Трансильванские сказки
Не стоит думать, что странствующий критик kot_pofigist предложит вам стандартные направления для отпуска. Банальность ему не по душе, а потому мы с вами отправимся в оригинальную поездку по скрытой жемчужине Старого Света. Фильмы, о которых пойдёт речь, знают все, но мало кому придёт в голову, что сняты они были именно здесь. Итак, сегодняшний рассказ – для внимательных кинопутешественников, ценящих детали, любящих историю, природу и немножко мистику. Добро пожаловать в Румынию!
Румыния – страна восхитительных архитектурных красот, впечатляющих видов и поразительного природного разнообразия. Здесь есть и суровые снежные горы, и густые, пожирающие солнечный свет, леса, и равнины, на которые можно неотрывно взирать со спонтанно высящихся посреди них одиноких холмов с древними крепостями, и море, ничем не уступающее признанным курортам. Здесь хорошие дороги, интересные люди, ценящие свою самобытность и умеющие сделать свою страну уютной и привлекательной для пока не столь объёмного потока туристов. И здесь снималось огромное количество фильмов, причём не только классических румынских детективов, байопиков и «красных» вестернов, по которым сходили с ума зрители Советского Союза. Новая эра западного кинематографа обратила свои взоры на Румынию как на нестандартную и относительно дешёвую съёмочную площадку, а местные достопримечательности легко выиграли конкуренцию с голливудскими декорациями. Замков, дворцов и крепостей здесь едва ли не больше, чем в Баварии, Швейцарии, Австрии и Чехии вместе взятых, они отлично сохранились и поддерживаются в отличном состоянии, а традиционная румынская ни на что не похожая архитектура со своими многочисленными стилями привлечёт любого художника-постановщика. Природа же позволяет воспроизвести на плёнке практически любой ландшафт и эпоху, дело лишь за оператором. Приготовьтесь, будет много красивых фотографий и неожиданных открытий.
Легендарный фильм Энтони Мингеллы «Холодная гора» (2003), получивший шесть номинаций на Оскар-2004 и принесший награду Рене Зеллвегер, помимо американских Ричмонда и Чапел-Хилла был почти полностью снят в Румынии. Война Севера и Юга, штат Северная Каролина, конфедераты, крестьяне, бродяги, прекрасная и талантливая Николь Кидман, преисполненный любви и долга Джуд Лоу – всё это в Румынии. Сцены в горах снимались в живописнейших местах северной Трансильвании – в деревушках под Шимлеу-Сильванией, недалеко от границы с Венгрией, а также в Шоарше (Şoarş) и в Сашизе, что лежат на полдороги из Фэгэраша и средневекового Брашова в не менее средневековую Сигишоару, родину того самого Влада Цепеша. В силу определённых обстоятельств именно он стал прототипом Дракулы, но эту байку я расскажу вам позже, десерт не подают прежде основного блюда. В «Холодной горе» появляются и окрестности города Рышнов (Râşnov), расстилающегося по плоской равнине между двумя горными массивами и увенчанного холмом с величественной крепостью, мощной и вселяющей вековую уверенность в постоянстве исторических закономерностей. Крепость Рышнов расположилась на своём холме как неприступное гнездо, как закрученная раковина, по улицам которой можно долго петлять, пока с самой вершины не откроется потрясающий панорамный вид на равнину и прилегающие горы, утопающие в густых лесах, точно в ковре.
Райан Джонсон, режиссёр теперь уже культового сериала «Во все тяжкие» и один из строителей новой вселенной «Звёздных войн», в 2008 году снял авантюрный фильм «Братья Блум» об экстравагантных мошенниках в исполнении Марка Руффало и Эдриана Броуди. Однако легковесная, на первый взгляд, лента наполнена не только лежащим на поверхности сходством имён персонажей с героями джойсовского «Улисса», но и совершенно авторским взглядом на визуализацию образов и декораций. Ни в каком мешке голливудской пыли не утаишь такой бриллиант, как королевский замок Пелеш (Castelul Peleş) в горном городе Синая. Благодаря своей вычурной архитектуре, сочетающей элементы трансильванско-саксонского фахверка, итальянской стенной росписи и традиционных румынских стилей он запоминается с первого взгляда и навсегда, и, будь я Уолтом Диснеем, мой выбор символа для студии пал бы именно на этот замок – кружевной, сказочный, изящный и стремящийся ввысь своими игольчатыми башнями, окружённый таким же возвышенным густым трансильванским лесом и большим каскадным парком, он по праву был главной резиденцией румынских монархов. В фильме же он играет всего лишь поместье в Нью-Джерси, что для исторического памятника такого уровня мелко и даже несколько унизительно. Впрочем, фильм помог оценить и запомнить его невероятную красоту миллионам зрителей, которые ранее, возможно, даже не подозревали об этом скрытом сокровище Европы. Также в «Братьях Блум» засветились многочисленные румынские средневековые улочки и знаменитое казино на черноморском побережье в Констанце(Constanţa).
Другим необычным замком, «приютившим» множество фильмов и сюжетов, стал потрясающий замок Корвинов в Хунедоаре (Castelul Corvinilor). Таинственная крепость венгерских феодалов, якобы ставшая оружейным складом Габсбургов и тюрьмой для Влада Цепеша, опять же вызывающе необычна по своей архитектуре, но её образ несёт столь отчётливую печать готики, что не задействовать её в прошлогодней хоррор-сенсации «Проклятие монахини» было невозможно, тем более, что действие происходит именно в Румынии. Этот же замок появляется и в «Призрачном гонщике-2» наряду с городом Сибиу, озером Видрару и Трансфэгэрашским шоссе (Transfăgărăşan) – одной из красивейших скоростных трасс в мире, которое пролегает неподалёку от ещё одной достопримечательности, связанной с Владом Цепешем, – горной крепостью Поенарь.
Во многих фильмах румынские города и веси мелькают, как километры на том самом Трансфэгэрашском шоссе. В развесистой комедийной клюкве под названием «Борат» фигурируют деревни Мороень и Глод в регионе Дымбовица (Dâmboviţă), в авторском и оставшимся бы на задворках кинематографа (если бы не Харви Кейтель и Жерар Депардье) проекте «Прощание с дураками» – старинный город Сигишоара (Sighişoara), и он же – в упомянутом выше «Проклятии монахини». Чем уж так привлекает кинематографистов родной город Влада Цепеша, сказать сложно, видимо, в этом нагромождении узких улочек и черепичных крыш, вьющихся воротником вокруг окрестных холмов, кроется нечто особенное, подлинное и натуральное, неприлизанное и пока ещё не до отвала туристическое. Очень любопытно, как кино обходится с религиозным вопросом в Румынии: почти 90% населения страны – православные христиане, католицизм и протестантизм локализованы всего в двух административных регионах страны, в Сату Маре и Бихоре на границе с Венгрией, и в центре страны, на стыке исторических областей Трансильвания и Молдавия. Тем не менее, в массе фильмов сюжет связан именно с католическими священнослужителями в Румынии, как будто это основная конфессия.
Не обошёл стороной кинематограф и столицу страны Бухарест (Bucureşti). Он является полноправным героем фильма «Опасная иллюзия» (уж не знаю, за что так перевели оригинальное название The Necessary Death of Charlie Countryman – «Неизбежная смерть Деревенщины Чарли»), где Шайа ЛаБёф и Мадс Миккельсен в вихре криминального действа проносятся мимо едва ли не всех центральных достопримечательностей города. В нём же снимались многие сцены «Теоремы Зеро» Терри Гиллиама с Кристофом Вальцем и Тильдой Суинтон, в фильме можно видеть концертный зал Атенеум, парк Кароля I и другие известные места исторического центра.
