Младенец
Недавно посмотрел весьма любопытный американский психологический триллер 2007 года «Младенец» («First Born»), выпущенный на лицензионном DVD компанией «Парадиз Digital».
Фильм поставлен никому не известным режиссером Исааком Веббом, до этого снявшим всего одну, и то документальную, картину «Желание». Честно говоря, я был поражен, узнав, что такая интересная и напряженная лента как «Младенец» была создана малоопытным киноделом.
Картина Вебба незаслуженно получила низкую оценку критиков и некоторых рецензентов и уж совсем несправедливо была выпущена прямиком на DVD, минуя широкий экран (это при том-то, что в наши дни всякая откровенная кинематографическая дешевка находит себе дорогу в кинотеатры). Думается, что основными причинами всего этого являются два фактора. Во-первых, конечно, незнание крупными продюсерами и «акулами» от кинобизнеса творческого потенциала новичка-режиссера и, как следствие, сомнение относительно возможностей хорошего сбора от кинопроката «Младенца». Во-вторых, и это главное, – бездарное и некорректное позиционирование фильма дистрибьюторами и пиарщиками (подобную же ошибку повторили и российские горе-специалисты в этой области), рекламировавшие «Младенца» как достойного продолжателя мистических ужасов Романа Полански и Ричарда Доннера, воплотившихся в «Ребенке Розмари» и «Омене» соответственно. Все ждали демонических кошмаров, а получили (здесь и далее, уважаемые читатели будут «спойлеры», но без них, увы, никак не обойтись) вполне реальную, правда, страшную историю про неспособность немолодой для первой беременности женщины пережить послеродовый стресс.
Лично для меня фильм очень интересен, в первую очередь, именно отсутствием всякой чертовщины. Вебб мастерски нагнетает обстановку, показывая вполне обыденные и повседневные вещи глазами потихоньку сходящей с ума героини. Если я не ошибаюсь (а если и ошибаюсь, то буду признателен за уточнения и поправки), до Вебба в мировом кинематографе еще никто не снимал об ужасах послеродового стресса и психоза.
Несмотря на мою критику дистрибьюторов и пиарщиков фильма, все же признаюсь, что им благодарен. Заранее ничего не зная о сюжете, при просмотре «Младенца» в ожидании мистических ужасов я как бы проходил через несколько этапов его восприятия. Поначалу мне казалось, что лента Вебба является ни чем иным, как калькой с «Ребенка Розмари» Романа Полански и «Омена» Ричарда Доннера, рассказывающая о рождении Антихриста. Затем, немного сбитый с толку дальнейшим ходом событий, я начал подозревать, что первенец главной героини станет объектом охоты со стороны религиозных фанатиков и маньяков на примере «Слуг сумерек» Джеффри Оброу или «Спаси и сохрани» Чака Рассела. Позднее, пытаясь найти что-нибудь мистическое в картине, я уже думал о проклятой кукле (о ней более подробно ниже) и о доме с призраками. Но ничего этого не было. В принципе, с самого начала фильма я догадывался о вполне реальной подоплеке всего происходящего на экране телевизора, но ведь «рекламщики» твердили об обратном! Многие зрители и критики сочли себя обманутыми, разочаровались в прозаическом раскрытии интриги и не приняли этот неординарный фильм. Мне же лично состояние неведения очень пришлось по душе. Особенно я был потрясен по-настоящему страшным «неголливудским» финалом, которого я, в принципе, ждал, но не был уверен, что режиссер в итоге пойдет на это.
Суммируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что «Младенец» – психологический (никак не мистический) триллер с элементами ужасов.
Необходимо также отметить, что созданию гнетущей атмосферы безысходного кошмара способствовала талантливая игра очень симпатичной актрисы Элизабет Шу («Игра в прятки», «Невидимка», «Назад в будущее 2-3»), которая весьма достоверно сыграла женщину, постепенно погружающуюся в пучину безумия (полностью согласен с одним западным рецензентом, что в этом плане «Младенец» отдаленно напоминает шедевр Романа Полански «Отвращение» с еще молоденькой Катрин Денев в главной роли).
