Туристас

Относительно недавно компания «Парадиз Digital» выпустила на лицензионном DVD американский фильм 2006 года «Туристас» («Turistas»).

Режиссером картины является универсальный мастер на все руки, актер/режиссер/сценарист/продюсер Джон Стокуэлл, до этого поставивший такие известные российскому зрителю фильмы на морскую тематику, как «Добро пожаловать в рай» и «Голубая волна».

Turistas1

Часто «Туристас» позиционируется как «пыточный» фильм ужасов с элементами расчлененки, своего рода «Хостел» в лесах Амазонки. На самом же деле, по моему глубокому убеждению, ленту Стокуэлла не стоит относить к «чистым» ужасам. «Туристас» представляет собой смесь приключенческого триллера, фильма про выживание во враждебной среде (survival movie), молодежной пляжной «развлекухи» и, только в последнюю очередь, ужасов. В этой картине чувствуется влияние целого ряда фильмов упомянутых выше жанров – «Добро пожаловать в рай», «Дикость», «Хостел», «Волчья яма», «Режь и беги» и многих других. Обычно слияние жанров является благодатной почвой для создания если не шедевра, то уж точно высококачественного фильма. К сожалению, у Стокуэлла этого не получилось – ему удалось лишь снять вторичную, ничем не примечательную, только местами интересную картину категории «B». На самом деле, для хорошего «хоррора» в «Туристас» чрезвычайно мало ужасов и практически отсутствует «саспенс», а для достойного приключенческого боевика не хватает захватывающего дух динамизма. Режиссер пытался напугать зрителя подробной сценой хирургического вмешательства по извлечению внутренностей у находящейся под воздействием транквилизаторов, но все полностью осознающей девушки. Эпизод, конечно, не для слабонервных, однако он скорее вызывал не страх, а отвращение. Сцена «ложной» кастрации из «Леденца», в которой, кстати, ничего не показывается, более впечатляет и ужасает.

Turistas2

Фильм неоправданно затянут (и это с учетом того, что он «идет» всего полтора часа с маленьким «хвостиком») – две трети отданы на «раскачку», и только в последние минут двадцать-тридцать начинается развязка, завершающаяся очень вялой кульминацией. При этом самые «ударные» и напряженные сцены (если их вообще так можно назвать) сняты в кромешной темноте (особенно столь любимые Стокуэллом подводные съемки) – все кажущееся напряжение сводится к нулю из-за того, что положительно невозможно зрительно различить что-либо конкретное. Совершенно не понятно, что происходит в кадре. Поначалу я возложил вину за эти недоработки на недобросовестный российский трансфер, однако позднее, прочитав рецензии западных критиков, понял, что это общая проблема, вызванная, видимо, неграмотной работой режиссера и оператора.

В картине очень много «ляпов» и логических нестыковок, однако не буду на них останавливаться – сами все увидите. Скажу только, что финал фильма мне показался совсем беспомощным и вымученным – в нем полностью отсутствует всякая разумная мотивация действий подручных садиста-доктора.

Turistas3

Весьма был удивлен статьями некоторых российских рецензентов, нашедших якобы глубокий, но завуалированный, смысл в «Туристас». По их мнению, все беды, свалившиеся на главных героев картины, коренятся в безответственности туристов из высокоразвитых государств по отношению к забитому и бедному местному населению стран «третьего мира» (в данном конкретном случае – Бразилии). Мол, если от них – иностранных гуляк, алкашей и прелюбодеев, паразитирующих на местных достопримечательностях и прелестях, нет никакой пользы, то хотя бы надо использовать их внутренние органы для лечения несчастных больных туземных детишек. Иными словами, за все надо платить. Даже своими внутренностями. Чушь какая-то. Наших рецензентов, видимо, сбил с толку посвященный этому вопросу монолог эскулапа-членовредителя, стремящегося хоть как-то оправдать свои преступные нечеловеческие действия. Убежден, что создатели «Туристас» совершенно не стремились придать картине какой-то «антитуристический» характер. Кроме того, авторы соответствующих рецензий почему-то игнорируют тот факт, что все экзотические страны, включая Бразилию, заинтересованы в привлечении как можно большего числа иностранных туристов, так как они являются источником значительных валютных поступлений в экономику. Не зря эти страны называются туристическими. Так что за предоставленные удовольствия им платят, не сомневайтесь.

Turistas4

В очередной раз меня повеселили пиарщики, «раскручивающие» этот фильм в России. В официальных синопсисах дословно содержится следующая фраза: «Туристы становятся жертвами кровавых экспериментов засекреченной военной группы…». Помилуйте! При чем здесь «засекреченная военная группа» и «эксперименты»?! Речь идет о банальной банде головорезов во главе с хирургом, практикующим незаконные операции над людьми с целью продажи их внутренних органов. Нехорошо как-то перевирать сюжет, нехорошо. А отдельные горе-рецензенты включают этот пассаж в свои статьи, что свидетельствует об их полной некомпетентности и незнании фильма.

Про игру актеров ничего писать не буду – в таких фильмах главное, чтобы они были молодыми и сексапильными. Остальное, в том числе и актерское мастерство – ненужные детали.

