Слуга народа: «Чтоб сказку сделать былью»…
Не помню случая, когда смотрел довольно длинный телесериал, оба сезона (2016 – 2017 гг.) сразу, «от корки до корки». А тут – захватило. Да еще как! Без перерыва. Даже почти без пауз – ну, чтобы что-нибудь поесть, или чаю, там, попить… Это я о телесериале «Слуга народа». Дело было в ноябре прошлого, 2018 года… Актуальнейшая для всех русских людей, и в России, и на Украине, суперсовременная тема – выборы президента Украины. Во времена Обамы, Меркель и Путина. Колоритные персонажи – президенты, премьеры, бывшие и действующие, министры, олигархи, Рада и ее лидеры, банкиры, чекисты и просто люди, включая семью главного героя, попавшего «из грязи в князи». Выборы по-украински и Майдан…
Свежие лица новых – для меня – актеров. Сплошь профессионалы: хоть в Голливуд (хотя вряд ли, там ценз на русских и украинцев), хоть на «Мосфильм». Или к Никите Михалкову. Хотя, как потом оказалось, они уже известны далеко за пределами Украины благодаря корпорации «Квартал 95» (представлена в медийном и зрительском пространстве более чем в 20 странах мира) как актеры, авторы и продюсеры. Из советского и российского КВНа вышло много талантливых людей, но эти, право, уникальны!
А еще и участие великолепных российских – украинских актеров более старшего поколения (Станислав Боклан и Виктор Сарайкин – оба театральные и киноактеры, народные и заслуженные по обе стороны российско-украинской границы, у каждого за плечами более 100 (!) ролей в кино). И живая Верка Сердючка. И даже сам Карл Лагерфельд (увы, недавно ушедший) в скромной роли «Карлуша, а ты останься, пожалуйста» во время сцены выборов официального бренда костюма Президента.
Прекрасная операторская работа с профессиональными мизансценами, дальними и ближними планами. Монологи, диалоги и дискуссии. Чудесные, с большой любовью снятые, картинки украинских городов, по которым мечется главный герой, по пути снимая с должности коррумпированных чиновников… В основном, Киев – «Мать городов русских». И красивый, сочный русский язык, на котором не просто разговаривают, а думают все герои фильма – от президентов, министров, олигархов, банкиров, губернаторов – до украинских обывателей. И главный герой тоже. «Мова» и суржик, скорее, исключение.
И юмор. Не сатира, не сарказм, а чистый, как слеза ребенка, юмор. Не знаю, как описать свои ощущения – они просто зашкаливают! Тут «отдыхают» все – и всякие там КВНщики, бывшие и настоящие, и «пельмени» разной лепки, и все российские «шоу» вроде «Камеди Клаб», и даже любимые мною «Квартет «И». Юмор интеллектуалов, да еще в небезопасной «отрасли жанра» – политической. И при этом – полное отсутствие пошлости. Редкий случай. Причем высокое качество юмора не делает фильм комедией, какой его пытаются представить некоторые критики, журналисты и рекламщики. В общем, это – полноценный качественный сериал, со множеством сюжетных линий. Очень серьезный и сделанный на самом высоком уровне.
Но главное – это, во-первых, сюжет про ординарного учителя истории, который вдруг становится Президентом Украины, и, во-вторых, уникальная личность главного героя и исполнителя роли, автора, продюсера, режиссера – Владимира Зеленского. Сюжет, поначалу, кажется карамельно-сказочным, почти выдуманным. В общем, современная Золушка, только иного полу. Ординарный учитель истории делится своими ощущениями украинской жизни со своим коллегой. Делится, выражаясь при этом чистым русским матом. Но про украинскую жизнь… Во мгновение ока этот учитель, Василий Голобородько, волею своего нерадивого ученика, который выложил его «установочный» монолог в Интернет, становится Гарантом «Незалежной». Со всеми вытекающими, так сказать…
И – заставка. Она открывает каждую серию: Президент едет на работу на велосипеде. На хорошем таком велосипеде. В шикарном костюме, при рубашке и при галстуке. И часы тоже есть. Тоже неплохие. Едет с бельевой прищепкой на брюках, чтобы они не попали в цепь. Прищепку он с оглядкой снимает на ступеньках своего офиса… А по дороге на работу его приветствуют киевляне – благообразные пенсионеры, мама с дочкой, простые бизнесмены. И под лирические слова песни: «Я люблю свою страну, люблю свою жену, люблю свою собаку. У меня почти все есть, достоинство и честь…». В общем, полная лепота, и на земли мир, и в человецех благоволение…
Совсем как у классика русской советской литературы Михаила Зощенко:
«И вот, стало быть, еду однажды на велосипеде.
Очень хорошая, славная современная машина. Жалко только — колесья не все. То есть колесья все, но только они сборные. Одно английское — «Три ружья», а другое немецкое — «Дукс». И руль украинский. Но все-таки ехать можно. В сухую погоду…
Осенняя природа разворачивается передо мной. Пожелтевшая травка. Грядка с увядшими цветочками. Желтые листья на дороге. Чухонское небо надо мной.
Птички щебечут. Ворона клюет мусор. Серенькая собачка лает у ворот.
Я гляжу на эту осеннюю картинку, и вдруг сердце у меня смягчается, и мне неохота думать о плохом. Рисуется замечательная жизнь. Милые, понимающие люди. Уважение к личности. И мягкость нравов. И любовь к близким. И отсутствие брани и грубости.
И вдруг от таких мыслей мне захотелось всех обнять, захотелось сказать что-нибудь хорошее. Захотелось крикнуть: «Братцы, главные трудности позади. Скоро мы заживем, как фон-бароны».
Это – credo главного героя.
А затем – начинается. Тут и политический триллер, и таинственные немногословные олигархи, разыгрывающие Украину вместе и по частям то ли в карты, то ли в шахматы, то ли в «монополию», и семейные драмы и конфликты, в том числе в семье новоявленного Президента и его школьного друга – Министра обороны. И пронзительный, уникальный монолог Президента (не помню уже, в какой серии) о том, как люди становятся «хохлами». Погони и взрывы, покушения и предательства. И гротеск – чего стоит новоявленный министр иностранных дел Украины (по случайному совпадению, Сергей Викторович, бывает же такое?). И юмор, и откровенный «стеб», когда речь идет о депутатах местного Парламента (прошу прощения, он, если быть точным, называется Верховной Радой).
О главном герое. В одночасье заняв высокий пост, он сразу назначает на ключевые посты в Государстве (ну, или почти на все) своих институтских друзей, которым он безоговорочно доверяет. Включая даже бывшую жену, которая становится главой Национального Банка… И они (по крайней мере, в первых двух сезонах), честно работают, несмотря ни на соблазны, ни на «отсутствие политического опыта». Просто честно работают.
Но важно не то, что и как делает Василий Голобородько со товарищи. Важнее – идея или, как сейчас принято говорить, «месседж», который несет новоявленный президент Украине и своему народу. В фильме нет ни «страны-агрессора», ни Донбасса, ни Крыма, ни «исконной», исторически, со времен Богдана Хмельницкого и битвы под Полтавой, врожденной тяги Украины в ЕС и в НАТО. Зато есть призыв к объединению всей страны, к освобождению от коррупции, концентрации усилий на собственном развитии, преодолении разрухи. И это – на фоне позитивного отношения ко всем согражданам, без деления на «западенцев» и «ватников», по национальностям или еще как, без внутренней агрессии по отношению к своим же, которой столь богата украинская история, особенно самоновейшая – со времен Майдана.
х х х
Когда я впервые смотрел «Слугу народа» в ноябре прошлого года, я ничего не знал об исполнителе главной роли, других актерах, сыгравших в фильме. Картина просто понравилась – актуальная тема, лихо закрученный сюжет, отличная операторская работа, хорошо прорисованные персонажи, незаурядный, яркий главный герой, сочный язык, тонкий юмор. В общем, фильм понравился, как говорится по-латыни, per se – какой есть, сам по себе… Но сразу возникло и желание узнать, кто они такие, создатели этого чуда, и кто такой Владимир Зеленский. И появился дилетантский зуд – желание написать рецензию на такое кино. Начал читать и смотреть.
