Оправданная жестокость

Один из лучших, по моему мнению, фильмов 2006 года «Оправданная жестокость» («A History of Violence») был выпущен в России компанией Universal Pictures Rus в отличном издании, ни в чем не уступающем оригинальному первозонному. Более того, российский релиз аналогичен европейской версии, которая является немного более откровенной в плане насилия, чем американское издание (различия между двумя вариантами подробно описываются в дополнительном мини-фильме «История насилия: американская и международная версии», содержащемся на DVD).

HoV1

«Оправданная жестокость» – экранизация графического романа «История насилия» писателя Джона Вагнера и художника Винса Лока. Категорически не согласен с утверждениями многих рецензентов о том, что в основу фильма легли комиксы – в большинстве своем графические романы представляют собой законченные серьезные литературно-художественные произведения, предназначенные в основном для взрослой публики. Комиксы же имеют более легковесный характер и чаще всего являются бездумным развлечением для людей, предпочитающих процесс разглядывания симпатичных картинок чтению (хотя я и сам в детстве обожал комиксы про Бэтмена, Супермена и других супергероев). Доказательством этого как раз и может послужить представляемая здесь картина.

Фильм поставлен одним из самых моих любимых режиссеров – Дэвидом Кроненбергом, мастером сублимального кино и одним из основоположников так называемого поджанра «биологические ужасы» (ужасы, связанные с физиологическими уродствами, отвратительными деформациями человеческого организма и т.д.).

HoV5

Тем не менее, новая работа канадского режиссера не относится к жанру ужасов. «Оправданная жестокость», повсеместно тепло принятая кинокритиками, считается (на мой взгляд, весьма ошибочно) самым «мейнстримным» и «понятным» фильмом Кроненберга. Однако невооруженным глазом видна связь этой картины с его предыдущими лентами. Если раньше Кроненберг делал упор на плотские преобразования (симбиоз человека с паразитом – «Судороги», с мухой – «Муха», с телевизором – «Видеодром», с компьютером – «эКзистенциЯ»), то сейчас он изучает радикальные духовные изменения, происходящие внутри человека, попытку его сосуществования со своим антиподом.

Также свидетельством бесспорного влияния прежних картин Кроненберга, характерных показом иногда вызывающих физическое отвращение подробностей, на его последний фильм, являются непродолжительные, но очень кровавые и реалистичные сцены убийств «плохих парней» (описывать их не буду, это надо смотреть).

HoV2

В немалой степени успех «Оправданной жестокости» зависел от великолепно подобранного актерского состава. Убедителен и непревзойден в главной роли Тома Столла/Джоуи Кьюсака отличный актер Вигго Мортенсен (трилогия про Властелина Колец, «Идальго», «Идеальное убийство»). Он мастерски воплотил на экране сочетание любящего и добропорядочного семьянина и хладнокровного профессионального киллера. Потрясающе играет его преданную жену Эди Столл замечательная Мария БеллоТемные силы», «Нападение на 13-й участок» 2005 года, «Тайное окно»). Она очень талантливо сыграла женщину, узнающую, что любила и жила с человеком, которого никогда не существовало. В фильме превосходно отражены их взаимоотношения: двадцать лет супружеской жизни никак не охладили пыл почти что юношеской любви между ними – это доказано красивой эротической сценой соблазнения Тома переодетой в свою старую школьную форму «чирлидера» Эди. А какова сцена их яростного, прямо-таки животного секса, граничащего с изнасилованием, на лестнице в доме, когда Эди убеждается в том, что Том имеет темное прошлое?! Не будет преувеличением сказать, что на этом превосходном дуэте держится почти весь фильм. Очень выразителен молодой актер Эштон Холмс, сыгравший старшего сына Тома и Эди, – ему с блеском удалось передать одновременно любовь и недоверие к отцу, который всю его жизнь выдавал себя за другого человека, а также отразить зачатки зарождающего в нем насилия, переданного ему по наследству Томом. И, конечно же, очень колоритны и зловещи отрицательные персонажи – Уильям Херт («Сириана», «Таинственный лес», «Искусственный разум») в образе крестного отца одной из филадельфийских преступных группировок Ричи Кьюсака (небольшая, но, наверное, одна из лучших его ролей) и Эд Харрис («Игры разума», «Нужные вещи», «Скала») в роли его помощника Карла Фогарти.

HoV3

В одном американском городке Миллбрук, штат Индиана (кстати фильм снимался действительно в городе Миллбрук, но в Канаде), проживает замечательная семья Столлов. Отец семейства, Том Столл, добрый и миролюбивый обыватель, содержит закусочную, мать – Эди Столл, обаятельная женщина, работает адвокатом в местной юридической конторе. У них двое детей – маленькая девочка Сара (Хейди Хейз) и послушный старшеклассник Джек, к которому из-за его скромного и бесконфликтного характера в школе постоянно пристают хулиганы и задиры. Однажды в закусочной Столла появляются два матерых бандита, за которыми по всему штату тянется шлейф кровавых убийств и ограблений. При их попытке ограбить заведение, а заодно и перестрелять его посетителей, Том мгновенно и весьма профессионально ликвидирует (именно ликвидирует, а не убивает) преступников из их же оружия. В очень короткой перестрелке Том всего лишь получает легкое ранение в ступню. С этих пор он становится героем – его фотография не сходит со страниц газет, у него пытаются взять интервью, история про неудавшееся ограбление в Миллбруке становится одной из главных новостей национального телевидения. Тома очень тяготит его внезапная популярность. У него портится настроение, отношения в семье становятся натянутыми. К тому же сын по примеру отца, не выдержав оскорблений со стороны школьных хулиганов, неожиданно для себя и окружающих жестоко их избивает. Добропорядочный Том пытается убедить Джека в том, что насилие не является средством решения проблем, тем самым отдаляя сына от себя. Вскоре в закусочную заходят люди в темных костюмах, похожие на наемных убийц. Их предводитель, мужчина с обезображенным лицом по имени Карл Фогарти затевает разговор с Томом, стоящим за стойкой бара, упорно называя его Джоуи. Присутствующая при этом Эди ничего не может понять и просит незнакомцев удалиться. С этого момента жизнь Столлов превращается в ад. Фогарти и его приспешники постоянно преследуют Тома и Эди. Встретившись якобы случайно в магазине с Эди, Фогарти пытается убедить ее, что настоящее имя Тома – Джоуи Кьюсак, и что он из Филадельфии. Задача Фогарти заключается в том, чтобы отвезти Джоуи/Тома в Филадельфию, где его ждет брат, Ричи Кьюсак. Постепенно мягкие убеждения переходят в скрытые угрозы. Видя резкую перемену в Томе с появлением незнакомцев, Эди уже начинает сомневаться в том, что хорошо знает своего мужа. Ее сомнения подтверждаются, и она понимает серьезность намерений незнакомцев, когда к их дому подъезжает автомобиль Фогарти, из которого бандиты выводят Джека. Фогарти требует возвращения Джоуи в Филадельфию взамен на жизнь их сына. Том выходит из дома, чтобы окончательно перевоплотиться в Джоуи…

HoV4

«Оправданная жестокость» – это исследование сущности насилия, его влияния на окружающий нас мир. Главный герой прибегает к насилию, чтобы порвать со своей прежней жизнью, полной насилия – получается замкнутый круг. В этом и заключается основной парадокс творения канадского режиссера. Кроме того, это фильм о преемственности и «заразности» насилия (этот вопрос еще поднимался режиссером в его ранней работе «Выводок»). Картина Кроненберга ребром ставит перед нами вопрос: насколько оправданными могут быть насилие и жестокость, если на кону стоит благополучие родных людей, жизнь твоих близких и твоя собственная жизнь? Как далеко может пойти человек, защищающий себя и свою собственную семью (на ум приходит великолепный фильм Сэма Пекинпа «Соломенные псы»)? А как далеко можете пойти вы?

HoV6

Navis

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий