в их фильмах ровно то же самое. И, как бы ему, возможно, ни надоело, получается неизменно здорово. Отчасти он сам привносит в каждую такую роль индивидуальность и отсебятинку (в «Робин Гуде» это особый эмоциональный цинизм его жестов и реплик), отчасти химичат режиссёры, операторы и костюмеры – с помощью крупных планов, светотени и эффектов замедленной съёмки в фильме великолепно подчёркнута прилизанная эстетичность его жестокого образа. К слову, для большей зрелищности слоу-мо неоднократно применяется и в сценах поединков и погонь.

Неоднозначная вышла рецензия, как и сам фильм. Если любите качественные экшны – обязательно посмотрите, может, у вас сложится совершенно иное впечатление, и будет охота поспорить со мной в комментариях. Но, хоть я и не люблю спойлеры, не могу не предупредить: картина недаром называется «Робин Гуд: начало». Вопрос лишь в том, начало чего. И сможет ли сиквел что-то противопоставить такому оригиналу.

 

kot_pofigist

kot_pofigist

Комментарии

  1. Irunya.
    December 6th, 2018 | 2:24 pm

    классный отзыв, спасибо!
    могу от себя добавить, что этот фильм стоит посмотреть только даже из-за экшн сцен! довольно необычно было наблюдать, как летают стрелы. словно…в наши дни!

    ну и конечно же соглашусь и отмечу:
    ‘Неоднозначна роль Джейми Дорнана в этом фильме, напрасно милые дамы ожидали от него образа сладкого красавчика или брутального мачо-мэна – вышло ни то, ни другое, впрочем, сами увидите, на что способен парень из Белфаста в фильме про бунт и революцию.’ – точно! вышел годный брутальный мэн 😉

  2. April 16th, 2019 | 10:07 pm

    Ох, действительно у нашего Кота-Пофигиста получилась неоднозначная рецензия! И вроде хочется автору обругать фильм, и, одновременно, отметить все его положительные моменты. Думается, что дело здесь кроется в весьма почитаемом Котом-Пофигистом Бене Мендельсоне. Согласен, что он прекрасный многоликий актер, которому даются любые роли (правда, чаще – отрицательные). Однако, как мне кажется, одно его участие не может “вытянуть” посредственный фильм, коим является “Робин Гуд: Начало”.
    Хорошими экшн-сценами сейчас никого не удивишь – “западники” достигли недосягаемых высот на этом поприще. А вот нарастить на них качественное, свежее, не тухлое “мясо” – это уже посложнее, здесь уже нужно нечто бОльшее, и замечательные лицедеи, вроде Бена Мендельсона, в этом особо не помогут.
    На мой взгляд, “Робин Гуда: Начало” следует рассматривать в тандеме с недавним “Мечом короля Артура”:
    1. оба фильма являются экранизациями легенд старой Англии;
    2. оба фильма имеют весьма отдаленное отношение (и это еще мягко сказано) к первоисточникам;
    3. в обоих фильмах в наличии впечатляющие и качественно поставленные экш-сцены;
    4. оба фильма политически корректны (афроамериканец Дж.Фокс в роли рыжеволосого гиганта Маленького Джона и афроамериканец родом из Бенина Дж.Хонсу в роли благородного рыцаря Круглого стола сэра Бедивера);
    5. оба фильма оглушительно провалились в прокате (кстати, журнал “Роллинг Стоун” назвал ленту “Робин Гуд: Начало” одним из худших фильмов 2018 года). Точка. Этим все сказано.
    Лично я лучше пересмотрю старый советский фильм “Стрелы Робин Гуда” с непревзойденным Борисом Хмельницким в главной роли (вот это Робин Гуд, до которого Эджертону далеко как до Луны) или более позднего “Робин Гуда” гениального Ридли Скотта с Расселом Кроу.
    В то же время мое негативное отношение к рецензируемой картине никоим образом не распространяется на саму рецензию Кота-Пофигиста, которая, равно как и все другие материалы этого автора, написаны со знанием дела, живо и весьма увлекательно.

  3. April 17th, 2019 | 9:45 am

    Дорогой Navis, благодарю, что высказали своё мнение. И полностью соглашусь в части сопоставления с “Мечом короля Артура” – это уже не столько тренд на осовременивание классических сюжетов или их римейки, сколько погоня за корректным во всех отношениях эпичным экшном в условиях полного сценарного кризиса и нежелания придумывать эпос заново. Само собой, что все предыдущие экранизации, включая советскую (пусть и на ужасной плёнке) дадут сто очков вперёд этой вторичной поделке, однако я считаю, что их даже нельзя ставить в один ряд для сравнения: прежние экранизации как раз ставили своей целью сохранить и показать связь с первоисточником, в то время как здесь мы видим намеренное отступление в дальние дебри, и вовсе не Шервудского леса. В качестве вишенки на торте напомню про Золотую Малину 2019 (простите за каламбурчик): фильм получил три номинации: “Худший фильм”, “Худший актёр второго плана” (Джейми Фокс) и “Худший сиквел/римейк”. Лично от себя – жаль, что не выиграл ни одной, ведь был вполне достоин. Что же касается мистера Мендельсона, то Кот умывает лапки: я вовсе не говорю, что одно его присутствие спасло весь фильм. Этому фильму уже ничего не поможет. Просто его появление в этой роли придало рецензии хоть каплю положительного компонента (хотя опять же, зная его потенциал, считаю роль вторичной). Кот не любит исходить исключительно из негатива. Впрочем, есть один тренд, который меня всё же пугает, и пугает куда больше, чем просто толерантная постапокалиптическая переделка легенды, – феминизация. Уже известно о планах снять не менее “эпичное” нечто о похождениях благородных разбойников, но под предводительством девы Марион, на роль которой выбрана Марго Робби.
    Вот и живите теперь с этим.

  4. April 17th, 2019 | 9:19 pm

    Дорогой Кот-Пофигист, полностью с Вами согласен! Тренд осовременивания классических сюжетов в западном кинематографе, по меньшей мере, пугает. По большому счету, это паразитирование на славном прошлом. Есть, конечно, некоторые редкие исключения, вроде “Шерлока” (опять же, кому как), но это исключительно благодаря великолепному дуэту Б.Камбербетч – М.Фримен (который, к сожалению, уже не спасает сериал начиная с третьего сезона ввиду бредовости его сюжетов).
    Разделяю Вашу досаду относительно того, “Робин Гуд: Начало” не получил ни одной “малины”, несмотря на многочисленные номинации. Все же надо было бы, конечно, проучить создателей сего “шедевра”.
    Что жде касается тренда феминизации в кинематографе, то эту надеюсь обсудить в будущих комментариях к рецензии на “Капитана Марвел”.

Оставить комментарий