И тут я открыл для себя целый мир, который, как оказалось, существует уже давно, в «параллельной» для нас, жителей России, украинской культурной реальности: «Студия» под названием «Квартал-95», ее авторы, продюсеры, режиссеры и исполнители, как и где они работают, их кинематографический бэкграунд, как и кому они продают (годами) свой «продукт» – великолепные, в своем роде уникальные политические шоу «на тему дня» и забавные, трогательные, ироничные телесериалы на, казалось бы, чисто бытовые темы (это я – о «Сватах»). Оказалось, что уже существует своего рода бизнес-идея и реальный, раскрученный бизнес, который ее, эту самую идею, воплощает в жизнь. И команда, которая все это делает.
И есть Владимир Зеленский. Исполнитель главной роли «Слуги народа», автор (или один из авторов), продюсер. А с некоторых пор – самый живой кандидат в Гаранты, которого он успел «нарисовать» и исполнить в своем политически-фантастическом и научно-реалистическом киносериале. Сам Зеленский, конечно, не ординарный учитель истории, а хороший такой юрист с киевским образованием, не житель обветшалой киевской «коммуналки», а «золотой мальчик» из знатной советской криворожской семьи. Не бедняк – учитель, а реальный, долларовый миллионер. Живой. Может быть, не такой, как Порошенко, Янукович, Ющенко, Тимошенко, или кто там у них еще есть. Но вполне себе миллионер. Плюс высокий IQ, которым вряд ли могут похвастать его нынешние соперники…
И у него, Владимира Зеленского, давно есть своя политическая позиция, которую он последовательно отражает в своем творчестве и в течение многих лет «тиражирует», доносит до избирателей, тьфу, зрителей через свои живые шоу, телевидение, интернет, кино. Миллионам, и не только на Украине. На русском языке. Ведь он на нем думает. Да посмотрите, наконец в You Tube трехчасовое интервью нашего героя украинскому политику и журналисту Дмитрию Гордону.
В общем, когда Зеленский объявил о своем выдвижении кандидатом в Гаранты, у него за плечами уже была многолетняя избирательная кампания. Этакий гандикап. Просчитанный и исполненный мастерски.
Впрочем, на этом хочу остановиться. BlogProFilm – это про кино, а не про политику. Хотя политически заряженное кино, точнее, рецензия на него, не может обойтись без оценки со стороны ее автора реальной политической позиции генератора идеи, продюсера и исполнителя главной роли. Руки, естественно, чешутся, ведь политическая аналитика – мое второе хобби…
Поэтому про «Слугу народа»: уникальный кино- и интернет-фильм, в котором мастерски придуманный, очень жизненный сюжет снят, срежиссирован, спродюсирован и сыгран очень профессионально. Анонсированный авторами третий сезон, который должен был выйти в 2019 году, судя по всему, немного откладывается. Вместо него – реальная драма, комедия, лихо закрученная интрига нынешней избирательной кампании, сотрясающей Украину, а вместе с ней – ее ближних и дальних соседей.
Так что смотрите все – и два телесезона, и третий, реальный телесезон, в котором одним из главных игроков выступает Голобородько/Зеленский. Хотя правильнее – Зеленкий/Голобородько. Уверен, что получите ни с чем несравнимое удовольствие. Закончится скоро – в самом конце марта.
А впрочем, решайте сами.