Возвращаясь к началу нашего виртуального путешествия, не могу не вставить свои пять копеек о любимом мною жанре – в силу разнообразия ландшафтов Румынии повезло стать натурой для истинно американских сюжетов не только в «Холодной горе». Ещё одна история о Гражданской войне, драматический феминистский вестерн «Гостиная» (2014), где три южанки в одиночку отбиваются от вражеских солдат, был снят в живописных местах в деревне Поенарь (Poenari), недалеко от одноимённой крепости и лихо очерченных гор, которые теперь прорезает Трансфэгэрашское шоссе. В здешних лесах полно медведей, туристам рекомендуется быть осмотрительнее в самостоятельных походах в крепость, и это не шутки – история не стоит на месте, но природа в Румынии осталась практически нетронутой, и звери здесь чувствуют себя по праву спокойно и как дома. Если соберётесь ехать, всерьёз предупреждаю – не ходите в национальные парки без проводников и будьте начеку возле туристических достопримечательностей – мишки выходят из леса даже в городской черте. В одном из наших «баттлов» мы обсуждали «Братьев Систерс», так вот, и этот вестерн был почти полностью снят в Румынии, в тех же живописных местах, что и «Холодная гора». Деревенька Шоарш лежит в долине в Южной Трансильвании, к северу от неё невысокие горы уходят в сторону Сигишоары, а к югу поднимается суровый массив Фэгэраш – безусловно, не Калифорния, где по сюжету братья преследуют некоего авантюриста-золотоискателя, но при должной операторской доработке выглядело бы вполне аутентично.
Внимательный зритель и заядлый путешественник углядит румынские просторы и города в мелькании экшн-эпизодов «Неудержимых-3», «Перевозчика-3» и «Бунраку», в «Зеркалах» с Кифером Сазерлендом, в «Беовульфе» с Кристофером Ламбертом, в «Парнях со стволами» с Майлзом Теллером и Джоной Хиллом. И конечно, я не могу не напомнить знатокам киноиндустрии, что одна из крупнейших европейских производственных баз находится именно в Румынии – MediaPro Studios в Буфте, пригороде Бухареста. На её площадках снимали многие сцены норвежского фильма-катастрофы «Волна» (Bølgen, 2015), о котором мы в своё время рассказывали в нашем обзоре фильмов о стихиях. Потрясающе зрелищному и держащему в напряжении до последней минуты триллеру также повезло на пару сцен всё в той же деревеньке Шоарш, уже ставшей визитной карточкой западных фильмов в Румынии.
И даже не думайте, что я закончу свой рассказ о Румынии, не упомянув Дракулу и всю мощь и обаяние готической вампирской эстетики, ставшей ещё более популярной с развитием киноиндустрии. В это сложно поверить, но из всех наиболее известных фильмов о Дракуле ни один не был снят в Румынии. А Влад Цепеш, он же «по паспорту» Влад III Дракулешти, сильно удивился бы, узнав, какой потусторонний имидж приклеился к нему, вполне реальному и брутальному, с начала XX века. Он действительно был жестоким правителем, и, стоит отдать ему должное, патриотом, при этом хитрым политиком и решительным до безрассудства военачальником, проявив за свою, в общем-то, недолгую жизнь такую невероятную активность, что и не снилась современным «эффективным менеджерам». Успев побывать в турецком плену, договориться и поругаться с венграми, результативно повоевать с турками, с головой влезть в трансильванско-валашские распри и торговые войны, укрепить несколько крепостей, просидеть 12 лет в венгерской тюрьме, пожертвовать богатства на строительство монастырей и пасть от рук неизвестных убийц, Влад остался крайне заметным и интересным историческим персонажем. Сведения о нём неполны и обрывочны, зато сохранился замечательный колоритный портрет с причёской как из барбершопа и легенда о страсти сажать на кол всех неугодных. Такой способ казни Влад, вероятно, подсмотрел в Турции, куда в детстве был отправлен «под залог» по итогам решения своего отца заключить мирный договор с султаном. В итоге нападавшие на румынские земли турки были биты своим же оружием, а Влад прославился в веках своей отвагой и, будем говорить, инновационным управленческим подходом. Теперь его портреты красуются на открытках, магнитах и прочем сувенирном барахле вплоть до снежных шаров и постельного белья.
Задумав свой роман, Брэм Стокер, очевидно, вдохновился именно его харизмой и неоднозначностью, хотя документальных подтверждений в дневниках писателя не сохранилось. Впрочем, выбор прототипа среди румынских исторических деятелей Средневековья у него был небольшой: фамилию-прозвище Дракула взял себе лишь отец Влада III, присоединившийся к рыцарскому Ордену Дракона, а сын её унаследовал. Сложнее с замком Дракулы: так уж получилось, что всемирно признанной резиденцией вымышленного графа считается замок Бран (Castelul Bran). Развею всяческие туристические иллюзии: замок, безусловно, красив, невероятно стар и полон легенд, но воеводе Владу никогда не принадлежал. Он разве что мог останавливаться в нём в своих походах, по другой версии – охотиться в лесах неподалёку, по самым же смелым предположениям – томиться здесь в очередном венгерском плену. При выборе более близкой вам версии имейте в виду, что с расположенным неподалёку городом Брашов (Braşov) и его купечеством Влад всегда враждовал. Брэм Стокер, восемь лет работая над книгой и изучая в том числе и географию событий будущего романа, никак особенно не выделял этот замок среди других. Его биографы склонны думать, что он скорее придал мрачному и величественному месту постоянной прописки графа черты шотландского замка Слэйнс. Эти внушительные руины расположены неподалёку от отеля «Килмэрнок Армс», где Стокер писал первую часть романа.
