Nice Fish – Однажды на льдине
Позвольте познакомить вас с несколько необычной для нашего киноблога статьёй. На сей раз не о фильме, а о спектакле «Однажды на льдине», на премьере которого побывала 21 марта в театре им. Ермоловой. Почему о спектакле? Ну, конечно, не просто так, а в увязке с кинематографом. Дело в том, что режиссёр Дмитрий Брусникин поставил на столичной сцене пьесу знаменитого британского актёра театра, кино и телевидения, режиссёра, драматурга, первого художественного руководителя Шекспировского театра «Глобус» в Лондоне, награждённого самыми престижными кино- и театральными премиями, друга Стивена Спилберга, в фильмах которого успешно снимался: «Шпионский мост» (2015), «Большой и добрый великан» (2016), «Первому игроку приготовится» (выходит в прокат 29 марта 2018 года). Работа в биографической драме «Шпионский мост» принесла этому актёру «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (советский разведчик-нелегал Рудольф Абель), и в этой же номинации – премии BAFTA, AACTA (Австралийская академия кинематографа и телевидения). Все, кто интересуется кино, знают его по таким фильмам, как: «Интим» (2001), «Ещё одна из рода Болейн» (2008), «Без компромиссов» (2011), «Аноним» (2011), «Дни и ночи» (2013), «Ганмен» (2015), телесериал «Волчий зал» (2015), «Дюнкерк» (2017).
Да, уважаемые знатоки, вы угадали – это Марк Райлэнс. Помимо замечательных работ, созданных им в кино и на театральных подмостках, он выступает, и весьма успешно, ещё в одной ипостаси – драматурга. Пьеса, которая заинтересовала российского режиссёра, и собранный им творческий коллектив – из современной жизни, никаких шекспировских страстей, более того, эта история про зимнюю подлёдную рыбалку!
Первый вариант пьесы «Хорошая рыба» (оригинальное название Nice Fish) был написан Марком Райлэнсом в 2008 году, тогда же состоялся рабочий прогон одного акта в Нью-Йорке. Однако Райлэнс решил дополнить текст стихотворениями в прозе Луиса Дженкинса, которые ему очень нравились. Через общих знакомых он передал своё предложение поэту, и тот с удовольствием согласился на сотрудничество. Пьеса была переработана и переосмыслена, но творческий процесс затянулся на несколько лет. Луис Дженкинс так говорил о совместной работе: «На Марке была основная нагрузка по построению структуры пьесы и приданию ей формы. Я же поставлял стихи, становившиеся текстом персонажей, а также иногда предлагал повороты сюжета… Сотрудничать с Марком – большое удовольствие. Кажется, что его энергия и энтузиазм бесконечны».
Первый показ спектакля состоялся 6 апреля 2013 года в театре Гатри (Миннеаполис), в 2016 году новая версия была поставлена в Бостоне и Нью-Йорке, а затем и в Лондоне. Райлэнс сам сыграл одну из главных ролей в спектакле (Рон). По словам Егора Бероева, продюсера и исполнителя одной из главных ролей – всё того же Рона – история про зимнюю рыбалку сразу зацепила его: «В 2016-2017 годах я много работал в Лондоне и в свободное время посещал лондонские премьеры. Я пересмотрел практически всё и влюбился в эту пьесу». И вот в марте 2018 года пьеса была представлена российскому зрителю.
Действие спектакля происходит ранней весной на замёрзшем озере в Миннесоте. А климат Миннесоты покруче, чем капризы погоды нынешней весной в Москве. Это северный штат, холодный, граничит с Канадой. Штат называют «Земля 10 000 озёр» (Land of 10 000 Lakes), а одним из его символов является светлопёрый судак. Места заповедные, мечта любого рыболова. Население штата, главным образом немецкого, норвежского, ирландского и шведского происхождения, и это немаловажный момент. Два героя, Рон и Эрик – потомки норвежских и шведских переселенцев – постоянно вспоминают о своих корнях по ходу пьесы. И этим же объясняется их страсть к зимней рыбалке. Видимо, в силу особенностей национального состава штата и прекрасных природных условий, рыбалка в Миннесоте чрезвычайно популярна не только среди мужчин, но и женщин. Зимой на озёрах можно видеть многочисленные домики «шанти» – передвижные будки разной степени комфорта в зависимости от финансовых возможностей любителей подлёдного лова.
На сцене выстроены потрясающие декорации (художник Андрей Шаров): лёд озера с лунками, который временами натурально потрескивает, белый снег кругом, домики и палатки рыбаков, лес и железная дорога вдали. Герои сидят на раскладных стульчиках, рядом разложены чемоданчики с хитрыми снастями, буры, термосы с чаем-кофе, контейнеры с нехитрой снедью в виде бутербродов… У зрителей создаётся полное ощущение присутствия ярким морозным солнечным днём на зимней рыбалке.
О чем пьеса? Конечно, о земном и вечном: о прожитой жизни, о дружбе и любви, о счастье повседневности и высоких мечтах. Как известно, рыбалка – это не просто ловля рыбы – это философия, религия, особый ритуал. Два друга, Рон (Егор Бероев) и Эрик (Михаил Трухин), сидят у лунок и размышляют вслух о разных жизненных ситуациях, в которые попадали, что получилось, а что не задалось в жизни. В пьесе нет последовательного линейного сюжета, четких разграничений: завязка–развитие–кульминация. Зато есть много житейских историй, юмора, интересных и парадоксальных мыслей, которые бессвязно вдруг возникают в голове, когда находишься наедине с природой. По ходу сюжета появляются новые герои: полковник Департамента природных ресурсов (Алексей Дубровский), девушка Фло (Ксения Алфёрова), её дедушка, старый рыбак Вейн (Игорь Ясулович), и меняются антураж и декорации: вот над озером бушует метель, которая сменяется ясной звёздной ночью, вот тёплый дом Вейна с сауной, где греются Рон и Эрик.
