Лабиринт Фавна

Вновь приходится изменять своим правилам не рецензировать фильмы-победители престижных международных фестивалей, однако картина, о которой я буду писать, не вписывается в гламурные рамки лауреатов всяческих кинопремий – она стоит выше всех призов и является уникальным произведением, сочетающим в себе, казалось бы, совсем противоречащие друг другу вещи: реалии кровавой и беспощадной войны со сказочным миром, нечеловеческую жестокость с трогательной любовью ребенка к своим родным.

На церемонии вручения премии «Оскар» 2007 года эта лента завоевала три награды – за лучшую работу художника-постановщика/декоратора, за лучшую операторскую работу и за лучший грим. Кроме того, она стала лауреатом премии международного фестиваля фантастических фильмов «Фантаспорто» 2007 года в номинации «Лучший фильм». На Каннском международном кинофестивале 2006 года она заслужила двадцатиминутную овацию, хотя и никакой премии не получила.

Речь идет о замечательном фильме «Лабиринт Фавна» («El Laberinto del Fauno»).

На российском лицензионном DVD-рынке эта картина выпускалась компанией RUSCICO в двух вариантах – отвратительной и недостойной любого фильма, не говоря уже о самом «Лабиринте Фавна», версии в квадратном формате «пэн энд скэн», с кошмарной темной «картинкой» и отсутствием оригинальной дорожки и бонусов, а также в приличном двухдисковом подарочном издании (широкоформатное изображение, наличие оригинальной звуковой дорожки и большое количество дополнительных материалов).

Режиссером «Лабиринта Фавна» выступил одаренный и весьма интересный мексиканский режиссер Гильермо дель Торо («Хронос», «Блэйд 2», «Хеллбой: Герой из пекла»), который отдает предпочтение мистическим и фэнтезийным картинам с элементами ужасов. «Лабиринт Фавна», действие которого происходит в сороковых годах во франкистской Испании, является не первой лентой дель Торо, затрагивающей тему вооруженной борьбы с фалангистами, – в 2001 году он снял «Хребет дьявола» о событиях времен гражданской войны в этой стране (мне до сих не совсем понятно, почему мексиканцу оказалась так близка Испания 30-40-х годов прошлого века; ведь совершенно очевидно, что он вложил всю душу в создание этих двух фильмов, иначе бы они повсеместно не считались критиками шедеврами мирового кинематографа).

Как и в своих предыдущих лентах, в «Лабиринте Фавна» режиссер не стал изменять своему стилю и привнес в эту драматическую историю разнообразные компоненты фэнтези, мистики и ужасов, сдобренные великолепными спецэффектами. Тем не менее, «Лабиринт Фавна» ни в коем случае нельзя относить к жанру ужасов, как это делают некоторые рецензенты и даже критики. Картина дель Торо – это, прежде всего, камерная драма, происходящая на фоне ожесточенной войны между фалангистами (читай: фашистами) и испанскими республиканцами. Это – фильм-аллегория, если хотите – жестокая фэнтезийная сказка, но никак не ужасы. Да, в ней немало страшных моментов, однако дель Торо не ставил перед собой цели напугать зрителя. Он просто рассказывает о жизни впечатлительной десятилетней девочки, которая противостоит кошмарам как реального, так и вымышленного мира.

В «Лабиринте Фавна» мы боимся не ужасов, показанных на экране, а боимся за девочку, за ее судьбу. Офелия, так зовут девочку, – это Алиса, но не в Стране чудес, а в Стране мучений и постоянного страха, созданной фашистским режимом Франко. Удивительные фантазии Офелии как бы ограждают ее от страшной действительности. В то же время, мир, придуманный девочкой, напрямую связан с реальностью – в нем с волшебством и чудесами соседствуют зло, жестокость и опасность. Оба мира тесно переплетены – вы поймете это, посмотрев фильм.

Вообще сама идея сочетания реального и вымышленного не нова в кинематографе – более того, она используется в современном кино сплошь и рядом. Тем не менее, именно в этом произведении дель Торо такое сочетание приобрело особую остроту, поднялось на совершенно новый уровень и обрело удивительную красоту. Чередование реальных и иллюзорных событий порой порождает сомнения и заставляет задуматься – а может, в самом деле девочка открыла врата в альтернативный мир, где живут мифические фавны и эльфы? Очень хочется в это верить, так как подобная концепция содержит в себе надежду избавления Офелии от суровой и мрачной действительности.

«Лабиринт Фавна» вызвал довольно бурную реакцию со стороны рецензентов и критиков относительно его просмотра детьми. Мнения разделились – одни считают, что фильм ни в коем случае нельзя показывать детям, другие настаивают на обратном. Зная, что в США картина имеет рейтинг R (до 17 лет требуется сопровождение родителя или взрослого опекуна), я все же убежден, что дети (по крайней мере старше десяти лет) обязательно должны посмотреть эту картину. Все чудовища, которые фигурируют в ней, и сам Фавн, и Бледный человек, и гигантская жаба, не напугают современных детей, привыкших к еще более ужасным созданиям, показываемых на нашем телевидении (одна реклама чего стоит), и не нанесут вред их нежной психике. В то же время признаю, что сцены пыток (кстати, достаточно завуалированных) повстанцев фалангистами могут сильно впечатлить малолеток. Тем не менее, именно эти эпизоды, равно как и изображение зверств фалангистов по отношению к мирному населению позволяют детям лучше понять, что такое фашизм. Моя десятилетняя дочь, которой фильм очень понравился (она до сих пор просит меня «поставить» его еще раз) довольно спокойно перенесла вышеуказанные жестокие моменты, получив наглядный урок о злодеяниях фашистов во время войны. Никакой учебник по истории с его сухим, напичканным разнообразными датами и цифрами, языком и никакой исторический фильм про войну, каким бы хорошим он ни был, не способен привлечь внимание детей к антифашистской тематике. Гениальность дель Торо заключается как раз в том, что он сумел поднять очень серьезные вопросы о сущности фашизма и исторической справедливости (многие наши школьники под воздействием некоторых телепрограмм и различных псевдоисторических публикаций уже не могут разобраться в элементарнейших фактах о Великой Отечественной и Второй мировой войнах) и мастерски их обыграть в великолепной страшной сказке, предназначенной как для взрослых (чтобы помнили), так и для детей (чтобы знали).

Говоря о многочисленных достоинствах «Лабиринта Фавна», нельзя не упомянуть о занятом в нем потрясающем актерском составе. Вне всякого сомнения, в фильме два ведущих актера – двенадцатилетняя испанка Ивана Вакеро, блестяще сыгравшая мечтательную и одинокую в душе девочку Офелию, которая олицетворяет добро, свет и любовь, и характерный актер из Барселоны Серхи Лопес виртуозно воплотивший в жизнь фигуру капитана фалангистов Видаля, персонифицирующего зло, тьму и ненависть. Ивана Вакеро («Ромасанта: Охота на оборотня», «Ротвейлер», «Слабость» – кстати, все фильмы ужасов) и Серхи Лопес («Гарри – друг, который желает вам добра», «Между ног», «Порнографическая связь») полностью перевоплотились в своих героев и придали мощнейший эмоциональный заряд и без того сильному фильму. Высокий профессионализм и достоверность показали также Марибель Верду («И твою маму тоже», «Пансион Джерико») в роли служанки капитана Видаля Мерседес, Ариадна Хиль («Вторая кожа», «Разговор ангелов», «Медвежий поцелуй»), сыгравшая мать Офелии Кармен, и Алекс Ангуло, гармонично вжившийся в образ порядочного доктора Феррейро, медика при штабе фалангистов.

