Шпионский мост (Bridge of Spies)
Еще одна история про шпионов. И название под стать: «Шпионский мост». Для меня «шпионский фильм» – неотразимая приманка. Хоть про шпиона, пришедшего с холода, хоть про того, который любил кого-то, хоть про Лоуренса Аравийского, хоть про Штирлица, хоть про недавний российско-иностранный сериал о Мата Хари… A must (конечно, не все подряд). В конце концов, тема шпионов и шпионажа в кино, с самого появления этого самого важного для нас искусства, как метко отметил Владимир Ильич Ульянов-Ленин, является одной из самых важных в этом главнейшем из искусств. Мудрый Ильич, естественно, имел в виду кино, а не шпионские фильмы.
А в них, в хороших шпионских фильмах, – и action, и интеллект гораздо выше среднего, и козни правительств, и продуманные действия (то бишь, козни) их разведок, и нерв, и интрига, и страсть, и чувство долга, и смерть, и любовь, и предательство, и невиданные виды оружия на грани научной фантастики, и стрельба с погоней или без оной, и много чего еще… В общем, жанр, который я по-дилетантски люблю и готов смотреть в любое время и в любом месте, даже, как сейчас, в предгорьях Тянь-Шаня. Естественно, не все: шелухи и однодневок здесь тоже хватает…
А тут интригующее название, да еще и имя одного из главных героев – Рудольф Абель, легендарный советский разведчик, прототип известного каждому взрослому советскому кино- и телезрителю героя фильма «Мертвый сезон», казалось бы, навечно слившийся с образом великого Донатаса Баниониса. А еще не менее выдающийся прототип – Джеймс Донован. Человек-легенда для всех, кто ее знает, хотя бы кратко… В общем, великое искушение для каждого любителя жанра.
Оказалось, что это совсем не шпионский фильм. В нем собственно шпионажа и нет почти. Разве что чуть-чуть, в самой экспозиции, когда авторы только начинают выстраивать сюжет, констатируя, что один из главных героев – советский разведчик-«нелегал», за что и задержан бдительными американскими спецслужбами.
Больше ничего: ни про реальную работу, ни про предательство, приведшее к аресту, ни про предшествующую жизнь, ни про родителей героя фильма… Просто про обитателя типичной Бруклинской мансарды 1950-х годов, фотографа-художника, который, очевидно, попался, и видимо, не случайно… Ну, еще немного – про американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса, который по заданию ЦРУ США выполнял рутинный и наглый разведывательный полет над территорией СССР, был сбит советской ракетой, не захотел или просто не смог воспользоваться системой самоликвидации, в следствие чего попался в плен. Вот и весь, собственно, шпионаж. Пауэрса в финале обменивают на Абеля на том самом «Шпионском мосту» на границе Западной и Восточной Германии. Заодно с американским «студентом». Как это, собственно говоря, и было на самом деле. Но повторюсь, фильм не об этом…
Тогда о чем?
Это – фильм про историю США 50-х – 60-х годов прошлого века, когда общественное сознание во многом формировалось под воздействием «советского фактора» – главной внешней угрозы не только интересам США в целом, но и физическому существованию всего населения, от мала до велика. И для американцев не важно было, «кто первый начал»? «Они» или «Мы»? Все они – или подавляющее большинство, от детей до взрослых, – видели в Советах смертельно опасного врага, с ядерной бомбой, которая вот-вот может свалиться на их головы. Агентов врага надо «мочить», невзирая ни на что.
Это – фильм о соотношении общественного мнения и права, в том виде, как оно понимается американцами в соответствии с их же, американской, традицией. Естественно, не всеми… Какое тут право, когда нам всем угрожают, да еще и шпионов подсылают…
Это – фильм о персональном конфликте отдельно взятого юриста с машиной правосудия, которая политизирована, настроена на уничтожение «супостата». И не важно, что судья, который должен вынести смертный приговор, знает этого юриста как облупленного, а его супруга встречает его как сына… В конце концов судья, отказавшись от вынесения смертного приговора, руководствуется не правовыми, а чисто прагматическими доводами (понимает, что в любой потенциальной сделке нужен залог. Just business, nothing personal).
Это – фильм о семейном конфликте, возникшем на почве социально-политического психоза, «общественного порицания» действий адвоката, честно исполняющего свой долг, причем не по своей воле и с четким пониманием того, что его подзащитный (не клиент, ведь клиент (заказчик) в данном случае – само Государство) – враг его собственной страны. Адвокат подвергается чудовищному давлению не только извне, и сталкивается с непониманием со стороны семьи, которая реально страдает под давлением общественного мнения, причем не вообще, а вполне конкретно: в дом семьи летят пули, настоящие, и местная полиция, как обычно, ничего не может – а точнее, не хочет, – сделать.