Лаура (Элизабет Шу), профессиональная балерина, узнает, что беременна. Ее любящий муж Стивен (Стивен Макинтош – «Другой мир 2: Эволюция», «Пиджак»), преуспевающий бизнесмен, предлагает ей уехать из Нью-Йорка в пригород, чтобы вдали от суеты урбанизации, в спокойной обстановке выносить, а затем и воспитывать ребенка. Лаура с радостью соглашается, и счастливая семейная пара покупает загородный дом. Накануне переезда Лаура зачем-то подбирает оставленный незнакомой девушкой в метро куклу-пупса, которую она сначала принимает за живого ребенка. В новом просторном особняке главной героине становится не по себе – муж приезжает домой очень поздно, и она вынуждена в одиночестве коротать время, ожидая начала родовых схваток. Впрочем, не совсем уж и в одиночестве – какую-никакую компанию ей все-таки составляют ее жизнерадостная собачка по кличке Паркер и упомянутая выше кукла-пупс. Роды Лауре даются тяжело – ей вынуждены сделать операцию кесарева сечения. После рождения очаровательной девочки Лаура становится очень мнительной и неадекватной. К тому же в доме начинают происходить странные вещи: неизвестно откуда появляются белые крысы, которых до сих пор не было, обнаруживается таинственный дневник прежней жилицы особняка, кукла-пупс постоянно оказывается не в том месте, куда ее положили и т.д. Лауру начинает угнетать давящая, клаустрофобная обстановка в доме. Все это сказывается на ее душевном состоянии – приехав как-то из магазина, Лаура обнаруживает, что Джессики (так назвали девочку) нигде нет. Мечась по дому, она неожиданно вспоминает, что оставила малыша в детском кресле на заднем сидении машины. Ситуация ухудшается, когда несчастный песик умирает, съев отраву для крыс, которую Лаура поместила в подвале. Стивен закапывает Паркера на лужайке у дома. С тем, чтобы разгрузить жену от хлопот с ребенком и дать ей немного отдохнуть, он нанимает няню с армянской фамилией Касперян (телевизионная актриса Кэтлин Чэлфант). Лаура относится к миссис Касперян с недоверием, хотя в руках няни Джессика чувствует себя хорошо и спокойно. Однажды, отдыхая в кровати, Лаура видит в экране монитора наблюдения за ребенком, как миссис Касперян наклоняется к кровати младенца с огромным кухонным ножом в руке. Лаура хватает клюшку для гольфа и бежит в детскую. Несмотря на уверения няни, что нож она нашла в кроватке Джессики, перепуганная Лаура выгоняет ее из дома. Затем, как-то поздним вечером она слышит, как вокруг особняка кто-то ходит, пытаясь проникнуть внутрь… Теперь Лаура твердо убеждена, что девочке грозит страшная опасность, и она намерена сделать все в своих силах ради ее спасения.
Исаак Вебб снял депрессивный, мрачный, давящий на психику фильм. В нем нет никаких демонов и чудовищ, но он как раз на этом и выигрывает – ведь страшнее всего на свете те кошмары, которые могут произойти в реальной жизни. В «Младенце» нет и откровенного насилия, жестокости и крови, зато от его просмотра остается крайне тягостное впечатление. Картина однозначно рекомендуется всем любителям качественного психологического ужаса и поклонникам творчества замечательной Элизабет Шу.
Данный DVD-релиз от компании «Парадиз Digital» нельзя считать образцовым – никаких бонусов в нем нет. Спасибо хоть за широкоэкранное изображение и наличие английской звуковой дорожки. Раздражает, правда, очень неприятный заводской брак, который выражается в том, что не всегда удается отключить русские субтитры при воспроизведении оригинального звука.
немолодой для первой беременности женщины пережить послеродовый стресс.
ну вообще, Элизабет Шу – 50 лет
Элизабет Шу нет еще и 46 – она 1963 года рождения. В фильме же она играет женщину, которой лет 35-36, а может, и того моложе.
На меня фильм произвел впечатление! я сама мама годовалого малыша и знаю о сложностях, с которыми женщина сталкивается после родов. беспокойство героини за ребенка – это не любовь (она еще не проснулась), а только инстинкт, мне кажется, все это достаточно точно передано.
есть несколько несостыковок. например, дверь в подвал, которая захлопывается за входящим. это как о_0? поведение мужа тоже странное, “ты должна прийти на прием, я же тебя просил и т.д.” и почему сиделку сразу не наняли, т.к. после кесарева первый месяц очень сложно что-либо делать, не говоря уже о пробежках по лесницам туда-сюда за ребенком…
вообще семья кажется какой-то странной, хотя режиссер пытался изобразить именно обычную семью.
короче, как триллер – на твердую четверку, но это если не вникать в детали…