Возможно, при выборе «фирменной» достопримечательности Дракулы замок Бран выиграл конкуренцию благодаря тому, что отлично сохранился, и добраться до него несколько проще, чем до многих других куда более тесно связанных с именем Влада замков и крепостей. Во внешнем великолепии ему действительно не откажешь: он высится на скалистом холме, прикрытый с одной стороны лесистыми горами. С его разноуровневых стен и ассиметричных башен открывается обзор чуть ли не до самого Брашова, в его каменном теле – переплетения ведущих неведомо куда лестниц, лабиринты комнат, россыпь окон и террас, выходящих во внутренний двор и на южную стену. Истинная музейная ценность замка ещё и в том, что с конца XIX века он входил в систему королевских резиденций, здесь в 1920-х гг. жила королева Мария, бабушка последнего короля Румынии Михая. Экспозицию королевской обстановки, фотографий, предметов и одежды можно осмотреть вместе с несколько искусственно вписанными сюда музеями средневековых пыток и всяческими вампирскими аттракционами.
Замок окружён парком и лесом, и здесь мы снова возвращаемся к кино. Думаю, все читатели прекрасно помнят фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» (1992), сразу ставший классикой готического хоррора. Ну ещё бы, как забыть Гэри Олдмэна, создавшего самый обаятельный и привлекательный образ графа-вампира всех времён и народов! Но все ли помнят его образ в деталях? Не задумывались ли вы, откуда на шёлковом графском галстуке взялась заколка с российским гербом? Мне этот вопрос буквально не давал покоя, как и грустные графские глаза, однако я всегда считала герб ошибкой в фильме – мол, режиссёр и художники по костюмам решили максимально стилизовать костюм Дракулы под стимпанковый рубеж столетий, добавив к нему исторические акценты из Восточной Европы, вроде герба Российской Империи.
Но всё оказалось не так просто, и ошибка не такая уж безосновательная. Безусловно, ни к Королевству Румыния, ни к Трансильвании герб с двуглавым орлом отношения не имеет. Первый ключ к разгадке неожиданно подсказал замок Бран: обойдя его со всех сторон, я внезапно обнаружила на его западной стене скульптурное украшение в виде российского герба! Не потерять след после этого внезапного открытия внезапно помог румынский пользователь соцсетей mada.vandra, которого вдохновила моя публикация о загадочной связи замка и фильма. Благодаря его исследованию румынских источников тайна окончательно разгадана: в 1936 году новая советская дипломатическая миссия в Бухаресте демонтировала императорский герб со здания посольства и приняла решение передать его в дар румынскому королевскому правительству. В итоге герб был размещён на замке Бран и стал неотъемлемой частью его декоративных элементов. Вероятно, просматривая фотографии «замка Дракулы», создатели фильма придумали включить эту хитрую ассоциацию с Браном в образ главного героя, не подумав, что герб вовсе не румынский.
Весь фильм был снят в павильонах студии Universal в Западном Голливуде и Sony Pictures в Калвер-Сити. В 1993 году картина получила три «Оскара»: за лучшие костюмы, лучший монтаж звука и лучший грим, и именно с неё начался долгий путь Гэри Олдмэна к персональной награде. Снятый же в 2014 году в Северной Ирландии фильм «Дракула» с Люком Эвансом в главной роли выглядит не просто фэнтэзи для школьников, а довольно нелепой попыткой превратить готику в современный экшн с разномастными, как цыганский табор, персонажами, не обременёнными сложностью и связью ни с историческими фактами, ни с книгой о Дракуле. Между тем прелесть романа Стокера не в стремительности действия, а в психологизме и тонкости наблюдений, переданных через дневники и письма персонажей. И кстати, он ни капли не утрировал, описывая Трансильванию как мистический и дикий край, преображающийся с наступлением темноты: в первую же ночь меня встретила полная луна, нагло и всемогуще сияющая в звёздном небе под симфонически слаженный вой волков в густом готическом лесу прямо за гостиницей. Приезжайте в Румынию, будьте её дорогим гостем, взгляните на её прекрасные и разнообразные достопримечательности, которые в жизни порой намного краше, чем в кино.
