«Я, Клод Моне». Impression
Показы документальных фильмов на широких экранах стали уже привычными. И это очень отрадный факт. Во многих городах России проходят международные фестивали документальных фильмов, в том числе независимых и авторских. В Москве документалистику можно посмотреть в Центре документального кино, «КАРО Октябрь», на «Винзаводе», в кинозале Третьяковской галереи, киноклубе «Эльдар» и многих других больших и маленьких площадках.
Фильм «Я, Клод Моне» посмотрела в кинотеатре «Салют», что у станции метро «Академическая». Тихий, спокойный, домашний, в жилом квартале, в стороне от больших дорог, в отдалении от торговых центров. Думала: приеду за 15 минут до показа, куплю билет в центре зала, и буду наслаждаться живописью Моне практически в полном одиночестве, как в частном кинотеатре. Каково же было моё удивление, когда увидела, что в кассу змеится очередь – и не на блокбастер, и не на новый супер-пупер мультфильм, а на документальный «Я, Клод Моне». Билеты разбирали, как горячие пирожки. И опять же не могу не отметить тенденцию: зал был заполнен не только любознательными тётеньками, которые всегда составляют большинство в кино, музеях, на выставках, нет – все возрастные категории были представлены в зале, в том числе молодёжь обоих полов и даже мужчины средних лет. Товарищи и господа, всё не так плохо с тягой к высокому и прекрасному, публика штурмует культурные бастионы.
Документальная лента «Я, Клод Моне» (Великобритания, 2017, режиссёр Фил Грабски) посвящена основателю импрессионизма, одному из самых известных живописцев XIX и XX вв. Фильм основан на письмах и личных дневниках самого художника. Никаких сторонних оценок и умных (но обычно скучноватых) рассуждений многомудрых искусствоведов. Только голос за кадром, который читает текст от первого лица. Чтение спокойное, почти бесстрастное, но повествующее о трудном, трагическом пути художника. Практически вся жизнь – нужда, болезни, потеря близких (первая жена, вторая жена, старший сын). И одержимость работой, невзирая на трудности, отчаяние, депрессии. Фантастическая работоспособность, постоянный интерес к природе и людям, способность рисовать при любой погоде, радоваться дождю, снегу, туману, яркому солнцу, красивым девушкам в ярких нарядах, непосредственности ребёнка и улыбке любимой женщины. «Я хочу рисовать всё!», – говорил Моне. Количество и разнообразие созданного им потрясает. Его прекрасные, искренние работы, наполнение движением, цветом и светом, не были оценены современниками, почти не покупались. Увы, в свои лучшие годы он не мог обеспечить семье достойное существование: не было денег на еду, лекарства для жены, краски и холсты. На плаву его поддерживали друзья-художники, переводившие Моне деньги. Периоды относительного благополучия были непродолжительны, бедность и лишения шли за ним по пятам. Но ничто не могло сломить волю художника в следовании своему предназначению.
Понравилась операторская работа. Зрители имеют возможность побывать в тех городах, где Моне жил, или в местах его многочисленных путешествий, посетить улицы, бульвары, соборы Парижа, Гавра, Руана, Лондона, посмотреть на маленькие деревушки, сельские пейзажи, тенистые сады и парки, солнечное морское побережье. Фильм не только демонстрирует картины художника, но и оживляет их. Моне часто рисовал море и скалы в местечке Этрета на побережье Ла-Манша, и мы, с помощью оператора, имеем возможность внимательно рассмотреть технику художника, мазки его кисти, а затем оценить всю картину целиком, с другого ракурса. И вдруг волны на картине приходят в движение, кружат чайки, начинают качаться лодки и вот уже картина полностью оживает, и мы видим современный вид этого удивительного места со скалой в виде готической арки. Именно в Этрета художник чуть не погиб, не заметив огромную волну, которая вдруг накатила на берег, сбив его с ног. Моне чудом спасся, потеряв и картину, и краски. Такой же эффектный приём материализации живописи используется и при показе других полотен.
В чем преимущество таких арт-фильмов? Для тех, кто интересуется искусством, но не может или не хочет топтаться на выставках, можно получить огромное удовольствие от прекрасного видеоряда, комфортно устроившись в удобном кресле. И тебе не только картины покажут вблизи и с расстояния, но и нескучно расскажут о самом художнике и его творчестве. Такого эффекта, сидя дома на диване, не достигнешь, обязательно что-нибудь отвлечёт от просмотра. В музее есть эффект сопричастности, но… или народу много (все мешают всем), или устанешь быстро (в ногах правды нет), а в тёмном тихом зале вся информация хорошо воспринимается и в правильном порядке раскладывается по полочкам в голове.
Мила Северная
Очень интересно и познавательно. Спокойная и основательная рецензия, позволяющая оценить творчество одного из самых значительных творцов импрессионизма сквозь призму кинематографа. Думаю, что благодаря этому умному материалу, нам стоит призадуматься над созданием новой рубрики, посвященной документалистике.