Это – фильм об особой личностной связи адвоката и подзащитного, основанной не на формальной обязанности адвоката добиваться для своего подзащитного максимально возможного соблюдения закона, особенно когда речь идет о возможном смертном приговоре. В случае с этим Адвокатом и этим Подзащитным речь идет о взаимном уважении двух Личностей, которые постепенно приходят к пониманию – ни в коем случае не к оправданию – своих взаимоотношений, к взаимному уважению и симпатии.
Это – фильм о спецсужбах. И об американских, и о советских. В коих числятся люди разные. И нагловатые, самоуверенные оперативники, и люди, мыслящие по-государственному (естественно, в зависимости от того, какому государству они служат). Напомню, что сам Донован как раз и относился ко второй категории. Кадровый сотрудник спецслужб, завершивший свою военную карьеру в высоком по всем меркам звании коммандера (а вы помните знаменитого Джеймса Бонда? Тоже коммандер, не вымышленный). После воинской службы – Главный юрист в Управлении стратегических служб США, прародителе всех американских разведок и контрразведок, и почти сразу (!) – член американской команды на Нюрнбергском процессе. Затем – преуспевающий юрист. А после «дела Абеля» – эксклюзивный специалист по эксклюзивным «разменам». Кавалер Distinguished Intelligence Medal, которую посторонним не дают, да и вообще, ее не принято носить…
Тем не менее, это фильм об Американце. Да-да, именно так, с большой буквы. Динозавр. Ископаемый. Политик, юрист, разведчик. Таких и тогда было мало, что ж тут про нынешних. В этом же – независимость, патриотизм, семейные ценности, образование, ум, способность не презирать, а ценить и уважать противника.
Получилась документальная драма, основанная на реальных событиях, реальных биографиях и фактах. Сделано в США, американцами для американцев, а уже потом – для всех остальных, в том числе и для «русских», как нас привычно называют не только на Западе, но и во всем мире. Про их, американскую, историю, про их политику, про их право. Про их жестокость и гуманизм, про их семьи, их быт. И про их отношение к нам, по крайней мере, в то время… А что, из песни слова не выкинешь… Плохое оно было, это отношение… Таким же и остается. Что поделаешь?
Хочу отдать должное Стивену Спилбергу. Ему, конечно, уже давно воздали это самое должное. Многократно и сполна. И от нового, совсем небольшого, должного ему, в общем-то, ни тепло, ни холодно. Тем не менее, я по-дилетантски рад этому фильму. Он затронул «нерв», или один из нервов американского бытия, пусть и на частном историческом примере, который, наверняка, давно забыт, или вообще не известен большинству американцев. Заговорил о своих, американских, проблемах, об американском обществе. Без конъюнктуры. Без политики (нынешней политики). Без политкорректности. Это вам не истеричная кампания Голливуда в поддержку «старушки Клинтон» – в ней же не нужно ни мужества, ни интеллекта, ни таланта, только Money, money, money… Always Funny…
В фильме нет ни одного афро-американца ни в их, американском, ни в «нашем» лагере. И геев, как ни странно, тоже нет… Просто реальная картинка Америки, какой она была в середине прошлого века. И это, заметим, не «Броненосец Потемкин», а американский фильм, снятый в Голливуде, да еще и в 2015 году. Но это я так, a propos… Однако, поучительно. И для нас, и для них. Или наоборот.
Об актерах. Здесь – не отдельные звезды, которые сверкают сами по себе. В центре – уникальный дуэт Тома Хэнкса и Марка Рэйланса. Сверкают вдвоем, и каждый по-своему.
Том Хэнкс в роли Джеймса Донована. Его герой – член прокурорской команды США на Нюрнбергском процессе (а там, у них, случайных людей не было. Только лучшие, только отборные профессионалы, только патриоты до мозга костей). После войны – преуспевающий страховой юрист, партнер (совладелец) солидной адвокатской конторы. Заметьте, не мелкий страховой агент, продающий полисы за небольшую комиссию, а адвокат, который ведет многомиллионные дела своих далеко не бедных клиентов). Примерный отец образцового американского семейства. Через мгновение после того, как он назначен формальным защитником русского агента – вдруг – превращается во врага общества и сталкивается с полным непониманием в своей семье. Подвергается откровенному остракизму даже со стороны попутчиков в электричке, которые узнают его по фотографиям в утренних газетах… А еще чуть не становится врагом своего собственного государства и его всемогущих спецслужб. А тут еще советский «нелегал», который, по его мнению, не относится к позорной категории предателей. А этот советский агент – личность, которая не утратила своего достоинства, гордости и чувства долга даже под угрозой смертного приговора.
Хэнксу удалось все: и роль Адвоката, и роль арбитра в противоборстве «ихних» и «наших» спецслужб, и роль главы семейства, который, вопреки общественному остракизму сохранил любовь и преданность жены, и роль тайного переговорщика, и проявление тончайшей эволюции в отношениях со своим подзащитным (от неприязни и настороженности, «чувства врага» через понимание, сострадание, уважение – к формированию human bond, тонкого, но достаточно прочного для того, чтобы выдержать сокрушительное внешнее давление. Он, безусловно, центральная фигура. Почему не «Оскар»? Это известно одному Богу, да еще, наверно, Миле_Северной, которая разбирается в предмете (Оскаре, в данном случае) не хуже, чем Он…
Зато бесспорно заслуженный «Оскар» достался английскому театральному актеру Марку Рейнолсу. Первый выход в большое голливудское кино, и попадание «в десятку»! Получился персонаж колоритный и в чем-то противоречивый. С одной стороны, заурядная, неприметная внешность бедного художника из Бруклина, одного из миллионов европейских иммигрантов, сутулость, очки, вставная челюсть, вечно хлюпающий нос. А за этой внешней неприметной оболочкой – железная воля, отвага, верность присяге, фаталистическое «А это поможет?» (чисто одесский «вопрос на вопрос» о том, не боится ли он смерти или не согласится ли работать на противника? И это при том, что Рудольф Абель не был ни евреем, ни даже одесситом, и вообще был, как пишут, немцем). И проницательность, и сострадание к своему адвокату, в одиночку противостоящему безжалостной машине американского правосудия и общественному мнению.
Если продолжать о фильме, то можно сказать много хорошего и о ролях «второго плана», в которых
задействованы и прекрасно играют великолепные актеры. Тут и партнеры Донована по фирме, и его семья, и Председатель Суда, и его супруга, и спецслужбисты с обеих сторон, и американские полицейские, и восточногерманские военные, готовые исполнить любой приказ (Ordnung uber alles), и «массовка» в американском пригородном поезде, то искренне враждебная, то искренне восхищенная… И очень не хочется брюзжать по мелочам, которых хватает в этом фильме. Это, конечно, биографический фильм, но не документалистика, в конце концов. Да и документалисты тоже грешны: вспомните Лени Рифеншталь, например…
Впрочем, это – всего лишь дилетантские рассуждения по поводу фильма.
Смотрите сами,
Ваш
Diletant
P.S. от Navis’а: Совершенно очевидно, что это этот фильм значительно глубже и серьезнее, чем просто обычный фильм про шпионов. Равно как и эта рецензия значительно глубже и серьезнее, чем обычная рецензия на шпионские фильмы. На мой взгляд, блестящий материал, написанный с душой и со знанием дела! "Шпионский мост" уже есть на лицензионных DVD и BD – спешите купить и получить удовольствие!
Блестящая статья Дилетанта!
Это даже не рецензия, а эссе о целых пластах американской действительности 50-х – 60-х годов, взгляд как бы изнутри: о настроениях в обществе, политической обстановке, семейных ценностях, профессиональном подходе к делу (сейчас профессионализм – реликтовое свойство, почти изжитое торжествующей серостью из всех сфер жизни), чести и достоинстве, и о неординарных личностях, принимающих судьбоносные решения.
Фильму дана очень серьёзная оценка. Такого подхода не наблюдалось в нашей прессе – не разглядели его ни многомудрые критики, ни дипломированные журналисты, ни кино-обозреватели. А жаль. Но Дилетант разложил всё по полочкам. Читать не только увлекательно, но и на 100 % познавательно; такая информация заставляет зрителя думать, анализировать события (хотела сказать: не такие уж давние, но оглядываясь назад, понимаешь – давние, середина прошлого века уже подёрнулась пеленой истории).
А что касается Оскара, которого и фильм, и Том Хэнкс, безусловно, заслужили, так уважаемый Дилетант сам и ответил на этот вопрос: “В фильме нет ни одного афро-американца… И геев, как ни странно, тоже нет”. Вот и ответ.
Спасибо за интереснейшую статью, хотелось бы, чтобы даже в дальних поездках (где-то в предгорьях Тянь-Шаня), Вы не забывали своих читателей и почитателей, и не забрасывали в долгий походный ящик своё талантливое, профессиональное, острое перо.
Жду новых рецензий,
Мила Северная