kot_pofigist
Прочитала статью из долгожданной рубрики “Точка на карте” – и она сразу позвала в дорогу. Очень захотелось посетить эту удивительную страну мифов и легенд, богатой истории, красивейших замков, гор, покрытых дремучими лесами… А то, что Румыния – Мекка для кинематографистов стало открытием. Наш замечательный автор kot_pofigist – весьма эрудированный рассказчик, умеющий сразу заинтересовать и увлечь. В статье речь не только о кино, здесь и история, и природа, и мистические тайны, и собственные наблюдения и исследования (каков рассказ про российский герб на замке Бран и у Дракулы на галстуке!).
Наверняка, помимо дешевизны кинопроцесса, известных режиссёров привлекает в страну потрясающя природа и местный колорит. Оказывается, столько фильмов снималось в Румынии! Впрочем, то, что эта страна в тренде я заметила ещё на просмотрах 15-го Фестиваля немецкого кино, проходившего в начале декабря 2016 года в Москве. В трёх фильмах румынская тематика является главной в построении сюжета: “Тони Эрдманн” (фильм отмечен разными престижными наградами), “Приключения Нелли” и “Гуд бай, Берлин!” (кто заинтересуется, посмотрите наш архив за декабрь 2016 года).
И ещё – сразу по прочтении статьи стали всплывать в памяти румынские фильмы, снятые в социалистическую эпоху: исторические “Даки” и “Колонна”, музыкально-рамантичекие “Песни моря” со знамениым певцом Даном Спэтару и Натальей Фатеевой (за которую пела Лариса Мондрус). А чего стоит детективная сага из восьми фильмов про комиссара Миклована! (с 1972 по 1981). В этой знаковой роли снялся знаменитый румынский актёр, режиссёр и продюсер Серджиу Николаеску. Кто не видел, очень советую. А ещё, если найдёте – посмотрите гротескную комедию положений “Кто же миллиардер?” (1978). Съёмки проходили в Констанце и Бухаресте – в гостинице “Интерконтиненталь” в номере площадью 240 кв.м. Съёмочная группа проявила невиданную ловкость при съемках сцен в аэропорту Франкфурта – без виз и разрешений за 6 часов были отсняты сцены в аэропорту, не пересекая зоны пограничного контроля.
Интересно, как развивается национальный кинематограф сейчас? Что снимают румыны или только сдают площадки и красивые виды в аренду пришлым кинематографистам?
Но главное желание – поехать и посмотреть на всё, о чём здесь так интересно написано, своими глазами:))
М.С.
Внимательные читатель и соавтор MilaS вспомнила очень важный тренд в развитии европейского кино – мода на румынские сюжеты. Действительно, чем-то эта страна привлекает европейских кинематографистов, хотя, опять же, непонятно, почему – ведь порой в фильмах она играет вовсе не себя, а Боснию, Албанию или иную балканскую экзотику. Впрочем, в упомянутым фильме “Тони Эрдманн” сюжет и география съёмок совпали: дело происходит в Румынии, и снимали там же, разве что к уже знакомым нам студии MediaPro в Бухаресте и деревеньки Шоарш добавился город Плоешть – с 1960х годов крупный промышленный центр, окрестности которого ныне немного напоминают Калифорнию: на равнине высятся нефтеперегонные заводы, а вдоль шоссе тут и там попадаются нефтяные качалки. Помню, как комментировала этот фильм в фестивальном обзоре – дескать, какой в Румынии может быть крупный топливный сектор? Крупного в международном экспортном плане может быть и нет, зато страна полностью обеспечивает себя нефтью и газом, заправки исключительно свои, никаких узнаваемых логотипов иностранных топливных гигантов и в помине нет.