Ваш,
Дилетант
Честно признаться, весьма неожиданная и неоднозначная для нашего портала тема, но коль скоро у нас гавань независимых мнений, то было интересно почитать и узнать, что и где делается, помимо Голливуда. Однако Кот-Пофигист далёк от политических убеждений, а потому даст свой комментарий исключительно с кинематографической точки зрения. Первое и главное, что хотелось бы сказать: возможно, сюжетно и визуально сериал смотрится зрелищно, но сама идея фантазии на тему “альтернативного президентства” в наше время далеко не нова. И первое, что приходит на ум, конечно же блистательный “Карточный домик” (House of Cards). И дело даже не в том, что первый из шести сезонов “Карточного домика” запустили на два года раньше начала съёмок “Слуги народа” – истоки сюжета House Of Cards уводят в далёкий 1990й, когда сняли первую телеверсию экранизации одноимённой книги. Не хочется никого упрекать в плагиате, но факт остаётся фактом: сюжетная задумка не нова, не оригинальна, а лишь адаптирована и высажена на украинскую почву. Слоган сериала “История следующего президента” подчёркивал бы его юморной характер, если бы не реальная предвыборная кампания, инструментом которой теперь и выглядит фильм. Да, возможно, инновационным инстументом, но всё же лишь инструментом, а не произведением. И уже политики, а вовсе не киноискусства. И если “Карточный домик” оборвался на 6-м сезоне в результате скандала, далёкого от политики, то для “Слуги народа” 3-й сезон может стать последним как раз по политическим мотивам. А жаль, возможно,было бы куда лучше, если бы авторы не пытались впихнуть невпихуемое и не стремились слить в один продукт кино и политику. Они немножко запутались, кто же им нужен – зритель или избиратель, а ведь порой это далеко не одни и те же люди. Сейчас не 1990-е, и заставить людей верить в политически-кинематографическое “МММ” не на словах, а в бюллетенях будет куда сложнее. Однако это уже политика, а Кот не политик, а пофигист.
Неоднозначное мнение об этом сериале лично у меня – то,что начиналось как серьёзный сериал о перипетиях украинской политики и бурлениях в тамошних кулуарах вдруг становится ни много ни мало, а инструментом политической борьбы и своеобразной агитки на выборах (а уж тренд нынешних выборов в/на Украине известен многим, не буду его выводить в подробностях, ибо блог не про политику, а о кино). Да ещё есть стойкое такое ощущение, что всё вот это вот (видеоряд, где укро-президент катит на лисапеде на работу и все прям ему настолько радуются, что облизать готовы, и пафос этот о любви к “ридной неньке”) это этакая разновидность киноподелок господина Геббельса на тему “как хорошо в стране германской жить”, слегка подкорректированная в сторону реальности. И подспудно чувствуется, что “в этом мотиве есть какая-то фальшь”
И соглашусь, и не соглашусь с предыдущим комментатором. Мне кажется, в данном случае перегибать в сторону дяди Геббельса – это слишком. Сериал всё же задумывался как шутка юмора с намёком на серьёзные темы. Однако не могу отрицать того, что авторы явно перегнули палку и вышли за рамки кино в политическое поле. А вот это зря – кинематограф это искусство, а политика – грязное ремесло.
А меня сериал “Слуга народа” заинтересовал благодаря рецензии (очень хорошо написана). Если он смешной, сатирический, талантливый – почему не использовать политическую тему? Но только, если талантливый.
Политическая комедия – тоже достойный жанр кино. Не знаю, смогу ли просмотреть все серии, как Дилетант, но составить представление, пожалуй, надо.
Спасибо незнакомому автору V.M. Во-первых, за оценку текста. Правда, приятно,чего уж там.
Во-вторых, за выраженное намерение посмотреть сериал и составить собственное представление.
Надеюсь, не пожалеете.
И еще: за пару недель до первого тура вышли в интернет-прокат три новых серии третьего сезона “Слуга народу”. Качество кино не ухудшилось, сюжет, очевидно, не подпал под сиюминутное влияние остервенелой политической борьбы (да и некогда авторам было его переделывать, все задумывалось еще в прошлом году).
Если будет возможность – посмотрите все вместе.