Turistas5

Молодые американские туристы Алекс (Джош Дюамел – «Портрет Дориана Грея», «Трансформеры»), его сестра Би (Оливия Уайлд – «Альфа Дог») и ее подруга Эми (Бо Гарретт – «Фантастическая четверка 2: Вторжение Серебряного серфера») путешествуют на автобусе по Бразилии. На крутом вираже из-за беспечности лихача-водителя автобус чуть не падает в пропасть – пока он балансирует над бездной, все успевают из него выбраться. После этого машина окончательно переворачивается и летит вниз. Американцы знакомятся с товарищами по несчастью, ехавшими в этом же автобусе, – молодыми людьми из Великобритании Финном (Дезмонд Эскью – «У холмов есть глаза») и Лиамом (Макс Браун – «Падшие ангелы»), а также с очаровательной австралийкой Пру (Мелисса Джордж – «Ужас Амитивилля» 2005 г., «Англичанин», «Цена измены»), единственной из компании, знающей португальский язык. Вместо того, чтобы дожидаться следующего автобуса, молодежь решает спуститься к пустынному пляжу, где на их счастье (несчастье?) обнаруживается бар с привлекательными бразильскими барменшами. Герои купаются, загорают и уже больше никуда не хотят уезжать. К вечеру на пляж подтягивается местная публика – начинаются зажигательные танцы и распивание кашасы (бразильский самогон из сахарного тростника). Герои заводят дружбу с немного знающим английский язык бразильцем Кико (Аглес Стейб). Утром наши туристы просыпаются в разных местах на пляже с дикой головной болью – внезапность их беспамятства объясняется не количеством выпитого хмельного напитка (хотя это тоже сыграло свою роль), а снотворным, которое кто-то им подсыпал в стаканы. К своему ужасу они обнаруживают, что остались без денег, документов, обуви и багажа. Не найдя никого на пляже, чтобы обратиться за помощью (все бразильцы успели предусмотрительно исчезнуть), молодые люди бредут в ближайшую деревню. Там они видят мальчика, на голове которого красуется кепка одного из ребят. Они за ним бегут, чтобы узнать у него судьбу других своих вещей. Видя, что мальчугана не догнать, кто-то из группы бросает в него камень. Ребенок падает и плачет, собирается большая толпа, недовольная наглым поведением незваных туристов. Вдруг появляется Кико, который советует им бежать из деревни, дабы не стать жертвами разъяренных крестьян. Он предлагает им затаиться в отдаленном доме, расположенном в джунглях, где живет его дядя. По долгой дороге к дому сквозь непроходимые леса Амазонки он показывает нашим героям свое любимое место – изумительно красивое озеро с водопадом, на дне которого есть вход в подводные пещеры. Неосторожно нырнув в озеро, Кико разбивает себе голову. Молодые люди несут его в дом, благо он совсем недалеко находится от озера. Обиталище дяди представляет собой современный коттедж, во дворе которого находятся клетки со злобными собаками. В доме туристы чувствуют себя крайне неуютно – в нем никого нет, к тому же они находят там много паспортов, принадлежащих каким-то иностранцам. Тем не менее, не видя другой альтернативы, они остаются там на ночлег. Ночью всех будет шум приближающегося вертолета. Еще не пришедших в себя от сна туристов связывает и запирает в находящиеся на улице клетки прилетевшая на самолете группа вооруженных людей под командованием некого доктора Заморы (Мигел Лунарди) – так называемого «дядюшки» Кико. Финна и Эми помещают в тайную операционную, где на глазах у шокированного англичанина доктор делает несчастной девушке полостную операцию по удалению печени. Замора и его помощники (включая Кико) оказываются бандой, похищающей ничего не подозревающих туристов, для изъятия у них внутренних органов с целью продажи в местные больницы. Пока Замора «потрошит» Эми, ее друзья сидят в клетках в страшном ожидании своей очереди…

Turistas6

Стокуэлл снял довольно посредственный фильм «на один раз», который, однако, нельзя назвать полным провалом режиссера. В нем есть свои интересные моменты и определенная «изюминка». «Туристас» может понравиться любителям соблазнительных девушек в бикини и «топлесс», красивых бразильских пейзажей и кошмарных отвратительных сцен в духе «Хостела». Следует также учитывать, что российский релиз отличается от «первозонного», нецензурированная версия которого длиннее нашей на три минуты (по данным сайта IMDB, в расширенном варианте содержатся более подробные сцены «операции» над Эми и секса между Финном и бразильской проституткой во время «гулянки» на пляже).

Turistas7

DVD с «Туристас» от «Парадиз Digital» совсем не впечатляет, хотя и содержит английскую звуковую дорожку.

Navis

Комментарии

  1. May 7th, 2007 | 8:57 pm

    Навание уж больно литовское (хотя может и бразильское, но литовский мне ближе), я первый раз когда про него услышал – думал что это литовцы что-то сняли 🙂

  2. May 7th, 2007 | 10:12 pm

    Нет, литовцы тут ни при чем – в Литве джунглей нет. А Бразилия – очень благодатное место для всякого рода ужастиков: сколько фильмов про каннибалов в этой стране было снято (даже если и снимались не в Бразилии). Одним словом, забытый цивилизацией жутковатый мир (это я о лесах Амазонии, а не о городах Бразилии).

Оставить комментарий