Особо хочется сказать о куклах, используемых в спектакле (конструктор Влад Костин, художник Светлана Рыбина). Каждый поворот сюжета (рассуждений героев) предваряет кукольное мини-представление. Куклы, машинки, деревья, домики и поезд сделаны просто классно. Сидя в зале, кажется, что ты просто переместился далеко-далеко и видишь действие с другого берега озера.
За 2 часа без перерыва пьеса легко смотрится, хорошо воспринимается, а главное, идёт без ора и надрыва, характерного для многих отечественных постановок, которые, мне кажется, являются уже устаревшим театральным приёмом. Мы живём в напряжённое время, даже трудное, поэтому, придя в театр хочется получить положительный заряд, спокойный взвешенный повод подумать о времени и о себе, получить ответы на вопросы без менторства и назидания. Как хорошо звучат диалоги и монологи героев со сцены. Надо слышать рассказ старика Вейна (в великолепном исполнении И. Ясуловича) о важности перед началом лова серьёзного разговора с наживкой и снастью, как с живыми существами, чтобы они обеспечили богатый улов. Совершенно фантасмагоричная, неожиданная и смешная концовка спектакля, но рассказывать не хочу – посмотрите сами.
Хорошую современную пьесу создали Марк Рейлэнс и Луис Дженкинс. В ней ненавязчиво затронуты такие важные темы, как: «Что я сделал, для чего жил и живу? Кто я, где мои корни? Что такое счастье?». И ещё о том, что каждый из нас попадается на свой «крючок»?. Это не американская история, а общая, понятная всем абсолютно. Что может быть ближе русскому человеку, чем рассуждения о смысле жизни двух старых друзей у лунки на зимней рыбалке. Вот как хорошо сказал об этом Михаил Трухин: «Не важно, сколько рыбы ты поймал. Важно о чём подумал, сидя на берегу». Мне кажется, режиссёру Дмитрию Брусникину, актёрам, художникам и всей творческой группе удалось перенести задумку авторов и привнести что-то своё в этот необычный и замечательный спектакль.
P.S. Про работу Марка Райлэнса в фильме «Шпионский мост», о других актёрских работах и о реальной исторической подоплёке событий, показанных С. Спилбергом в этой ленте, можно прочитать в замечательной рецензии Дилетанта на нашем сайте (архив – июнь 2017 года, «Шпионский мост – Bridge of Spies»).
Мила Северная
Удивительная, чудесная театральная рецензия! И, на мой взгляд, она полностью укладывается в идеологию блога. Невозможно ограничиться только кинематографом, потому что в нем реализуются Личности гораздо более крупные и значимые, чем их киногерои. Это относится ко многим выдающимся актерам, нравятся они нам или нет: и Марк Рейнолс, и Альберт Шварцнеггер, и Эмир Кустурица, и Рональд Рейган (актер кино, губернатор Калифорнии и Президент США), каждый по-своему, доказали, что они – Личности. И таких очень и очень много. И актеров, и актрис.
А тут – история про постановку пьесы выдающегося актера, сценариста, продюсера и драматурга, руководителя Лондонского Шекспировского Театра, оскароносца Марка Рейнолса на московской (!) сцене. Великолепный mix кино и театра, кинокритики и критики театральной. Да еще и с профессиональным разбором постановки Егора Бероева и его партнеров по «Театру современной пьесы»! Я уж не говорю о том, что Миле Северной удалось, вместе с Рейнолсом, «проникнуть в душу» рыболовов-любителей, для которых рыбалка – это образ мыслей и поведения, отношения к жизни и людям, возможность подумать, пообщаться, просто поговорить. Или помолчать… А чего стоит рассказ про «шанти» разной степени роскоши? В свое время я сам наблюдал эти самые «шанти», завидуя их невиданным для меня удобствам. Правда, это было не в Миннесоте, а чуть севернее, в Канаде. Это вам не коллективное плавание рыболовов на льдине в открытом море…
А еще – я пожалел о своей нерасторопности. Ведь совсем недавно, в начале марта в Москве мне довелось попасть в «Театр Наций» на спектакль «Аудиенция» по пьесе Питера Моргана. История встреч британской королевы Елизаветы II с ее 12 премьер-министрами на протяжении более чем 50 лет правления. От Уинстона Черчилля и далее. Без хронологии. Обо всем.
В Москве – блистательная роль Инны Чуриковой. В Лондоне – не менее блистательная Хелен Миррен. И она же в роли Елизаветы II не только в фильме ‘The Queen’ (2007), но и в фильме “The Audience” по той самой пьесе П. Моргана.
М.С. в своей театральной рецензии идет «от кино», я бы пошел в кинорецензии «от театра». Но увы. Мила успела, а я нет…
Впрочем, это не соревнование. Так, легкая грусть о том, что не все успеваешь…
М.С., искренне благодарю Вас за талантливую рецензию. Уверен, что открытый Вами жанр будет тепло воспринят аудиторией нашего блога.
Искренне Ваш, Diletant
Уважаемый Дилетант!Вам сказочно повезло, Вы посмотрели спектакль, на который ходит “вся Москва” – “Аудиенция” в Театре Наций. Мне пока не удалось, но постараюсь взять его штурмом:) А пока прошу – найдите время, напишите рецензию, вот именно так, как Вам видится, в движении от театра к кино. “Аудиенция” и “The Audience”, Инна Чурикова – Хелен Миррен. Это очень интересно! Тем более у Вас свежайшие впечатления, дело-то было в марте…
Мила С.