С уважением,
Diletant
Не поймите неправильно, уважаемые автор и предыдущие комментаторы, но мне всё же остаётся неясным, каким образом сие произведение относится к кинематографу. Я не буду отрицать, что сериал может быть сделан на очень высоком уровне, с качественной операторской работой и добротным монтажом, но есть два «но», заставляющих меня априори относить его не к кино, а к совершенно иным сферам. Во-первых, сама тема и сатирическая её трактовка, а во-вторых, выбранное для релиза время. Любому ёжику понятно, что это – тщательно спланированный заранее элемент предвыборной компании, а вовсе не entertainment. Ну вот что хотите делайте, а я не могу воспринимать такие вещи, как фильм. Так же, как, да простит меня Лени Рифеншталь, не могу воспринимать как фильм «Триумф воли» – это агитационный материал, политический инструмент (при этом с большим уважением отношусь к её ранним экспериментам в фэнтэзи и поздним документалкам). В «Слуге» меня как искушённого зрителя, помимо прочего, несколько коробит утрированная эмоциональность (ну вот торчат эти КВН-овские ушки!) и выпученные глаза Зеленского. Да, вкусовщина, несомненно. И ещё кое-что: ввиду захламлённости новостного пространства Украиной (причём порой в совершенно ненужных объёмах) у меня нет желания ещё и кино про неё смотреть. Но рецензия Diletant-а тем и ценна, что даёт подробный разбор, возможно, будущего исторического документа предвыборной гонки.
Уважаемая kot_pofigist! Если уж Вы пошли на продолжение дискуссии, значит одно из двух: либо Вы не до конца высказались, либо Вы в чем-то сомневаетесь. Либо и то, и другое. Вместе.
Но в любом случае, тема заслуживает продолжения.
Вы многое прояснили из Вашего предыдущего комментария.
Пойду не совсем по установленному Вами порядку, но по существу.
1. Начну с весьма уважаемой мною Лени Рифеншталь и “Триумфа воли”. Это, все-таки, было и есть настоящее кино. С мощным политическим зарядом. Эстетикой своего времени. Картинкой, которая дух захватывает. Авторским текстом. Энергетикой, наконец.
Только жанр «Триумфа» – другой: не movie. а documentary.
Совсем как “Обыкновенный фашизм” Михаила Ромма: потрясающе сильное воздействие на зрителя, естественным образом подготовленного. В остальном – как в «Триумфе». Лапидарно. Мощно. Пронзительно. С Идеей. Правда, с другой.
И оба эти документальные блокбастеры отличаются и от “Die Deutsche Wochenschau», и от «Новостей дня», которыми потчевали немецкого и советского зрителя почти перед каждым киносеансом. В качестве пропагандистской подкормки.
Однако, спасибо: Вы оборонили фильм “Слуга Народу” от облыжного обвинения в геббельсовской пропаганде, а меня – от возможных упреков в примитивных представлениях о жизни, истории, кино, фашизме и коммунизме и прочая… Пишут же некоторые, видимо, никак не отвечая за свои слова). Ну, да Бог им, этим некоторым, судья…
2. А теперь про Ваш коммент. Цитирую: “Два «но», заставляющих меня априори относить его не к кино, а к совершенно иным сферам. Во-первых, сама тема и сатирическая её трактовка, а во-вторых, выбранное для релиза время.
Тема – выборы. Президентские, в данном случае. Какие-никакие, но выборы. Пусть и на Украине. Но тема фильма «Слуга народу» – не эти, конкретные, выборы 2019 года, а выборы на Украине «вообще», с выборной проблематикой, не связанной ни с конкретной датой, ни с конкретными персонажами, ни с текущей политической жизнью.
Тема выборов присутствует в том же “House of Cards”, который Вы очень кстати помянули. А “All the King’s Men” (три «Оскара» в далеком 1949 году плюс советская кино-экранизация 1971 года «Вся королевская рать» с великолепным звездным составом – Георгий Жженов, Олег Ефремов, Алла Демидова, Лев Дуров, Ростислав Плятт)? А “All the President’s Men” (1976 год. Кто не помнит, это о «Уотергэйте», с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом)? А насквозь политизированный фильм “The Vice”, ставший предметом интересной дискуссии авторов и читателей нашего блога?
То есть сама по себе тема не табуирована. Наоборот, она занимает весьма достойное место в мировом и российском кинематографе.
