2001 маньяк

Не сочтите меня человеком с дурным вкусом, но я недавно с большим удовольствием посмотрел выпущенный в отличном исполнении компанией West Video фильм 2005 года «2001 маньяк» («2001 Maniacs»).

«2001 маньяк» стал первым полнометражным фильмом американского режиссера Тима Салливана («Дрифтвуд»), который более известен в киноманских кругах США как продюсер. Кстати, в настоящее время он, видимо окрыленный определенным успехом своей первой картины, снимает ее сиквел.

2001M1

«2001 маньяк» является римейком ставшего сейчас культовым фильма Хершелла Гордона Льюиса «2000 маньяков» 1964 года (к своему великому стыду вынужден признаться, что я его не видел). Сразу же оговорюсь, что эту картину ни в коем случае нельзя рассматривать только как фильм ужасов. Да, в ней есть и жестокие, даже бы сказал, извращенные убийства (например, своеобразное четвертование путем отрывания рук и ног, привязанных к лошадям, вливание кислоты в рот, насаживание на огромный вертел через анальное отверстие, раздавливание прессом и огромным колоколом), и много-много кровищи, однако все эти «безобразия» подаются таким образом, что скорее воспринимаются не как ужасы, а как пародия на ужасы, своего рода черная-пречерная комедия. Веселья в этом фильме много, и связано оно главным образом с забавным, почти что анекдотичным изображением деревенской жизни как будто застывших в 19-м веке обитателей небольшого южноамериканского городка поселкового типа Плезент Вэлли (у нас переводят как «Чудная долина», «Долина удовольствий» и т.д.). Чего только стоят два тупых до слабоумия сына мэра городка, причем один имеет явно гомосексуальные наклонности, а второй на протяжении всего фильма бегает с полуспущенными штанами за приглянувшейся ему овцой! А как вам два бомжеватого вида бродячих кантри-музыкантов (Джонни Ледженд – «Невеста Реаниматора», «Дети кукурузы 3», «Человек на Луне» и Скотт Спигел – «Зловещие мертвецы 1 и 2», «От заката до рассвета 2», «Человек-паук 1 и 2»), у которых на все случаи жизни, будь то праздник или дикое смертоубийство, находится пара-тройка соответствующих моменту песен? Их музыка проходит практически через весь фильм. Особенно мне понравилась кульминация картины, когда их коронная песня-гимн конфедератов-южан «The South will rise again» («Юг восстанет снова») плавно переходит в грохочущий металлом тяжелый рок.

2001M2

Иными словами, «2001 маньяк» гармонично (если вообще это слово применимо к данному фильму) сочетает в себе юмор и ужасы.

Кроме того, фильм отличается наличием множества сцен с обнаженной женской натурой, которые весьма кстати вписываются в общую канву картины (в отличие от многих других фильмов ужасов категории «Б» с участием в подобных сценах, мягко говоря, несимпатичных моделей и актрис, которым и показывать-то нечего, здесь играют очаровательные девушки с достойными фигурами).

2001M3

В ленте Салливана также затронуты и некоторые серьезные вопросы, правда, в весьма легковесной интерпретации. Так, тезис о необходимости прилежно учиться в колледже является ключевым для фабулы фильма – если бы герои-старшеклассники не лодырничали, а лучше учили историю США, в частности разбирались бы в перипетиях Гражданской войны между Севером и Югом, то возможно многим из них (а то и всем) удалось бы избежать страшной участи в Плезент Вэлли. Важным для картины является высказывание мэра городка «Око за око», которое оправдывает с точки зрения жителей Плезент Вэлли все зверства по отношению к героям фильма. Именно эта фраза будет иметь первостепенное значение для жизни оставшихся в живых молодых людей в финале фильма (подробности опущу, так как не хочу испортить впечатление от просмотра зрителям, которые смотрят картину в первый раз).

2001M4

В основном все молодежные «ужастики» (а «2001 маньяк» вполне можно перечислить к оным) грешат слабой актерской игрой. В этом смысле лента Салливана не стала исключением. Однако с большим «НО». Слова о неумелой актерской игре относятся лишь к главным героям – молодежи, приехавшей в Плезент Вэлли. Что же касается лицедеев, сыгравших жителей этого городка, то здесь совершенно другая ситуация. Конечно же среди них особенно выделяются бессменный Фредди Крюгер всех времен и народов Роберт Инглунд (все фильмы киносериала «Кошмар на улице Вязов», «Призрак оперы» 1989 года, «Съеденные заживо») в центральной роли одноглазого (с выразительной повязкой, декорированной изображением флага конфедератов) мэра Бакмана (Инглунд всегда великолепен в ролях злодеев) и замечательная американская актриса Лин Шэй («Змеиный полет», «Тупик», «Сотовый») в образе матриархальной главы общины Плезент Вэлли Бабушки Бун. И Инглунд, и Шэй превосходно сочетают черный юмор и доброжелательность с патологической жестокостью и садизмом. Про выразительных кантри-певцов я уже упоминал выше. В эпизодических ролях «засветились» суперзвезда кантри-музыки Трэвис Тритт (работник бензоколонки), сам режиссер Тим Салливан (гробовщик Гарри), режиссер и актер Илай Рот, повторивший свою роль путешественника Джастина по кличке Грим из снятой им «Лихорадки» (кстати, «2001 маньяк» является первым фильмом созданной им продюсерской компании Raw Nerve) и даже один из любимых мной режиссеров Джон Лэндис в роли профессора Акермана (к сожалению, сцена с Лэндисом была вырезана из окончательной версии фильма, но зато она вошла в дополнительные материалы российского релиза). Отдельно хотелось бы отметить замечательного шведского актера Питера Стормаре («Братья Гримм», «Константин», «Танцующая в темноте»), который очень убедительно сыграл небольшую роль опять же профессора Акермана (видимо, создателям фильма больше понравился эпизод со Стормаре, нежели с Лэндисом).

2001M5

Теперь о сюжете. Три друга-разгильдяя Андерсон, Нельсон и Кори (Джэй Гиллеспи, Дилан Эдрингтон, Мэттью Кэри), учащиеся в одном колледже, после нравоучительной беседы с профессором Акерманом (Питер Стормаре), который преподает им историю, решают отправиться на каникулы на юг США. Проезжая по дорогам южного штата Джорджия, они знакомятся с очаровательными девушками Джоуи и Кэт (Марла Малколм и Джина Мария Хикен) и сопровождающим их парнем Рики (Брайан Гросс), явно нетрадиционной ориентации (точнее будет сказать, что пол его партнера ему безразличен). Наши герои разъезжаются, однако через некоторое время вновь встречаются в небольшом городке Плезент Вэлли, куда они попадают, свернув с основной дороги, на которой стоял указатель объезда. Туда же приезжают на мотоцикле и влюбленная парочка рокеров – афроамериканец Малколм (Машонд Ли) и восточная красотка Лия (Бьянка Смит). Население Плезент Вэлли (одетое по моде 19 века) встречает наших героев как самых дорогих и почетных гостей – гремит музыка, перед ними с речью выступает мэр Бакман (Роберт Инглунд). Молодые люди понимают, что попали на какое-то торжество. Действительно, им сообщают, что готовится грандиозный праздник ежегодного барбекю и уговаривают их остаться (как оказалось, особенно уговаривать было никого не надо, так как Нельсон и Кори были очарованы красотой местных девиц, а понравившиеся друг другу Андерсон и Джоуи решили больше времени провести вместе). В общем, все оказываются довольны. Однако никто из них не замечает развивающихся на домах флагов южан-конфедератов, странного обращения с чернокожим Малколмом (его несколько назвали «боем» – очень люблю политическую некорректность!) и того, что со временем некоторые из ребят и девушек начинают пропадать (как именно они пропадали, вы прочитали выше). Оставшаяся группа уже смертельно напуганных молодых людей начинает понимать, что местные относятся к ним враждебно и готовят им какой-то страшный сюрприз на предстоящем барбекю. Оказывается, что праздник посвящен мести южан за уничтоженный северянами во время гражданской войны городок Плезент Вэлли вместе со всем ее населением. Так кем же являются мэр Бакман и жители этого городка – безумцами, готовыми убивать ради мщения за смерть своих предков, или же безжалостными призраками прошлого? Останется кто-либо в живых в этой кровавой вакханалии? Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, смотрите закономерный финал этого фильма.

2001M6

На мой взгляд, «2001 маньяк» является отличным образцом кинематографического «трэша», который, убежден, наряду с оригиналом Льюиса станет культовым кино. Всем фанатам незамысловатых «ужастиков», в которых весело и со смаком (и даже с музыкой) убивают, непрерывной рекой течет кровь, а также любителям женских прелестей и поклонникам Роберта Инглунда настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм.

2001M7

В заключение особо хочу остановиться на превосходном российском релизе West Video. Наше издание ни в чем не уступает «родному» первозонному – анаморфированная картинка, наличие английской звуковой дорожки, в дополнительные материалы включены фильм о съемках, пробы, рекламные ролики, альтернативные и удаленные сцены более, чем на 35 минут. Отличный релиз очень своеобразного, но в целом неплохого фильма.

Navis

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий