Высотка / High-Rise (2016)
Нечасто последнее время доводилось выходить из кинозала и видеть крепко задумавшихся людей. Да, они смеются, выбрасывают ведёрки от попкорна в урну, звонят по телефону, идут к метро. Но думают об увиденном не как об очередном сеансе в коллекции премьер, а как о наглядной и уместной аллегории развращённого собственными благами общества потребления.
Я пытаюсь подобрать точные, цепкие слова, но мой слог рушится о зеркальную стену невозможности пересказать то, что можно только увидеть. И всё же попробую.
Самая реалистичная антиутопия. Тонкая грань между философией и натурализмом. Алогичная фантасмагория и управляемый хаос.
Действие фильма – как звучание огромного оркестра, нарастающее к кульминации и вовлекающее в себя в качестве инструментов всё больше действующих лиц и ситуаций, сливающихся то в гармоничные аккорды, то в мутный и на первый взгляд спонтанный диссонанс. Высотка – это здание, где жизнь всех жильцов подчинена законам безумной, но идеально отлаженной системы, подразумевающей и классовое неравенство, и зависимость людей от бытовых удобств и благ цивилизации, и «стадное чувство», выраженное в инстинктивном желании подчиняться установленным правилам, какими бы жестокими они ни были. Люди находятся в добровольном тупике своего ограниченного сознания, им было удобно и привычно жить в месте, где предусмотрено всё до мелочей. Но стоило лишь запустить механизм выхода из зоны комфорта – и жильцы многоэтажки, ещё недавно упивавшиеся стильной роскошью или ведущие скромную рутинную жизнь, в один миг скатились по ступеням эволюции к нравам каменного века. Здесь есть лишь три человека «вне системы» – один, кто знает правду, один, кто хочет её добиться, и один, кто её создал. И все они, вне зависимости от своих мыслей, чувств и переживаний, и даже от самого факта своего существования, являются частью системы.
Странный парад персонажей возглавляет само здание – его величественно-ужасающие планы на фоне пустого неба, окружающей безжизненной стройки и хищного заката создают эстетику неминуемого.
Не сомневаюсь, многие с опаской шли на этот фильм под впечатлением от недавних работ Тома Хиддлстона. Боязнь увидеть Локи из «Мстителей» в каждом его образе не отпускала и меня, однако с первых кадров стало ясно – иной формат, иной актёр, иной образ. Вздох облегчения, и внезапное ощущение нехватки индивидуальности. Хотелось сказать, глядя в его отрешённые глаза – Том, больше личности, больше экспромта, это же живая психика, это динамика ментальной катастрофы, это шанс сыграть логику неадекватности! И всё же это не упрёк – его персонажу идут бездонные глаза, полные безнадёжного понимания и бессильной правоты.
Отдельные комплименты в адрес Джереми Айронса и Сиенны Миллер. Айронс – человек вне возраста, способный гениально воплотить странные, заумные и эмоционально насыщенные образы. Так и здесь. Сиенна Миллер – вспыхивающий, как пламя зажигалки, персонаж, яркая, легкомысленная героиня и, опять же, безнадёжно потерянная, как и всё в этом сюжете, воплощённом Беном Уитли под уникальную музыку Клинта Мэнселла.
Музыка. Она неотделима от этого сюжета так же, как и сочетание различных приёмов съёмки – от плавных калейдоскопических панорам до сбивчивого пульса ручной камеры. Симфоническая палитра звуков идеально вплетается в видеоряд, в сюжет, в настроение, в непонятную атмосферу «вне времени», где зритель поначалу теряется – то ли он в 2000-х, то ли в 1970-х. Безусловно, отсылка к эпохе написания одноимённого романа присутствует и в костюмах, и в интерьерах, и даже во внезапно и сюрреалистически звучащей АББЕ. Композиция «S.O.S.» появляется в фильме дважды, оба раза это великолепные каверы, абсолютно разные и возносящие легковесную песенку вверх по этажам шизофренической высотки к тем самым резким и справедливым мыслям, которыми задавались люди, выходившие поздним вечером из кинотеатра.
kot_pofigist
P.S. от Navis’а: выход "Высотки" на DVD/BD запланирован на середину мая 2016 года. Надеемся на качественный релиз.
Спасибо за рецензию! Фильм широко не рекламировался и не обсуждался, а судя по этому отзыву, он заслуживает внимания, поскольку поднимает серьезные проблемы, разъедающие современное общество изнутри. То самое общество, которое относит себя к “цивилизованному” (хотя всё в этом мире относительно). Эти проблемы, как можно понять, проецируются на разные времена. Но не на все. Так? Эта “вневременность” начинается с 70-х, так может быть, с того самого момента, когда и начался упадок “высоток” общества потребления?
Фильм пока не видела, но после прочтения этого интересного отзыва, обязательно посмотрю. К тому же там звучит музыка АББЫ в новом прочтении! Ностальгический сюрреализм.
Мила С.
Фильм хорошо, а книга ещё лучше! В идеале, конечно, книга в оригинале, но это на вкус на цвет.
Полностью соглашусь с тем, что отсылка к 1970-м не случайна: Баллард написал свой роман именно в это время, когда после новизны рок-н-ролла и открытий нуара чаша моральных и культурных “инноваций” переполнилась и расплескала через самые неприглядные пороки, сопутствовавшие переменам и свободолюбию.
А книга переведена на русский язык?
Мила, в 1980-х и 1990-х книга переводилась и издавалась самиздатом, насколько мне известно, в апреле 2016-го вышел относительно крупный по нынешним временам тираж в 2000 экз. Издательство АСТ, серия “Сны разума”.
Спасибо Вам за информацию,
уважаемый Kot Pofigist!
Даже не предполагала, что книга вышла у нас.
Как говорилось в одном известном отечественном фильме: “Будем искать”
Книгу купила. Всем, кто интересуется:
Джеймс Баллард “Высотка”
Москва, АСТ, 2016
Перевод с английского А.Андреева
Фантастический роман 1975 года не потерял своей актуальности, напротив, экранизированный через 40 лет, оказался пророческим и современным.