Моди – Maudie

«Моди» (Ирландия, Канада) – биографический фильм о жизни и творчестве канадской художницы Мод Льюис. Мировая премьера прошла в 2016 году на Международном фестивале в Торонто. В Москве премьерный показ состоялся в «Каро-Октябрь» 14 марта 2018 года в рамках Irish Film Festival. Фильм создавался непросто, хотя сценарий был написан давно. По словам режиссёра картины Эшлин Уолш (Ирландия), она десять лет искала спонсоров на этот проект. Но в конце концов все сложности были преодолены, и фильм получил заслуженный успех у зрителей и критиков. Именно «Моди» стал фильмом, открывшим Фестиваль ирландского кино в Москве, на котором режиссёр присутствовала в качестве гостя.

Мод Льюис (1903-1970) является самым известным представителем канадского народного или примитивного искусства. Она была художником-самоучкой и рисовала свои жизнерадостные картины всю жизнь. Родилась в маленьком приморском городке в канадской провинции Новая Шотландия у Джона и Агнес Доули. Мод была инвалидом с детства, плохо ходила, руки скрючил ревматоидный артрит, но она никогда не унывала, несмотря на жестокие удары судьбы. После смерти родителей переехала в город Дигби к тётке, но довольно быстро ушла от неё, нанявшись в качестве домработницы к разносчику рыбы Эверетту Льюису, а затем вышла за него замуж. У них был маленький домик за городом, на заброшенной дороге. До появления в домике Мод, он представлял собой запущенную холостяцкую берлогу, но она не только навела там порядок, но и расписала его необыкновенно яркими цветами, узорами, птицами. В настоящее время домик Льюисов весь целиком представляет собой музейный экспонат. Для съёмок построили точную копию этого дома.

В главной роли снялась замечательная британская актриса Салли Хокинс (звезда оскароносной «Формулы воды»). Она тонко передаёт характер и эмоции женщины, обделённой возможностью нормально двигаться, и создает необычайно светлый образ художницы, весь мир которой составляли небольшое пространство её домика и двора, банки с красками, кисточки и, конечно, любимый человек, её суровый немногословный муж Эверетт (Итан Хоук). Режиссёр Эшлин Уолш говорит об актрисе: «Хотя у Салли Хокинс много ролей, я считаю, что Моди – это её лучшая роль».

В фильме рассказывается трогательная история о любви и счастье, которые можно обрести в любых обстоятельствах. Моди пришла в дом к Эверетту, как служанка, с которой он не считался, обращался грубо и резко, но мягкая сила этой женщины, её внутренняя гармония, увлеченность рисованием, которое стало неожиданно приносить доход, заставили оттаять душу Эверетта. Он согласился на женитьбу, даже взял на себя работу по дому, и предоставил жене полную свободу творчества. Не только он стал ей опорой, но и Моди стала для него незаменимой. В конце фильма Эверетт искренне говорит умирающей Моди: «Как же я не мог понять, что ты совершенна!». Эти слова адресованы женщине-инвалиду, которую совершенно изломали страшные недуги – артрит и эмфизема лёгких. Этот непробиваемый грубиян плачет от горя, теряя свою единственную любовь. В ответ Моди произносит, улыбаясь: «Главное, я была любима, я была любима…».

Картины Мод Льюис при внешней простоте приёмов завораживают особой жизнерадостностью, чистотой цвета, доброй наивностью. Почему произведения художников-самоучек становятся такими популярными? Мне кажется, всё дело в искренности их творчества, они не гонятся за деньгами, не придумывают новые направления в живописи, не ищут признания и восторгов публики. Они рисуют, как дышат. Вспомните грузина Пиросмани с его вывесками и картинами на клеёнках – тот же случай.

В фильме Моди говорит о себе: «Пока я могу просто сидеть у окна и держать в руках кисточку, я счастлива». Ей повезло, у неё нашлась почитательница. Состоятельная женщина Сандра (Кэри Матчетт), которая приехала к Эверетту за рыбой и случайно увидела росписи стен в домике Льюисов, заказала несколько небольших картин Моди, а потом ещё и открытки. Со временем она увезла их в Нью-Йорк, где нашлись ценители примитивизма. О Моди заговорили, ею заинтересовались пресса и телевидение, туристы заезжали поглазеть на расписной домик, её открытки продавались в местном магазине, и люди охотно покупали их за 5 долларов. Владелец лавки удивлялся: «Мой 5-летний ребёнок нарисовал бы лучше!», не понимая почему открытки Мод пользуются такой популярностью. В настоящее время картины Мод Льюис находятся в музеях и частных коллекциях, продаются за большие деньги, о которых бедная Мод даже и не мечтала. Например, на аукционе в Онтарио 20 мая 2017 года её небольшая картина «Портрет Эдди Барнса и Эда Мерфи, ловцов омаров (вид с залива)» была продана за 45 тысяч долларов.

В фильме много пронзительных сцен, задевающих за живое. Одна из них, когда Моди узнает, что её ребёнок, которого она «нагуляла» в юности, не умер, как сказали ей тётя и брат, а воспитывается в приёмной семье у обеспеченных людей. Брат Чарльз Доули (Закари Беннер), разбазаривший наследство родителей и оставивший Моди на попечение не любившей её тёти Иды (Габриэль Роуз), продал младенца приёмным родителям. Перед смертью Ида кается и рассказывает правду. Совершенно неожиданно для раздавленной этим сообщением Моди, замкнутый и нелюдимый Эверетт тайно находит семью, где воспитывается её дочь, и везёт Моди к этому дому. Моди еле стоит на ногах, глядя огромными, полными горя глазами, на стройную симпатичную девушку в саду. Вот она, так близко – её дочь, несбывшаяся радость. Чёрствость близких, лишивших её дочери «из лучших побуждений», буквально на глазах ещё больше сгибает эту маленькую, больную женщину, но не ломает её сильный характер.

Как потрясающе Салли Хокинс сыграла эти сцены! Ни грамма фальши, ни наигрыша, высочайшее актёрское мастерство. Она показала даже не игру, а подлинные чувства отчаяния человека в трагической невозможности что-то изменить, но при этом, нашедшего в себе силы воскреснуть для жизни и творчества. Главное, что её девочка здорова, окружена заботой и любовью и никогда не испытывала тех страданий, которые выпали на долю Мод. Актерский состав фильма хорош, но, конечно, первая скрипка – это Салли Хокинс.

Можно отметить отличную операторскую работу (Гай Годфри) – летние и зимние пейзажи Новой Шотландии завораживают: бухты, маяки, маленькие городки, аккуратные домики, поля. Хорошая музыка дополняет видеоряд (композитор Майкл Тимминс). Фильм «Моди» поразительно поэтичен, он никого не оставит равнодушным. Ирландцы снимают хорошее, интересное кино о настоящей жизни. Смотрите, не пожалеете.

Мила Северная

kot_pofigist

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Оставить комментарий