Возвращаясь к разговору о кино – Румыния продолжает развивать собственный кинематограф, одна из отличительных черт которого – неореализм с элементами сюрреализма и гротеска. Многие критики называют румынское кино последних двух десятилетий “румынской новой волной” за смелость замахнуться на исторические вехи в совершенно бытовом, обыденном и ситуативном контексте. Румынские режиссёры снимают частные истории людей, через которые можно понять страну, историю, политику, настроения в обществе. Есть и другое румынское кино, более вымышленное и приключенческое: к слову, тот же Серджиу Николаеску вплоть до своей смерти в 2013 снимал фильмы в качестве режиссёра и снимался сам. В 2000-е его заинтересовали детективные и провокационные сюжеты: “Последний коррупционер Румынии”, “Покер”, “Выживший” (не путать с оскароносным для ДиКаприо фильмом). Не оставлял он и жанр байопика, снявшись в собственном фильме о первом короле Румынии Кароле I и его участии в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Спасибо за отклик и новую информацию. Похоже, kot_pofigist спец по Румынии и у него припасено ещё много историй. Интересен взгляд на графа Дракулу, как на реального человека, а не заштампованный персонаж. И, конечно, Гэри Олдмэн в этой роли – лучший.
Забыла вчера написать, а сегодня восполняю – особая благодарность за интересные фотографии и подборку фото из фильмов. Хочу в Румынию – однозначно!
Так зацепила Румыния и конкретно – замки, что не могу не написать ещё один коментарий. Один из прекраснейших королевских замков Европы – Пелеш не случайно манит кинематографистов. Оказывается, первый румынский король Кароль I устроил в 1906 году в Театральном зале замка первый в стране кинопоказ. История умалчивает, что это был за фильм (я пока не нашла информации), а вот слова Кароля история до нас донесла – по завершении сеанса он сказал: “Ничто так не повлияет на новый век, как кино”. Это, между прочим, сказано задолго до часто цитируемого ленинского изречения “из всех искусств для нас важнейшим является кино” (1922). Как бы там не было, оба исторических деятеля оказались правы в оценке значимости кинематографа :))
Потрясающе красивая,как и описываемые здесь архитектура и природа Румынии, статья, которая написана прямо-таки поэтическим языком. А какие иллюстрации! Материал к тому же весьма и весьма познавателен – не только для туристов, планирующих ознакомиться с красотами Румынии, но и, что для меня наиболее важно, для настоящих киноманов. Как говорят, век живи, век учись. Мне лично никогда не приходило в голову, что типично американские ленты как “Холодная гора”, “Братья Систерс”, “Неприкасаемые 3” снимались в Румынии. Впечатлил также и крайне интересный рассказ про заколку с российским гербом – я неоднократно смотрел этот фильм, считаю его одним из лучших лент, снятых по мотивам бессмертного произведения Брама Стокера, однако никогда не замечал этой детали. А kot_pofigist, с его острым взором и пытливым умом, увидел! Вот что значит киноман-профи, от которого не ускользает ни одна мелочь!
Не могу не согласиться с Miloy Severnoy, что данная статья “зовет в дорогу”. Прочитав ее, возникло острое желание бросить все и отправиться в сторону волшебной и мистической Румынии и побывать, прежде всего, в т.н. замке Дракулы. Хотел бы также поблагодарить Milu Severnoyu ее за упоминание горячо любимого советским зрителем киносериала про комиссара Миклована (его портрет kot_pofigist разместил в своей статье) и комиссара Романа. Помнится, в юношеские годы мы по несколько раз пересматривали диковинные для того времени отдельные ленты этого киноцикла с великолепными перестрелками в духе классических вестернов и лихо закрученными сюжетами – “Чистыми руками”, “Комиссар полиции обвиняет”, “Последний патрон” и “Капкан”.