Да и сатирической трактовки в кинофильме «Слуга народу» не видно. Трактовка в этом фильме – самая широкая, от сатиры, иронии, комедии – до политики, трагедии (ну посмотрите же, наконец, само кино, а не отзывы или рецензии, монологи президента Голобородько о «хохлах»,«безвизе» или «внешней помощи»!!).
Во-вторых, относительно времени релиза. Я пытался высказаться о фильме вне текущего политического контекста. Релиз в ноябре 2018 года (или даже раньше) не мог предполагать, что В. Зеленский, исполнитель заглавной роли «Слуги народу», ринется во власть. Разве что, он сам и его команда давно об этом думали.
А еще Ваше «априори». Сразу припечатали и фильм, и рецензию. Заранее. Априори, так сказать. Не глядя. Прямо наотмашь. “Пастернака я не читала, но все равно…”. По Вашим словам, получился всего лишь «будущий подробный разбор документа предвыборной гонки».
Я же пытался писать про кино, а не про политику… Видимо, не получилось. Обидно, конечно.
Но все равно, не зарекаюсь от новых попыток. И про кино, и про политику.
Ваш,
Diletant
Уважаемый Diletant,
Коротко: я не имею вредной двойственной привычки сомневаться, поэтому если продолжаю дискуссию, то именно потому, что возникла ещё какая-то мысль/ассоциация. Что до воли и триумфа, и соглашусь, и нет: соглашусь в том, что энергетика и видение кадра абсолютно авторские, а не соглашусь в том, что это был 200% гос.заказ и, если можно так сказать, развёрнутый трейлер к Олимпиаде 1936. Да, сама Лени относила фильм к документальным, а вот её заказчик – вряд ли. Конечно, любая документалистика отличается от новостных лент, впрочем, сам жанр этих новостных лент давно канул в лету. А документалистика осталась, и пропаганда осталась, и, как показывает практика, последняя может принимать самые разные формы, так почему бы ей не обернуться увлекательным сериалом как самым “потребляемым” для современной аудитории форматом? По поводу того, что “Слуга народа” – о выборах “вообще”: даже если бы он был снят о выборах в космическую Раду в 5049 году, я бы всё равно подсознательно связывала его с нынешними выборами 2019 года. Согласитесь, дата его релиза (заблаговременно продуманная и, без сомнения, просчитанная), а особенно третьего сезона не оставляет шанса не связать его с этими, конкретными треклятыми выборами. И насчёт “априори” – речь была как раз о том, что Вы написали именно о фильме.
Restaurace Sanduga v Praze nabizi svym zakaznikum sluzbu doruceni objednavky domu. Minimalni objednavka pro rozvoz cini 500 Kc, cena rozvozu 100 Kc. Muzete si objednat sushi a rolky, salaty, polevky, hlavni jidla a samozrejme vlastne vyrobene lahodne dezerty.
Jidlo na objednavku v Praze je skvela prilezitost vyzkouset chutne a kvalitni pokrmy z restaurace za prijemne ceny. Pokud si objednate nad 2 500 Kc, dostanete od nas lahev Prosecca zdarma.
Planujete nejakou rodinnou oslavu, ale na vareni nemate ani cas, ani naladu? Reseni je zrejme – objednejte si jidlo domu v Sanduze. Nas rozvoz funguje kazdy den od 16:00 do 21:30. Skvela jidla z restaurace Sanduga usnadni zivot, protoze nemusite travit cas nakupovanim a varenim. To pro vas zajistuji profesionalni kuchari s bohatymi zkusenostmi, kteri pouzivaji pouze cerstve a vysoce kvalitni produkty.
Sleva 15% na telefonicke objednavky +420 773 938 433.
Коллеги авторы и читатели!
Доколе? Доколе мы будем терпеть хамство рекламодателей, их нежелание и неумение думать, насколько уместно размещать ресторанную рекламу и иную на нашем, смею сказать, достаточно серьезном ресурсе.
Надо бы “фильтровать базар” и удалять подобный трэш с сайта. Банить отправителей. Давайте, почистим нашу площадку от такого мусора.
Ваш,
D