Отступники

Скажу честно, я не очень люблю обсуждать фильмы, получившие кинопремию «Оскар», и уж тем более писать на них рецензии. Во-первых, картины-лауреаты этой престижной награды всегда пользуются большой популярностью у СМИ, и каждый норовит «увековечить» свое мнение о том или ином «кинопризере» на страницах периодических изданий и на интернет-сайтах. Про них написано уже столько, что я просто считаю пустой тратой времени добавлять что-либо свое в этот общий огромный «котел» всеобъемлющих рецензий. Во-вторых, в своем подавляющем большинстве эти фильмы, мягко сказать, мне не совсем подходят по жанровым категориям – в основном это мелодрамы, псевдоисторические ленты, мюзиклы, биопики и исключительно политически корректные картины (хотя и организаторы мероприятия двулично открещиваются от придания церемонии политического характера и не приветствуют наличие политического подтекста в выступлениях кинозвезд). Оговорюсь, среди них есть великолепные фильмы, действительно заслуживающие всяческого поощрения, однако имеются и откровенно занудные, менторски пресные режиссерские работы, играющие на возвышенных чувствах и обостренном эстетстве публики и, что немаловажно, членов Американской киноакадемии. Я здесь умышленно не перечисляю названия фильмов, дабы не навлечь на себя праведный гнев многочисленных сторонников того или иного шедевра (ведь любой фильм, получивший «Оскара», повсеместно признается шедевром, не так ли?).

Departed1

Тем не менее, в данном конкретном случае я все же решил изменить своим принципам и написать заметку о замечательной ленте, которая называется «Отступники» («The Departed»), завоевавшей на недавней церемонии вручения «Оскаров» 2007 года аж четыре золотые статуэтки – за лучшую режиссуру, лучший фильм, лучший монтаж и лучший адаптированный сценарий.

«Отступники» выпущены на лицензионном DVD компанией CP Digital. На радость нашим видеоманам, российский релиз состоялся в начале ноября 2006 года, то есть задолго до «оскаровского» успеха и выхода первозонного двухдискового специального издания.

Departed2

Создателем «Отступников» является признанный мэтр американского и мирового кинематографа, непревзойденный Мартин Скорсезе («Последнее искушение Христа», «Авиатор», «Банды Нью-Йорка»), получивший за эту работу свой первый долгожданный «Оскар». На мой взгляд, эта картина знаменует возвращение режиссера к жанрам неонуара и социальных драм с элементами детектива, в котором сняты одни из самых его удачных лент – «Славные парни», «Казино», «Злые улицы», «Таксист». Конечно же, хотя и некоторые читатели могут со мной поспорить, «Отступники» во многом уступают указанным картинам, и уж давать Скорсезе «Оскара» нужно было прежде всего за «Таксиста» или «Злые улицы». Однако, так как этому американцу итальянских кровей раньше никак не удавалось завоевать золотую статуэтку, то сейчас просто восторжествовала историческая справедливость – он ее добился, хотя и не за свой лучший фильм (нужно иметь в виду, что практически все, за редким исключением, ленты Скорсезе великолепны – только одни чуть лучше, а другие – немного похуже). Так что все закономерно.

«Отступники» являются римейком одного из самых успешных и кассовых гонконгских боевиков последнего десятилетия «Двойная рокировка» («Infernal Affairs»). К большому сожалению, я оригинал пока не видел, так что сравнивать эти два фильма здесь не буду. Для Скорсезе делать качественные римейки не в новинку – в 1991 году он уже «выпускал» отличный триллер «Мыс страха» с Ником Нолти и Робертом де Ниро, снятый по мотивам одноименного фильма 1962 года с участием Грегори Пека и Роберта Митчума. Я, вероятно, могу ошибаться, и буду признателен, если вы меня поправите, но мне кажется, что впервые за всю историю существования «Оскара» лучшим фильмом года был признан римейк. В любом случае, честь и хвала Мартину Скорсезе, который умудрился достигнуть такого колоссального успеха не с оригинальной работой, а с кинематографической «переделкой» другого фильма. Кстати, по данным любимого мной сайта IMDB, эта лента является держателем еще одного весьма своеобразного рекорда – до сих пор еще ни один победитель в номинации «Лучший фильм» не содержал в себе столько скабрезностей, как «Отступники» – в нем слово «fuck» (думаю, что перевод здесь неуместен) употребляется 237 раз.

Departed3

Как и во всех фильмах Скорсезе, в «Отступниках» удивительно глубоко проработаны психологические портреты действующих лиц – каждый герой, будь то основной или второстепенный, имеет свою правдоподобную историю жизни, каждому хочется верить. Эмоции и страсти не надуманны, а созданы действительно рукой мастера. Естественно, огромную роль в этом сыграли актеры, но ведь их тоже нужно было безошибочно подобрать и направить по необходимому режиссеру пути (впрочем, это не касалось Джека Николсона, который, по информации «околокиношных» источников, все время импровизировал, но ведь это же Большой Джек – ему можно все!).

Режиссер занял в картине великолепных актеров, звезд первой величины – вышеупомянутого Джека Николсона (он, как всегда, притягательно зловещ и страшен в роли мафиозного босса), Леонардо ДиКаприо (его каждая новая роль поражает высоким профессионализмом, а ведь когда-то я его на дух не переносил), Мэтта Дэймона (этот удивительный лицедей с внешностью парня из соседского двора гармонично вписывается как в положительные, так и в отрицательные образы), Мартина Шина, Марка Уолберга, Алека Болдуина и других (если подробно описывать каждого из них, то данная рецензия приобретет объем многостраничного романа).

У фильма очень хороший саундтрек – основным композитором в «Отступниках» выступил талантливейший канадец Говард Шор, написавший музыку к ста с лишним фильмам и сотрудничавший с такими известными деятелями современного кинематографа, как Дэвид Кроненберг, Дэвид Финчер, Тим Бертон, Питер Джексон и многими другими. Кроме того, в фильме музыка Шора органично сочетается с популярными хитами «Gimme Shelter» Роллинг Стоунз и «Comfortably Numb» Пинк Флойд.

Departed4

Несмотря на то, что лента Скорсезе идет два с половиной часа (отличительная черта режиссера, который тяготеет к продолжительным киноэпопеям), она смотрится на удивление легко, видимо, сказывается определенный динамизм и напряжение происходящего на экране.

У меня нет никакого желания детально рассказывать о фильме, так как, наверняка, вы все его уже посмотрели, а если нет – то обязательно посмотрите (а смотреть его надо обязательно всем!). Поэтому я ограничусь общими словами.

Departed5

Действие «Отступников» разворачивается в Бостоне (по финансовым соображениям Скорсезе снимал большую часть фильма в Нью-Йорке). Полиция стремится собрать компромат на всемогущего главаря ирландской мафии Фрэнка Костелло (Джек Николсон – «Иствикские ведьмы», «Пролетая над гнездом кукушки», «Сияние») с тем, чтобы надолго упрятать его за решетку. Однако коварный и жестокий Костелло (его прототипом послужил реально существовавший бостонский гангстер Уитли Белджер) умело ведет свой грязный бизнес, и поймать его «за руку» практически невозможно. Все попытки полиции устроить засады и провести оперативные мероприятия срываются, едва успев начаться. Тогда капитан Киинан (Мартин Шин – «Апокалипсис сегодня», «Бобби», «Мертвая зона») и его заместитель сержант Дигнэм (Марк Уолберг – «Коррупционер», «Ограбление по-итальянски», «Идеальный шторм») решают внедрить молодого выпускника полицейской академии Билли Костигана (Леонардо ДиКаприо – «Титаник», «Кровавый алмаз», «Банды Нью-Йорка»), выросшего в неблагополучной семье, в банду Костелло. Киинан и Дигнэм (они единственные в полиции, кто знают истинную личность Костигана) даже не догадываются, что их тщательно продуманный план по засылке «казачка» давно уже реализуется хитрым Костелло – они сами приняли на работу в Отдел специальных расследований еще одного подающего большие надежды выпускника полицейской академии Колина Салливана (Мэтт Дэймон – «Талантливый мистер Рипли», «Идентификация Борна», «Превосходство Борна»), который с детства работает на ирландскую мафию. Со временем ведущие двойную жизнь Костиган и Салливан узнают, что в их противоборствующих станах завелся «крот». Теперь основной задачей обоих «кротов» (в фильме их называют «крысами») становится разоблачение друг друга. Ситуация осложняется тем, что оба влюбляются в одну и ту же женщину – полицейского психолога Мэдолин (Вера Фармига – «Беги без оглядки», «Маньчжурский кандидат» 2004 года), которая живет с Салливаном, но симпатизирует Костигану. От постоянного напряжения «кроты» находятся на грани нервного срыва – у Салливана возникают «мужские» проблемы, а Костиган вынужден регулярно консультироваться у Мэдолин и принимать успокаивающие таблетки. По наводке Салливана убивают Киинана, отказавшегося назвать имя своего агента в рядах мафии Дигнэма вышестоящий полицейский чин Эллерби (Алек Болдуин – «Битлджюс», «Ложное искушение», «Готова на все») отстраняет от дел. Салливана назначают руководителем группы по операции против Костелло. Он теперь имеет все официальные полномочия для того, чтобы узнать личность полицейского под прикрытием, но Дигнэм никому не дает код к секретным файлам, в которых содержится информация о Костигане…

Departed6

По большому счету, «Отступники» – это анатомия предательства. Все его главные герои ведут двойную игру и предают друг друга: Салливан предает полицию, работая на мафию; Костиган предает мафию, работая на полицию; Мэдолин, живя с Салливаном, изменяет ему с Костиганом; даже сам Костелло, будучи крестным отцом ирландской мафии, тайно снабжает полицию информацией о неугодных ему конкурирующих бандитских группировках. Скорсезе и раньше затрагивал эту тему, например в тех же «Славных парнях» и «Казино», однако здесь она достигла своего апофеоза.

Я, наверное, соглашусь со многими российскими и зарубежными рецензентами, которые утверждают, что «Отступников» нельзя назвать кинематографической классикой и шедевром (в отличие от некоторых я не считаю все «оскароносные» фильмы шедеврами). Однако Скорсезе снял мощную, сильную и умную картину, даже наплевав на счастливый голливудский финал. Кстати, именно концовка ленты, точнее, последняя фраза персонажа Мэтта Дэймона поразила меня до глубины души. Слова Салливана «Ну и ладно», которые вполне мог бы произнести любой другой герой картины, отразили духовное опустошение, смертельную усталость от нескончаемого обмана и предательства и, как следствие этого, полное безразличие к своей собственной жизни. Именно из-за этой заключительной фразы фильм стал еще более ярким и запоминающимся. Тот, кто видел «Отступников», надеюсь, поймет меня.

Departed7

Ранний, я бы сказал, преждевременный релиз «Отступников» компанией CP Digital не мог не сказаться на его качестве. Картинка широкоэкранная, но не анаморфированная, чувствуется «пленочный» трансфер – время от времени на экране мелькают «сигаретные ожоги» и «мушки». Из бонусов – только информация о создателях и исполнителях фильма, каталог продукции компании и реклама релизов. Единственный плюс – наличие английской звуковой дорожки. Очень слабо. Этот превосходный фильм недостоин такого отвратительного издания. Чтобы избежать путаницы, я говорю о ноябрьском релизе 2006 года. В апреле 2007 года CP Digital выпустила коллекционное издание «Отступников» из трех DVD, в которое кроме большого количества дополнительных материалов вошла оригинальная «Двойная рокировка». Но изменилось ли качество картинки? Не уверен, так как нигде нет информации об анаморфировании. Тем не менее, советую приобретать все же более поздний релиз, хотя бы из-за наличия «Двойной рокировки». Будет подороже, зато поинтереснее.

Navis

Комментарии

  1. Владимир Яшников
    May 26th, 2007 | 5:09 pm

    браво, лучшая русскоязычная рецензия на этот прекрасный фильм. Единственное – не соглашусь, что фильм не шедевр. Шедевр. я его просто обожаю. 4 раза смотрел. Ни одного нарекания. Режессура отличная, игра актеров (ДиКаприо в особенности) – на высоте. 🙂

    P.S. думаю, стоит добавлять скриншотов к рецензиям 🙂

  2. May 27th, 2007 | 8:37 am

    Привет,
    скринщотов – имеется ввиду кадры из фильма? или что-то другое?

  3. May 27th, 2007 | 6:17 pm

    Уважаемый Владимир,
    Весьма польщен столь приятным комментарием на данную рецензию – большое спасибо. Что же касется шедевральности “Отступников”, то ведь согласитесь, эта замечательная лента, несмотря на все ее бесспорные достоинства, все-таки немного не дотягивает до “Таксиста”, а?
    Спасибо также за совет относительно скриншотов – наверное, действительно кроме обложки DVD нужно размещать немного кадров из фильмов. Берем на заметку.

  4. Владимир Яшников
    May 28th, 2007 | 8:44 am

    да, я про кадры 🙂 в идеале — как у Экслера.

    Таксист лучше, согласен

  5. May 28th, 2007 | 10:50 pm

    Блог про Фильм…

    Я люблю смотреть фильмы. Но времени у меня на это мало, поэтому я всегда опасаюсь потратить время на какую-нибудь редкостную ерунду. И если…

  6. June 17th, 2007 | 3:59 pm

    мне отступники понравились. смотрел с удовольствием 🙂

  7. July 25th, 2008 | 3:37 pm

    Занимательная статья. Кое-что новое узнал для себя. Автору респект и уважуха 🙂

  8. July 31st, 2008 | 9:05 pm

    Диманыч, большое спасибо! Мы стараемся писать, чтобы нашим читателям было интересно. Читайте нас!

  9. Basilisc
    December 17th, 2008 | 11:33 am

    На самом деле это далеко не лучший фильм Скорцезе, хотя и один из лучших за последние годы. К тому же, он не выдерживает никакого сравнения с “двойной рокировкой”. Оригинальный фильм был сжатой пружиной, где зритель ногти грыз от напряжения, а у Марти получилась скорее тягучая психологическая драма. впрочем, если смотреть ее как самостоятельный фильм – работа достойная, но все же не вызывает того потрясения, которое вызывали ранние работы маэстро.

  10. December 17th, 2008 | 8:37 pm

    Полностью согласен с Basilisc’ом, что “Отступники” не являются лучшим фильмом Скорсезе, да и сравнивать с оригиналом их действительно не стоит. Тем не менее, фильм весьма хорош и заслуживает к себе уважения. Если бы эта картина была снята другим режиссером, то ее бы могли даже назвать своеобразным шедевром. Однако к Скорсезе, благодаря его другим, более мощным работам, уже совсем иное отношение и завышенные требования. А ведь режиссер тоже человек, и даже если он выдающийся кинодел, то все равно к нему надо иметь снисхождение, особенно когда он создает не гениальные (чего мы всегда ждем от Скорсезе), а просто хорошие и качественные фильмы.

Оставить комментарий