Теперь несколько слов о Дракуле. Полностью согласен с kotom_pofigistom, что Гэри Олдман является “самым обаятельным и привлекательным графом-вампиром всех времен и народов”, однако не соглашусь с Miloy Severnoy, что он – лучший. На мой взгляд, выше (как в прямом, так и в переносном смысле :)) легендарного Кристофера Ли в образе Дракулы никого нет. Даже великого Белу Лугоши не поставлю в один ряд с Ли. Мой рейтинг следующий: первого место – Кристофер Ли, второе – Бела Лугоши, третье – Гэри Олдман. Главное, в чем уступает Олдман Ли и Лугоши, как ни парадоксально, это своей человечностью. Он играет (и играет гениально) страдающего от потерянной любви человека (да, бессмертного, да, кровопийцу, но все-таки, прежде всего, человека), который в лице чистой и невинной Мины Харкер (Вайнона Райдер) находит свою погибшую возлюбленную. В то же время, Дракула Ли и Лугоши – это чистое зло, демон во плоти, властелин нежити. Именно таким Брам Стокер описывал своего Дракулу, и именно так я себе его представляю. Классический Дракула должен вызывать отвращение и омерзение (не говоря уже о неподдельном ужасе), а Дракула Олдмана вызывает определенного рода сочувствие и даже симпатию. К слову, вспоминается один смешной эпизод. Как-то в молодые годы я был был приглашен на прием в посольство Румынии. Проходя по длинному коридору, стены которого были увешаны красивыми фотографиями и картинами, живописующими Румынию, я вдруг наткнулся на известный портрет Влада III Цепеша (см. иллюстрацию к статье). Я непроизвольно воскликнул: “Дракула!” (как уже отмечал, молодой был, пока не наработал дипломатическую невозмутимость и сдержанность). При этом не заметил, что в тот момент со мной рядом стоял посол Румынии. Он строго и укоризненно посмотрел на меня и произнес: “Это не Дракула, а великий Влад Цепеш, национальный герой Румынии, который боролся против турецких захватчиков”. Вот так я перепутал миф с реальностью, которая подробно и со знанием дела описана в статье kota_pofigista.
Возвращаясь к мифическому Дракуле, хотел бы подытожить, что, как не печально, ни один из многочисленных фильмов про графа-вампира, включая и ленту Ф.Копполы, не был точной экранизацией знакового романа Б.Стокера. Это дает надежду на то, что мы еще увидим очередное воплощение образа Дракулы на экране. Очень хочется на это надеяться, хотя момент, вероятно, упущен – Ли и Лугоши уже с нами нет, а Олдман вряд ли захочет вновь примерить плащ и клыки Дракулы. Других кандидатур пока не вижу…
Уважаемый Navis, комментарий интереснейший! Редко Вы в последнее время появляетесь на сайте, а “город ждёт”! О Дракуле в кино есть информация – вскоре можно будет увидеть нового мистического “Дракулу”, но не полнометражный фильм, а телесериал. Об этом я сообщила в комментарии к другой статье автора kot_pofigist – про необычный чешский фильм “Водяной”. Но здесь вполне уместно повторить: компания ВВС презентовала ролик новой экранизации романа Б.Стокера. Сценарий написали создатели “Шерлока” Марк Гэтисс и Стивен Моффат.
В главной роли известный датский актёр театра и кино Клас Банг. Нашему зрителю он знаком по фильму “Квадрат” (Золотая Пальмовая Ветвь Каннского фестиваля 2017 года). Клас Банг – лауреат премии Европейской киноакадемии 2017 года в категории “Лучший европейский актёр” за роль всё в том же “Квадрате” (статья об этом фильме – в нашем архиве за сентябрь 2017 года). Банга в роли графа Дракулы я не могу себе представить, да и от телесериала ничего особенного не жду. Но это мнение может быть предвзятым, так как для хорошего актёра любые перевоплощения возможны…
Благодарю Navis-a за столь объёмный и интересный комментарий, приятно видеть нашего основателя и вдохновителя снова на блоге, да ещё с таким душевным рассказом о Дракуле! Сразу скажу, что статья не задумывалась для туристов – все мои байки в рубрике «Точка на карте» исключительно для исследователей мест съёмок, а это уже совершенно иной вид путешествий. Тем не менее, в случае с Румынией не могла не рассказать про «замок Дракулы» и его косвенную связь с кинематографом, в частности, с фильмом Копполы – по правде говоря, не ожидала, что разгадка тайны российского герба на галстуке Гэри Олдмена явится мне прямо на стене замка Бран.