События фильма происходят в Испании в 1944 году. Беременная Кармен вместе со своей дочерью от первого брака Офелией, отец которой умер, приезжает в глухую деревню, расположенную в лесистой и горной местности на севере страны, где расквартировано военное подразделение фалангистов под руководством ее мужа, капитана Видаля. Главной задачей фашистов является зачистка района от скрывающихся в густых лесах партизан. Жестокий капитан Видаль, с садистским удовольствием расправляющийся с местными жителями, подозреваемыми в сотрудничестве с повстанцами, холодно и с отчуждением относится к Кармен, которую считает всего лишь «носителем» продолжателя своего рода (он почему-то убежден, что родится мальчик). Офелию же он практически совсем не замечает. Девочка страдает также от отсутствия внимания со стороны матери, которая очень тяжело переносит беременность и вынуждена все время соблюдать постельный режим. Единственным человеком, с которым у Офелии устанавливается контакт, становится служанка Видаля, милая и добрая Мерседес, но и она тоже постоянно занята, выполняя различные поручения хозяина. Мечтательная, начитанная и очень впечатлительная Офелия, гуляя по территории военного лагеря, случайно забредает в таинственный каменный лабиринт, построенный кем-то еще в незапамятные времена. Ночью к ней в спальню прилетает богомол, который чудесным образом превращается в крошечного эльфа. Сказочное существо манит девочку за собой, и та следует за ним в самый центр лабиринта, где встречается с огромного роста мифическим созданием с большими рогами и козлиными ногами, который называет себя Фавном (американский актер Даг Джонс, сделавший себе имя на ролях «без лица», то есть под маской или толстым слоем грима, в «Машине времени» 2002 года и «Хэллбое: Герое из пекла»). Фавн рассказывает Офелии, что она на самом деле является реинкарнацией принцессы из волшебного подземного королевства, которая много веков тому назад убежала в мир людей и погибла. С тех пор безутешный король-отец в отчаянии разыскивает свою любимую дочь. Для того, чтобы вернуться домой, девочке необходимо доказать свою принадлежность к королевской семье, а именно пройти три сложных испытания до наступления полнолуния. Между тем, продолжаются бои между фалангистами и республиканцами. Офелия случайно подслушивает разговор Мерседес с местным доктором Феррейро – оказывается, что они тайно оказывают помощь партизанам, более того, в рядах повстанцев воюет родной брат служанки. Во время очередной вооруженной схватки фашисты берут в плен одного из повстанцев. Видаль жестоко пытает его, пытаясь узнать имена жителей деревни, сотрудничающих с партизанами. Капитан фалангистов начинает подозревать Мерседес и доктора. Офелия не выдерживает второго испытания и, казалось бы, теряет возможность вернуться к отцу. В муках при родах умирает Кармен. Родившегося сына Видаль забирает к себе в кабинет. Оставшейся без матери Офелии, которую близко не подпускают к брату, Фавн дает еще один шанс стать принцессой подземного королевства – для этого она должна выдержать еще одно, самое страшное, испытание…

Гильермо дель Торо снял чудесный и завораживающий фильм, полный иносказательного смысла. С одной стороны, если «Лабиринт Фавна» воспринимать как реальную историю, это тяжелая и грустная картина с очень печальным концом (предупреждаю, что излишне эмоциональные зрители могут даже всплакнуть). Если же считать ее сказкой, волшебной, но мрачной фантазией, то фильм завершается на счастливой и весьма оптимистичной ноте. Кому как – все зависит от вашего, дорогие зрители, восприятия этого киношедевра.

Navis

Комментарии

  1. June 16th, 2007 | 5:13 pm

    Гениальный фильм.
    Один из лучших фильмов, что я посмотрел за последние десять лет.
    Капитан Видаль, олицетворяет зло в первую очередь потому, что его герой искренне верит в то, что он делает правое дело.
    Олицетворяя других со злом, легче всего оправдать любое зло против них.
    Кстати говоря, Испания, единственная страна где фашизм просуществовал дольше чем в любой другой стране в мире.

  2. June 17th, 2007 | 9:01 pm

    Уважаемый Андрей,
    Совершенно с Вами согласен – самые страшные злодеи – это те, которые считают свое дело правым. Все самые известные тираны, деспоты и диктаторы всегда оправдывали свои злодеяния именно этим.

  3. August 1st, 2008 | 3:48 am

    Да уж Достаточно спорно, поспорил бы с автором…

  4. August 1st, 2008 | 6:54 pm

    Можно и подискутировать…

Оставить комментарий