Совсем не best
«Бестселлер» (Канада, Великобритания) сняла молодая канадская актриса и режиссёр(ка) Лина Росслер. На мой взгляд, её дебютная режиссёрская работа не совсем удалась. Даже несмотря на то, что в фильме занят великолепный Майкл Кейн в роли спившегося и опустившегося писателя Харриса Шоу.
Слава Харриса давно в прошлом, а будущего нет, он живёт затворником, горюя о давно умершей жене и сознательно избегая людей. На что живёт, загадка – дом заложен, гонораров нет, пишет в стол и беспробудно пьёт. Единственная привязанность старого писателя – его кот. Молодая издательница Люси Стейнбридж (Обри Плаза) находится в сложной ситуации: доставшееся ей по наследству издательство прогорает, книги плохо покупают, люди читают мало. Писателей-инженеров человеческих душ заменили плохо образованные блогеры, вещающие всякую ерунду в интернете. Читатели отдают предпочтение электронным книгам, только супер-бестселлер может заставить их купить бумажное издание. Молодёжь вообще далека от книг, её приоритет – мелькающие видео-картинки Тик-Тока. В портфеле издательства нет ничего, способного привлечь массовую аудиторию.
И вдруг…, как бывает в сценариях, да и в жизни тоже, возникло это спасительное «вдруг». Оказалось, что давно забытый гений, автор единственного популярного романа, имел обязательства перед издательством Стейнбриджа: по договору он был должен издателям, а теперь и Люси, как наследнице, ещё один роман, причем с условием участия в рекламной кампании по всей стране. Люси решила сделать ставку на Харриса Шоу, но для этого нужно заставить его написать книгу и раскрутить её.
Тема фильма не нова: старый нелюдимый мужчина и молодая амбициозная женщина в тех или иных личностных взаимоотношениях встречаются в кинематографе. Чтобы сказать что-то новое в классическом сюжете о противостоянии поколений, нужны неординарные решения. Этого у создателей фильма не получилось.
Персонаж Обри Плаза не очень убедителен. Сосредоточившись на спасении книжного бизнеса, она не столько деловита, сколько зажата, впечатления интеллектуалки не производит. На мой субъективный взгляд, американской актрисе недостаёт яркости, харизмы и таланта. Однако, как оказалось, Обри Плаза весьма востребована. Вот и Гай Ричи пригласил Обри в свой новый боевик «Операция «Фортуна» на роль оперативницы ЦРУ, ассистентки персонажа агента МИ-6 Джейсона Стэйтема. Там сюжет нешуточный – в очередной раз на повестке дня спасение человечества. Видимо, для такого дела обязательно нужна женщина с напряженным лицом (будь это мужчина, сказала бы «со сложными щами»). Одним словом, опять клише, феминизм, «разнарядка» на принадлежность к «меньшинствам» (Обри Плаза в 2016 году совершила каминг-аут как бисексуалка). Ну да ладно, Гай Ричи плохих фильмов не снимает, поживём-посмотрим.
В «Бестселлере» Плаза в дуэте с Кейном не дотягивает до уровня 88-летнего английского актёра. Хотелось бы более рельефного и интересного решения трансформации сложных отношений молодой настырной издательницы и старого, разочарованного в людях писателя. Одиночество – удел не только пожилого человека, но и деловой современной женщины Люси Стейнбридж. В отчаянии растопить лёд непонимания, она рассказывает Харрису о себе: всегда была лучшей в университете, много работала, стремилась к лидерству, стала отличным редактором, но личной жизни нет, только бизнес. Действительно, личная жизнь Люси осталась где-то за кадром, видимо потому, что авторам нечего о ней рассказать. Попытка заняться сексом со старым приятелем окончилась фиаско, потому что он самодовольно не стал скрывать намерения купить её издательство. Она навещает в больнице недееспособного после инсульта отца, но это тоже эпизод. Всё остальное экранное время Люси на пределе физических и душевных сил сопровождает капризного пьяницу Харриса в поездке по Канаде. Персонаж О.Плазы не слишком интересен потому, что решён шаблонными приёмами, это некий образ-манекен.
Даже тема кота толком не раскрыта. Хотя при правильном подходе пушистые любимцы могут обеспечить фильму дополнительные очки. Старый писатель привязан к коту, но, отправляясь в рекламный тур с новой книгой, про кота как бы и не вспоминает. Старик не мог не интересоваться своим питомцем, оставленным на попечение какой-то неубедительной суетливой издательской сотруднице (Эллен Вонг), бегающей по магазинам. Женские роли у женщины режиссёра явно слабоваты, со штампованными ужимкам, мимикой и стилем поведения.
Непонятен ещё один момент. В аннотациях для отечественного проката «Бестселлер» называют чаще всего «комедией», либо «комедией и драмой», или даже «искрометной драмеди». Смотрят ли фильмы те, кто пишет обзоры? Фильм по жанру психологическая драма, даже трагедия, ничего смешного там нет. Старость, одиночество, ненужность талантливого человека в новых реалиях. Неужели кого-то смешит до первобытного гогота нецензурная брань писателя, или то, как он мочится на свою новую книгу на встрече с читателями или поджигает книжный магазин? Неадекватное поведение вызвано не только тем, что Харрис асоциальная личность. При кажущейся полной оторванности от мира он понимает, насколько одебилено современное общество. Популярность и кучу просмотров в интернете приносит не талант, а скандал и эпатаж.
Фильм не то, чтобы совсем неудачен, он скорее стереотипен. Зрителю сразу понятно, что издательница и писатель будут сначала жёстко конфликтовать, но потом он проникнется доверием к девушке. Ясно и то, что горький пьяница в конце фильма умрёт, а Люси будет вознаграждена за своё терпение и человечность. К плюсам фильма я бы отнесла само обращение к книжной и издательской теме. По большому счёту к «Бестселлеру» нет претензий по трём позициям: игре Майкла Кейна, (который хорош в любой роли от аристократа до бомжа), великолепным пейзажным съёмкам (в Монреале и провинции Квебек) и классической музыке, звучащей в фильме.
М.С.
Майкл Кейн – это знак качества в мире кинематографа и конкретно в части кастинга. Тем не менее, на этот фильм глаз не упал, а после рецензии нашего эксперта и вовсе смотреть не хочется. Знаете, все кинематографические тренды последних лет довольно скоротечны, тем не менее, феминизация уже успела набить такую оскомину, что нет никакого желания смотреть на неинтересные приключения очередного неинтересного женского персонажа. Вообще по своей концепции конфликта-диалога поколений и постепенного таяния льдов в отношениях, казалось бы, несовместимых людей этот фильм напомнил мне мультик “Вверх!” про угрюмого дедушку и одинокого мальчишку, а ещё больше – фильм Софии Коппола “Трудности перевода”. Женщина-режиссёр из влиятельной кинематографической семьи имеет все возможности и ресурсы, однако фильм вышел абсолютно “женский”, предсказуемый на все двести процентов и мало чем запоминающийся. Хотя, казалось бы, Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, удивительная Япония как живые декорации к происходящему. Прямо как здесь, прекраснейший канадский Квебек. Не знаю, наверняка есть зрители, кому по душе такая предсказуемость. Но не мне.