Соглашусь и одновременно не соглашусь с Navis-ом в оценке экранизаций «Дракулы»: согласна с тем, что ни одна из существующих экранизаций не следует оригинальному роману. А не совсем согласна с попыткой составить «рейтинг Дракул»: во-первых, это вещь очень субъективная, равно как и отношение к персонажу в целом, во-вторых, они несравнимо разные. Действительно, в романе Дракула описан так, что вряд ли ему можно посочувствовать или посимпатизировать, к этой версии ближе лежат интерпретации Ли и Лугоши. Однако сам Брэм Стокер оставил читателю (а, стало быть, впоследствии и зрителю) одну лазейку: когда «команда мечты» под руководством профессора Ван Хельсинга предпринимает отчаянную попытку покончить с графом в его новой штаб-квартире в Лондоне, в дневнике кого-то из персонажей (а я напомню, что в романе нет текста «от автора», всё повествование ведётся через дневники и переписку действующих лиц) встречается такая фраза «…вероятно, будь граф кем-либо другим, ему в обстоятельствах подобной травли можно было бы даже посочувствовать» (в пианиста не стрелять, это не дословно, роман наизусть не помню). Таких умозрительных человечных пробросов в книге несколько, вероятно, именно за них и уцепились более поздние экранизаторы. И, честно признаться, при всём уважении к книжному оригиналу и великолепным культовым ролям Ли и Лугоши, человечность в Дракуле Гэри Олдмена невозможно обаятельна. Может быть, это как раз то, что я додумывала поверх книжного, основательно неживого образа (я не имею в виду романтическую линию, вот она-то мне кажется в фильме Копполы излишне сопливенькой), а может, такому харизматичному персонажу очень к лицу живость ума и темперамента, какой бы нежитью он ни был. Между прочим, не советую игнорировать статью «Биографии сверхъестественных аристократов»: эту дискуссию можно продолжить и там.
История о приёме в посольстве – просто блеск. Ирония в том, что с развитием туристической индустрии современные румыны, похоже, воспринимают национального героя Румынии князя Влада III Цепеша исключительно как Дракулу, и вот это некоторым образом печальненько. Впрочем, достопримечательности, связанные с реальным Владом, также очень популярны, в силу его бурной политической активности разбросаны по стране и предоставляют путешественнику-историку широкий выбор маршрутов.
В связи с интереснейшей статьей автора kot_pofigist о Румынии и дискуссии об этой удивительной стране и её кинематографе, хочу упомянуть один фильм. Это ужастик средней руки – «Пещера» (2005). И, тем не менее, спецэффекты там есть, путешествия по пещерам достаточно хорошо сняты, ожидание пугающей неизвестности присутствует. Фильм является совместным производством США, Германии и Румынии. Завязка обещала любопытное зрелище. Итак, действие происходит в Румынии. Группа ученых, профессиональных дайверов и спелеологов отправляется в глухие карпатские горы. Их цель – узнать что-нибудь о давно пропавшей в затопленных пещерах экспедиции. В глухой чащобе они наталкиваются на руины аббатства XIII века, которые, как оказалось, скрывают вход в подземный грот. Дух исследований и открытий манит группу вглубь бездны, и вот там их подстерегают не научные открытия, а ужасы потустороннего мира. Обвал отрезает путь назад, нужно искать другой выход, и вот тут-то и начинаются настоящие приключения. Впрочем, действие постепенно сводится к методичному пожиранию подземными чудовищами биологов-спелеологов (первым ожидаемо съели румынского ученого Николае). Нечисть подземного мира выглядит классически мерзко – это существа зубастые, покрытые слизью, перепончатокрылые, которые непонятно откуда берутся и куда исчезают.
Актеров, как положено, подбирали по принципу толерантности – чернокожий, китаец, американцы, румын. Исследователи заражаются странными вирусами, которые постепенно перерождают людей в мерзких тварей. Те, кто не был сожран, несет в себе заразу. Актер Коул Хаузер (руководитель группы Джек Макаллистер) хорошо передает этапы метаморфоз своего героя, члены группы хотя и верят ему, как лучшему дайверу, но понимают, что с Джеком что-то не так. Труден путь из подземного мира, и только трое чудом доберутся до поверхности, вынырнув в безлюдном озере, окруженном всё теми же загадочными карпатскими горами. Развязка интересна, хотя и ожидаема. Вопрос: видел ли этот фильм уважаемый Navis (специалист в жанре триллеров и ужастиков)?