«Я, Клод Моне». Impression

Показы документальных фильмов на широких экранах стали уже привычными. И это очень отрадный факт. Во многих городах России проходят международные фестивали документальных фильмов, в том числе независимых и авторских. В Москве документалистику можно посмотреть в Центре документального кино, «КАРО Октябрь», на «Винзаводе», в кинозале Третьяковской галереи, киноклубе «Эльдар» и многих других больших и маленьких площадках.

Фильм «Я, Клод Моне» посмотрела в кинотеатре «Салют», что у станции метро «Академическая». Тихий, спокойный, домашний, в жилом квартале, в стороне от больших дорог, в отдалении от торговых центров. Думала: приеду за 15 минут до показа, куплю билет в центре зала, и буду наслаждаться живописью Моне практически в полном одиночестве, как в частном кинотеатре. Каково же было моё удивление, когда увидела, что в кассу змеится очередь – и не на блокбастер, и не на новый супер-пупер мультфильм, а на документальный «Я, Клод Моне». Билеты разбирали, как горячие пирожки. И опять же не могу не отметить тенденцию: зал был заполнен не только любознательными тётеньками, которые всегда составляют большинство в кино, музеях, на выставках, нет – все возрастные категории были представлены в зале, в том числе молодёжь обоих полов и даже мужчины средних лет. Товарищи и господа, всё не так плохо с тягой к высокому и прекрасному, публика штурмует культурные бастионы.

Документальная лента «Я, Клод Моне» (Великобритания, 2017, режиссёр Фил Грабски) посвящена основателю импрессионизма, одному из самых известных живописцев XIX и XX вв. Фильм основан на письмах и личных дневниках самого художника. Никаких сторонних оценок и умных (но обычно скучноватых) рассуждений многомудрых искусствоведов. Только голос за кадром, который читает текст от первого лица. Чтение спокойное, почти бесстрастное, но повествующее о трудном, трагическом пути художника. Практически вся жизнь – нужда, болезни, потеря близких (первая жена, вторая жена, старший сын). И одержимость работой, невзирая на трудности, отчаяние, депрессии. Фантастическая работоспособность, постоянный интерес к природе и людям, способность рисовать при любой погоде, радоваться дождю, снегу, туману, яркому солнцу, красивым девушкам в ярких нарядах, непосредственности ребёнка и улыбке любимой женщины. «Я хочу рисовать всё!», – говорил Моне. Количество и разнообразие созданного им потрясает. Его прекрасные, искренние работы, наполнение движением, цветом и светом, не были оценены современниками, почти не покупались. Увы, в свои лучшие годы он не мог обеспечить семье достойное существование: не было денег на еду, лекарства для жены, краски и холсты. На плаву его поддерживали друзья-художники, переводившие Моне деньги. Периоды относительного благополучия были непродолжительны, бедность и лишения шли за ним по пятам. Но ничто не могло сломить волю художника в следовании своему предназначению.

Понравилась операторская работа. Зрители имеют возможность побывать в тех городах, где Моне жил, или в местах его многочисленных путешествий, посетить улицы, бульвары, соборы Парижа, Гавра, Руана, Лондона, посмотреть на маленькие деревушки, сельские пейзажи, тенистые сады и парки, солнечное морское побережье. Фильм не только демонстрирует картины художника, но и оживляет их. Моне часто рисовал море и скалы в местечке Этрета на побережье Ла-Манша, и мы, с помощью оператора, имеем возможность внимательно рассмотреть технику художника, мазки его кисти, а затем оценить всю картину целиком, с другого ракурса. И вдруг волны на картине приходят в движение, кружат чайки, начинают качаться лодки и вот уже картина полностью оживает, и мы видим современный вид этого удивительного места со скалой в виде готической арки. Именно в Этрета художник чуть не погиб, не заметив огромную волну, которая вдруг накатила на берег, сбив его с ног. Моне чудом спасся, потеряв и картину, и краски. Такой же эффектный приём материализации живописи используется и при показе других полотен.

В чем преимущество таких арт-фильмов? Для тех, кто интересуется искусством, но не может или не хочет топтаться на выставках, можно получить огромное удовольствие от прекрасного видеоряда, комфортно устроившись в удобном кресле. И тебе не только картины покажут вблизи и с расстояния, но и нескучно расскажут о самом художнике и его творчестве. Такого эффекта, сидя дома на диване, не достигнешь, обязательно что-нибудь отвлечёт от просмотра. В музее есть эффект сопричастности, но… или народу много (все мешают всем), или устанешь быстро (в ногах правды нет), а в тёмном тихом зале вся информация хорошо воспринимается и в правильном порядке раскладывается по полочкам в голове.

Мила Северная

kot_pofigist

Комментарии

  1. May 6th, 2018 | 5:10 pm

    Очень интересно и познавательно. Спокойная и основательная рецензия, позволяющая оценить творчество одного из самых значительных творцов импрессионизма сквозь призму кинематографа. Думаю, что благодаря этому умному материалу, нам стоит призадуматься над созданием новой рубрики, посвященной документалистике.

Оставить комментарий